Болонский процесс
В марте 2010 года Казахстан подписал Болонскую декларацию, став полноправным участником Болонского процесса. Основная цель участия Казахстана в Болонском процессе – повышение конкурентоспособности высшего образования Казахстана через реализацию его основных принципов.
Присоединение к Болонскому процессу определило основные направления и приоритеты модернизации высшей школы Казахстана. Вхождение в мировое образовательное пространство будет способствовать скорейшему росту интеллектуального потенциала нации и ее конкурентоспособности.
В соответствии с взятыми обязательствами, Казахстан должен до 2020 года осуществить ряд мероприятий: обеспечение «прозрачности», максимальной сравнимости за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов; введение единой системы образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций и их взаимного признания, формирование развитых структур по обеспечению качества подготовки специалистов и др.
В настоящее время проводится целенаправленная, последовательная работа по сближению казахстанской системы высшего образования с образовательными системами стран-участниц Болонского процесса.
В условиях практической реализации основных принципов Болонского процесса в Казахстане возникла необходимость создания структуры, координирующей деятельность вузов и осуществляющей мониторинг эффективности проводимых реформ. В этой связи, по инициативе МОН РК в рамках функционирования НЦОКО был создан Институт Болонского процесса.
Миссия института: повышение конкурентоспособности и качества высшего образования Казахстана через реализацию принципов Болонского процесса.
Цель: разработка и реализация комплексных мер по внедрению основных принципов Болонского процесса в вузах Казахстана, мониторинг их эффективности.
Основными задачами Института являются:
- анализ успешного зарубежного опыта реализации принципов Болонского процесса и адаптация его к реалиям Казахстана;
- разработка системы мероприятий по реализации принципов Болонского процесса в Казахстане;
- координация деятельности высших учебных заведений по развитию Болонского процесса в Казахстане, разработке структуры и содержания высшего образования с учетом международных требований;
- разработка методологии гармонизации образовательных программ;
- проведение консультаций, семинаров по разработке многоуровневых образовательных программ в соответствии с дублинскими дескрипторами и требованиями казахстанского и международного рынка труда;
- разработка сопоставимых с общеевропейскими методологий и критериев оценки качества образования;
- достоверное информирование граждан о возможности получения качественного образования;
- методическое обеспечение вузов и заинтересованных организаций по определению качества высшего образования;
- обучение персонала вузов функционированию в новой образовательной среде;
- разработка нормативной документации и консультирование вузов по внедрению системы ECTS в учебный процесс и академическому признанию;
- консультирование вузов по взаимодействию с работодателями для определения результатов обучения и формирования национальной квалификационной рамки в соответствии с общеевропейскими стандартами.
Реализация БП в РК
Основные параметры Болонского процесса
Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством - членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования.
Присоединившись к Болонскому процессу, страны-участники принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров, которые подразделяются на: обязательные, рекомендательные, факультативные.
Обязательные параметры Болонского процесса
Обязательные параметры рассматриваются как первостепенные для создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру. К ним относятся:
- трёхуровневая система высшего образования;
- академические кредиты ECTS;
- академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;
- Европейское приложение к диплому;
- контроль качества высшего образования;
- создание единого европейского исследовательского пространства.
Трёхуровневая система высшего образования.
После принятия в 2007 году нового Закона Республики Казахстан «Об образовании» в системе образования Казахстана регламентирована возможность реализации многоуровневой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура – докторантура), которая предусматривает движение от общего к частному, т.е. сначала человек получает широкое образование по какому-либо направлению, а затем постепенно переходит к более узкой подготовке через образовательные программы, ориентированные на специализацию.
Такая система с точки зрения методики и идеологии обучения позволяет со студенческой скамьи развивать у студента способности и навыки к обучению на протяжении всей жизни, приобретать навыки межличностного общения. Она обеспечивает достаточно четкую реализацию полученных знаний, способствует диверсификации методологии и методики обучения на разных уровнях подготовки кадров.
Академические кредиты ECTS.
Сегодня во всех гражданских вузах Казахстана внедрена кредитная технология обучения. Разработана казахстанская модель перезачета кредитов по типу ECTS, которую все вузы Казахстана должны внедрить к 2015 году. ECTS– это система для обеспечения возможности постепенного накопления и переноса зачетных единиц, основанной на прозрачности результатов обучения и образовательного процесса. Она способствует планированию, оценке, признанию и обоснованию квалификаций и единиц обучения. ECTS широко используется в формальном высшем образовании и может применяться в обучении в течение всей жизни. Созданная для удобства система базируется на оценке трудоемкости учебной работы студента, необходимой для достижения целей обучения по данной программе. Эти цели должны быть описаны в терминах установленных итогов обучения и компетенций.
Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
Новые Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан, предусматривают организацию академической мобильности, разработана Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан. Академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.
Сегодня 38 вузов разработали и реализуют совместные образовательные программы. Это позволило обеспечить развитие академической мобильности обучающихся и преподавателей. Участие в этом процессе означает для наших вузов повышение конкурентоспособности казахстанских образовательных услуг, признание высокой квалификации ученых и преподавателей. В этой связи, без знаний мировых языков, этот процесс представляется достаточно затруднительным.
С целью активизации полиязычного образования в вузах республики внедряется уровневая модель изучения языков в соответствии с международными стандартами. Так, утверждены новые типовые учебные программы по дисциплинам «Казахский язык», «Русский язык» и «Иностранный язык».
Разработан механизм внутренней академической мобильности по принципу «региональный вуз – национальный университет», когда студенты региональных вузов могут пройти обучение в ведущих вузах республики.
Благодаря государственной программе Министерства «Привлечение зарубежных специалистов в вузы Казахстана для подготовки специалистов с высшим профессиональным и послевузовским образованием» значительно усиливается трансферт знаний и технологий, вырабатываются новые подходы и методики обучения.
Европейское приложение к диплому.
Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) является единым официальным документом об образовании, признаваемым всеми странами-участницами Болонского процесса, дает возможность продолжения учебы за рубежом. Приложение заполняется на английском языке и содержит описание характера, уровня, объема, содержания и статуса полученного образования, данные о степени усвоения материала программы, информацию о системе оценивания результатов обучения. Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.
Контроль качества высшего образования.
В Казахстане аккредитацию вузов будут проводить аккредитационные агентства, внесенные в Национальный реестр аккредитационных агентств. На сегодня в данный реестр включены 4 зарубежных и 2 национальных аккредитационных агентств.
При этом институциональную аккредитацию проводят независимые национальные аккредитационные агентства, специализированную – и зарубежные, и национальные агентства. В целях разработки механизма признания в стране аккредитационных агентств утверждены требования к аккредитационным органам и порядок их признания, создан Республиканский аккредитационный совет для принятия решения о включении аккредитационного органа в Национальный реестр. Для обеспечения качества образования усовершенствован институт аккредитации. Согласно новому Закону Республики Казахстан «Об образовании» аккредитация будет осуществляться лишь теми аккредитационными агентствами, которые войдут в Национальный реестр аккредитационных органов.
В целях разработки механизма признания в стране аккредитационных агентств утверждены требования к аккредитационным органам и порядок их признания. Кроме того, создан Республиканский аккредитационный совет для принятия решения о включении аккредитационного органа в Национальный реестр. Вузы, прошедшие специализированную аккредитацию, будут вправе выдавать гражданам документы об образовании собственного образца по аккредитованным специальностям.
Рекомендательные параметры Болонского процесса
Эти параметры Болонского процесса имеют рекомендательный характер и являются полезными в продвижении принципов Болонского процесса. К ним относятся:
- единые европейские оценки;
- активная вовлечённость студентов;
- социальная поддержка малообеспеченных студентов;
- образование в течение всей жизни.
Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
Bologna-ProzessЕжегодно растет объем госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием. Акимы, социальные партнеры, ректоры высших учебных заведений принимают активное участие в социальной поддержке студентов. Студентам из социально уязвимых слоев населения, отличникам учебы выделяются гранты вузов, социальных партнеров и работодателей, в вузах Казахстана оказывается целевая поддержка малоимущих детей.
Образование в течение всей жизни.
Это философия образования, образовательная политика и стратегия, предусматривающие создание условий для охвата как формальным, так и неформальным образованием в течение всей жизни человека. В широком смысле концепция обучения в течение всей жизни рассматривает обучение как стратегию, помогающую людям справиться с собственным становлением, зрелостью и старением в том обществе, где они живут. В этом смысле она соотносится с теориями человеческого развития. В более узком смысле в последнее время этот термин выражает потребность людей в постоянном обновлении, расширении и приобретении умений, которые обеспечивают возможность трудоустройства и конкурентоспособности на современном рынке труда для поддержания собственного благосостояния.
На сегодня в Казахстане разработана и утверждена Национальная рамка квалификаций (НРК), основанная на результатах обучения. Данная рамка сопоставима с Европейской рамкой квалификаций. Кроме того, на основе НРК начата разработка отраслевых рамок квалификаций (ОРК). Основной идей данных рамок является реализация в будущем принципов признания результатов предыдущего обучения независимо от форм образования. Иными словами, к 2020 году будут созданы условия для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации.
Факультативные параметры Болонского процесса
Факультативные параметры имеют большую значимость в планировании и организации учебного процесса с учетом интересов работодателей и запросов общества.
- гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;
- нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;
- модульная система;
- дистанционное обучение, электронные курсы;
- академические рейтинги студентов и преподавателей.
Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
Согласно Государственной Программе развития образования РК на 2011-2020 годы будут пересмотрены структура и содержание высшего и послевузовского образования. Прежде всего, будут расширены границы академической свободы высших учебных заведений в формировании образовательных программ, а обновление содержания высшего образования будет осуществляться по запросам работодателей.
С 2011 года академическая свобода вузов в бакалавриате расширена до 55 %, в магистратуре до 70 %, в докторантуре до 90 %. Это дает возможность вузам самостоятельно разрабатывать образовательные программы с привлечением работодателей и социальных партнеров. Соответственно, предлагать широкий спектр образовательных программ, различные актуальные дисциплины и учитывать потребности регионального рынка труда. При этом образовательные программы разрабатываются вузами в соответствии с Дублинскими.
Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
Наряду с обязательными дисциплинами программы профессиональной подготовки включают и курсы по выбору студентов, элективные курсы, предусматривается возможность разработки индивидуальных программ, что широко используется в практике зарубежных вузов. К 2020 году в стандартах высшего образования компонент по выбору будет доведен до 70%, магистратуры – до 80%, докторантуры – до 95%. Компонент по выбору может включать различные образовательные программы по подготовке кадров по смежным специальностям. Вузы самостоятельно определяют перечень дисциплин компонента по выбору в соответствии с требованиями рынка труда. Это повышает академическую свободу и мобильность вузов и позволяет учитывать особенности рынка труда конкретного региона в соответствующих специалистах.
Модульная система.
Одной из особенностей модульной технологии обучения является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти (слуховой, зрительной, моторной и т.д.), мышления, внимания, восприятия посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждении, в общении, игре, в познании и творчестве; на развитие активного словарного запаса (устной и письменной речи). Модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения, заданным стандартом, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции. Модули используются для более сложной конструкции, к примеру, для образовательной программы.
Дистанционное обучение, электронные курсы.
В последние годы высшие учебные заведения Казахстана активно внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. В основном это кейс-технологии и ТВ-технологии. В 42 вузах республики проводится эксперимент по внедрению технологий дистанционного обучения. В целях установления единых требований при реализации дистанционной формы обучения в вузах приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 590 утверждены «Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан». Систематически в регионах Казахстана проводятся конференции по внедрению дистанционного обучения.