Ориентированы на педагога новой формации

БІЛІМДІ ЕЛ = ОБРАЗОВАННАЯ СТРАНА, 2019 год, 10 декабря (№ 46), С. 13.

В КГПУ им. У. Султангазина с этого года действует Департамент дополнительного образования. Курсы, проводимые департаментом, позволяют удобно, быстро и недорого получить или углубить свои знания по определенному аспекту педагогической деятельности.

Путь к повышению качества образования в условиях глобальных тенденций лежит через инновации. И эта задача не может быть выполнима без высококвалифицированных педагогов. Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев справедливо отмечал: «Елдің келешегі – ұстаздың қолында» – «Будущее страны – в руках учителей».

В современном, быстро меняющемся мире востребованы конкурентоспособные и успешные педагоги с активной лидерской позицией, готовые меняться и учиться в течение всей жизни. Но такая модель педагога-лидера требует постоянного повышения квалификации.

В сфере образования Костанайской области трудится более 20 тысяч педагогов, воспитателей, мастеров производственного обучения. Больше половины из почти 13 тысяч школьных учителей – с высшей и первой категориями.

Около 4 тысяч педагогов школ или каждый третий успешно прошли национальный квалификационный тест и получают доплату от 30 до 50% от оклада. В области 70 педагогов-мастеров, свыше 1100 педагогов-исследователей, более 2,7 тысяч педагогов-экспертов и модераторов.

Высокий учительский потенциал позволяет внедрять инновации. В текущем году действует 69 экспериментальных площадок и 97 пилотных школ. В приоритете – внедрение трехъязычия, переход на латиницу, краеведение и инклюзивное образование. Среди результатов экспериментальной деятельности – создание цифрового ресурса «Познай свою землю», разработка комплекса коммуникативных настольных игр, открытие новых школьных музеев.

Все это было бы невозможно без активно работающей системы повышения квалификации педагогов. Но и здесь есть свои подводные течения. Зачастую педагоги казахстанских школ в вопросе повышения квалификации ограничивают сами себя, не стремясь узнать о новых возможностях, предоставляемых в этой области как государственными, так и неправительственными организациями.

В среде педагогов бытует мнение, что аттестационные комиссии учитывают лишь курсы, организованные НЦПК «Өрлеу» или Центром педагогического мастерства, и учителя ждут от них разнарядки по не всегда удобному для них самих графику, часто без учета пожеланий и интересующей тематики.

Отмечу, что немаловажную роль при присуждении квалификационных категорий играет профсоюз, ведь работа согласительных комиссий направлена на отстаивание прав педагогов в спорных случаях, активисты профсоюзного движения выступают на стороне учителя, способствуя принятию положительного решения. И это важная задача локального профессионального союза работников образования и науки Костанайской области.

Следует уточнить, что аттестационные комиссии учитывают курсы повышения квалификации, включающие по программе не менее 36 часов, при этом совершенно не ограничивая педагогов в выборе организатора курсов. И это открывает для творческого и думающего учителя большой простор выбора тематики, времени и формы повышения квалификации. Ведь только обладая современными знаниями и навыками в нескольких областях профессиональной деятельности, учитель способен достичь успеха в собственной деятельности и воспитать успешных учеников.

Департамент дополнительного образования КГПУ им. У. Султангазина предоставляет для учителей Костанайской области новые возможности. Курсы, проводимые департаментом, позволяют удобно, быстро и недорого получить или углубить свои знания по определенному аспекту педагогической деятельности.

Несомненно, важным аспектом повышения квалификации для педагогов школ является возможность прохождения курсов без отрыва от работы или параллельно с получением основного образования. Для современных учителей постоянная педагогическая практика – важный инструмент самосовершенствования, сохранить ее и дать возможность развития – наша общая задача.

Одной из важных задач Послания Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» стало сокращение разрыва между сельскими и городскими школами, создание равных стартовых возможностей для каждого учителя и ученика. И сегодня уверенно можно сказать, что в этом направлении сделано как никогда много. Недаром в числе лучших педагогов страны в 2019 году – четверо педагогов Костанайский области, и впервые за восемь лет существования конкурса все наши победители на звание лучших среди педагогов школ – это представители малокомплектных школ сельских регионов области.

Курсы Департамента дополнительного образования позволяют учителю любой сельской школы быть в курсе основных тенденций мирового образования, познакомиться с последними разработками ведущих педагогов, развить навыки информационной компетенции. В этих целях департамент предоставляет самое современное оборудование и применяет инновационные технологии, а также большой выбор тематических курсов в целях всестороннего развития гармоничной личности педагога.

Программы курсов повышения квалификации научно-педагогических кадров департамента опираются на современные достижения фундаментальных и психолого-педагогических наук, мировой и отечественный педагогический опыт. В них учтены новые образовательные концепции, внедрение обновленного содержания образования.

С 1 сентября к программе обновленного содержания приступили 4, 9 и 10 классы, то есть общий охват учеников, включенных в новую систему, в Костанайской области составляет более 100 тысяч школьников. Для современного учителя назрела необходимость ввести в постоянную практику виды работ, направленных на формирование критического мышления школьников, а также навыков функциональной грамотности.

Педагог новой формации должен соответствовать требованиям времени. А это значит не только уметь использовать современные технологии на уроках, но, прежде всего, научить своих учеников критически мыслить, ставить проблемные вопросы, исследовать, выдвигать гипотезы и самостоятельно находить ответы, используя разные источники информации. Важным принципом современного обучения является также применение учениками полученных знаний на практике, в повседневной жизни. Выпускник школы на данном этапе развития общества должен быть конкурентоспособным и востребованным, готовым адаптироваться к быстро меняющимся условиям в современной рыночной среде, должен соответствовать экономическим запросам развития нашего государства.

Такого ученика может воспитать только постоянно совершенствующийся педагог, знакомый с основными тенденциями развития и запросами общества.

В Департаменте дополнительного образования для подготовки именно таких педагогов в единой системе работы со слушателями курсов используются инновационные технологии, интерактивные методы и средства обучения.

В ходе обучения педагоги школ области не только получают необходимые знания, умения и навыки, но и возможность развить коммуникативные навыки и навыки конструктивного взаимодействия в коллективе, столь важные в современном обществе. Совместная работа, групповые проекты и задания, сменяющиеся группы, где необходимо умение работать в команде – вот что способствует развитию коммуни-кативных навыков учителя.

Занятия ведут преподаватели КГПУ им. У. Султангазина, заинтересованные в поиске активных и целеустремленных сотрудников. Очень часто это позволяет слушателям уже сейчас начать свою педагогическую карьеру, выстроить собственную траекторию саморазвития и положительно зарекомендовать себя в профессиональной среде.

К проведению курсов привлекаются ведущие ученые и специалисты университета, имеющие большой научно-педагогический и практический опыт, прошедшие стажировку в ведущих учебных заведениях Республики Казахстан.

Следуя по пути прогресса, нельзя забывать о своих исторических корнях и великих предшественниках. «Человек стал человеком благодаря разуму», – утверждал мыслитель и философ Абу Насыр аль-Фараби, чье 1150-летие нам предстоит отметить в грядущем году. В своих трудах он наравне с талантом ставил целеустремленность и усердие, что особенно актуально для профессии учителя.

Педагоги   области   наравне с самыми последними разработками технологий, методов и средств обучения, инноваций, происходящих в науке, образовании и производстве в ходе курсов знакомятся с лучшими традициями казахстанской педагогики, наработанными методиками и практиками. Учителя получают полное представление о компетентном подходе к результатам обучения, о требованиях профессиональных стандартов квалификаций. Деятельность курсов повышения квалификации департамента практико-ориентирована на потребности рынка труда.

Так, в области принимаются активные меры по развитию трехъязычия - важного условия конкурентоспособности выпускника. Наш опыт по преподаванию предметов естественно-математического направления на английском языке получил высокую оценку коллег из всех регионов страны в ходе республиканского семинара в марте текущего года.

За три года количество пилотных школ, полностью или частично внедривших преподавание на английском языке, увеличилось на 72 единицы: с 16 в 2017 году до 88 в текущем году. На предметно-языковых курсах обучено почти 700 педагогов школ. Активизировать работу в данном направлении могут языковые курсы департамента, где преподают высококлассные специалисты с помощью современных цифровых технологий.

Можно отметить также работу летних школ и подготовительных курсов, которые реализуют задачу непрерывного образования педагогов области.

Важной задачей Департамента дополнительного образования КГПУ им. У. Султангазина является помощь слушателям курсов по выстраиванию индивидуальной образовательной и карьерной траектории, по раскрытию потенциальных возможностей, внутренних ресурсов роста. Деятельность департамента во всем направлена на формирование педагога новой формации.

Убежден, что учитель новой формации должен быть и консерватором, и творцом одновременно, и здесь невозможно отделить одно от другого. Талантливый учитель должен уметь сочетать в своей работе лучшие традиции казахстанского образования с самыми современными инновационными технологиями.

Основой любого образования всегда будет личность учителя, который несет ученикам не только знания, но и уроки нравственности и морали, закладывает основы патриотизма и гордости за свою страну в души и сердца детей.

Владислав ИСКАНДИРОВ,

директор департамента дополнительного образования КГПУ им. У.Султангазина

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека СМИ о нас Ориентированы на педагога новой формации