Я ВЫБИРАЮ ИСТФАК

Костанай, 28 апреля, 2005 г.

Каждое время предъявляет новые требования к специалисту. Сегодняшний студент исторического факультета, конечно же, отличается от вчерашнего. Но именно на историческом факультете во все времена присутствовал особый дух - дух преемственности традиций и поколений. Наш сегодняшний разговор с деканом факультета Иваном Кондратьевичем Терновым начался с вопроса о роли и месте историка в Костанайском педагогическом институте.

28.04.05

- Престиж исторического факультета, как и 20-50 лет, высок. Это вполне объяснимо: на истфаке всегда была особая аура. Сегодня, когда «мы вернулись домой» (именно так я характеризую «развод» с университетом), наш факультет готовит специалистов по двум специальностям: история и основы права и экономики. То есть факультет ориентирован на подготовку преподавателя истории для средней общеобразовательной школы. Если со специальности «история» выпускник становится учителем истории, то тот, кто заканчивает «основы права и экономики», может преподавать основы государства и права, географию и экономическую теорию.

- Иван Кондратьевич, насколько я помню, у вас раньше была специальность «история и география».

- Эта специальность присутствовала в старом классификаторе высших учебных заведений. Те, кто учился по нему, предполагалось, будут работать в малокомплектных школах. Но мы от старого классификатора уходим, так как этого требует новый стандарт высшего образования. Сегодня дисциплины более конкретизированы. Это веление времени.

- Как обстоят дела с трудоустройством ваших выпускников?

- Совсем недавно у нас было распределение студентов выпускного курса. Буквально единицы, кто сегодня не назвал место своей будущей работы, все остальные знают, где не то что будут работать, но их там уже ждут. Приезжали директора школ, заведующие отделами образования, беседовали с выпускниками. Студенты едут охотно работать в сельские школы, потому что у учителей сегодня нормальная зарплата. А с первого июля, насколько мы знаем из Послания, зарплата учителей поднимется еще на 32 процента.

- Насколько ваши выпускники готовы к работе в школе с детьми?

После того как произошло восстановление педагогического института, мы в образовательной деятельности стали особое внимание уделять качеству знания предмета и проведению педагогической практики. Поступивший учиться на исторический факультет с самого начала должен знать, готов ли он стать учителем, нести знания детям, поэтому уже в первом семестре наши студенты проходят двухнедельную практику в школе. Студенты посещают занятия, изучают методику преподавания школьных дисциплин и организацию урока. Так что уже после окончания практики студенты решают для себя: свой ли путь они избрали в жизни? Вообще в течение четырех лет на истфаке - семь практик, все они носят непрерывный характер. К концу первого курса организуется археологическая практика. В течение второго курса материал, добытый во время раскопок, обрабатывается, студенты пишут научные работы. На третьем курсе - педагогическая практика в общеобразовательных школах в 5-9 классах и, наконец, на четвертом курсе - практика в 9-11 классах. Получая диплом, наш выпускник точно знает и представляет учительский труд.

- И все же не все выпускники пойдут работать в школы, да и учителей не много ли будет?

- Во все времена существования исторического факультета такая тенденция была, но я не считаю это недостатком. Раз выпускник после истфака устраивается на любую другую работу, это, скорее всего, в какой-то степени достоинство факультета. Ведь большинство руководителей госструктур, предприятий - это наши выпускники. Все-таки кто овладевает гуманитарным образованием, он нигде не пропадет. Не надо забывать и о том, что с введением двенадцатилетнего обучения в общеобразовательных школах будут пересмотрены учебные программы, увеличится количество предметных уроков, поэтому педагоги будут еще больше в дефиците.

- Будет ли на истфаке вводиться кредитная система обучения?

- Этого требует реформирование высшей системы образования. В педагогическом институте она на некоторых факультетах уже введена. С нового учебного года будет и на историческом. Сегодня идет подготовительная работа. Уже пятый год мы в освоении своей профессии применяем современные инновационные системы обучения.
Новые образовательные технологии - это понятие, связанное с новым педагогическим мышлением, развитием совершенно нового понимания учебного процесса как совместной деятельности студентов и преподавателей, где все участники создают что-то новое и каждый вносит свой вклад в результаты обучения.
Под педагогической технологией следует понимать некую «технологическую оболочку», в которой комфортно и учителю, и ученику. Основные характеристики «технологической оболочки» должны быть устойчивыми и не зависеть от субъективности автора и исполнителя. Для того, чтобы преподавателям нашего факультета было легче работать по новым технологиям, в кабинете имеется папка с прекрасным материалом. Имеющаяся методическая литература направлена на повышение научно-теоретического и профессионального содержания всех видов учебной деятельности. В текущем учебном году в методической работе упор делается на технологизацию учебного процесса.
В кабинете новых технологий имеется более 190 видеофильмов по истории, есть электронные учебники. Надо заметить, что современный выпускник исторического факультета в совершенстве владеет компьютером. Как понимаете, он незаменимый помощник как в подготовке к уроку, так и в его проведении.

- В Послании Президента говорится об увеличении грантов для тех, кто будет обучаться в пединститутах.

- Многие наши граждане, к сожалению, не до конца понимают, что такое грант. А это возможность бесплатно учиться, получать стипендию и иметь конкретное место будущей работы. С первого сентября текущего года стипендия будет 6500, а того, кто учился по гранту, мы обязаны трудоустроить. В новом учебном году предполагается увеличение грантов в пединституте, будут они и на истфаке, а это значит, что, уже начиная с нынешнего года, на педагогические специальности будут конкурсы и туда смогут поступать способные дети.

- Насколько подготовлен профессорско-преподавательский состав? Все-таки от них зависит, какой специалист придет в школу.

- Из 52 преподавателей восемь кандидатов наук, один доктор наук, трое преподавателей готовятся к защите, четверо заканчивают магистратуру. Думаем, в ближайшие годы мы сможем добиться, чтобы на истфаке были самые сильные преподаватели. Не секрет, объединение вузов, потом разъединение не могли не сказаться, наши кадры ушли в другие учебные заведения.

- Сегодня идет много критики по учебникам для школ. Как этот вопрос решается в вузах, в частности, на истфаке?

- Здесь есть проблемы. Если по истории Казахстана учебников достаточно, то проблема с учебниками по истории Древнего мира, России и т.д. На русском языке эти учебники есть, но их недостаточно на государственном. Поэтому те, кто обучался на государственном языке, испытывают проблемы и неудобства. Если быть еще критичнее, то и по истории Казахстана единого учебника в республике нет, но хочется надеяться, что это дело времени. И в скором будущем подобные вопросы будут сняты, все-таки мы все еще на пути реформирования сферы образования.

И в заключение хотелось бы сказать: историческому факультету 55 лет, есть у нас своя история и наши студенты гордятся тем, что они учатся на истфаке.

28.04.05-228.04.05-3

Полоса подготовлена Александрой Сергазиновой.
Тел. 54-62-75

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека СМИ о нас Я ВЫБИРАЮ ИСТФАК