Было такое, ребята, было…
Печатный двор, сентябрь 2009 г.
Дайкер Александра Филлиповна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Костанайского государственного педагогического института. В 1965 году окончила Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР, историко-филологический факультет. Имеет свыше 80 научных статей. Более 35 лет постоянный лектор областного ИПКРО, 10 лет курировала работу педагогического отряда «Ровесник».
В 1991-1999 гг. заведовала кафедрой педагогики. Являлась научным консультантом школ №2. № 12. ЕМГ г. Кустаная. Более 20 лет организатор и член жюри различных профессиональных конкурсов: «Учитель года», «Классный руководитель». «Воспитательная система школы», являлась членом Республиканской лаборатории по педагогике высшей школы под руководством Хмель Н.Д.. членом ученого Совета педагогического института, членом научно-методического Совета вуза, членом жюри международной образовательной выставки в г. Новосибирске.
Награждена Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения Казахской ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР. В 2006 году награждена знаком «Почетный работник образования РК», в 2008 г. - медалью Международной образовательной выставки «За развитие выставочного движения и квалифицированную работу в качестве постоянно действующего члена жюри образовательной выставки». С 2005 года - профессор Международной славянской академии (Россия). Пользуется любовью студентов и огромным авторитетом среди педагогов области.
Наша студенческая молодость пришлась на 60-е годы, которые сегодня принято называть «годами оттепели». Но политические противостояния, имевшие место в крупных городах, в нашей глубинке не ощущались. Мы были молоды, энергичны, а в первое десятилетие начала освоения целинных земель жизнь в наших краях кипела и бурлила.
Мы учились с увлечением не за пресловутые баллы, а из желания узнать больше, вникнуть и понять лучше, что происходит в нашей огромной стране и за ее пределами. И нужно отдать должное нашим преподавателям, которые не заключали наши знания в узкие рамки программ от сих до сих. Для нас, студентов историко-филологического факультета, это было особенно важно. Наверное, не одно поколение студентов с благодарностью вспоминает занятия доцента кафедры истории КПСС Грищука И.Т. Его лекции - всегда проблемные, семинары - дискуссии. На этих занятиях мы учились думать, отстаивать свои взгляды. Именно такие качества и стремился воспитать у нас Иван Трофимович. Не менее интересно было работать и на занятиях доцентов кафедры всеобщей истории Торопова и Смирнова. Это были настоящие академические занятия, подкреплявшиеся организацией научных исследований по самым актуальным проблемам Всемирной истории. И, конечно, нельзя обойти вниманием легенду исторического факультета 60-80 годов Вольфсона Б.М. Высокообразованный человек, уникальная личность, он запомнился студентам как знаток и любитель классической музыки. Приобщение студентов к музыке великих композиторов им было более чем оригинальными. Все студенты, прослушивающие его курсы, должны были в обязательном порядке посещать кружок классической музыки, иначе допуска к экзамену не получить.
С особой теплотой мы, студенты - историки, вспоминаем Мейлахса М.А. Человек со сложной судьбой - бывший работник Наркомпроса Украины, соратник А.С. Макаренко, прошедший КарЛАГ, он не утратил человеческой доброты и оптимизма. Нам казалось, что история Древнего мира, которую он преподавал, один из самых увлекательных предметов. Мудрый и по-отечески добрый, он всегда был куратором младших курсов, а потом уже сложившие студенческие коллективы переходили к молодым педагогам. С появлением Марка Абрамовича в Кустанайском педагогическом институте в учебный процесс были введены археологические раскопки (экспедиции).
Несколько слов еще об одном преподавателе - историке Кизилове Ю.А. Он преподавал период феодализма и сразу же получил кличку «Феодал». Молодой, энергичный, влюбленный в свой «феодализм», он стремился и студентам привить любовь к этому периоду человеческой истории. Со студентами много шутил, посещал все студенческие вечера, но на занятиях был требователен и строг.
Несколько слов и о прекрасном педагоге, заведующей кафедрой литературы Куроедовой Н.Н. Она не только прекрасно знала свой предмет, но и умела увлеченно его преподнести. Мы сидели как завороженные и, естественно, все были влюблены в литературу, в поэзию и от руки переписывали стихи Евтушенко, Рождественского, Ахмадуллиной, Вознесенского, Тушновой, Сулейменова и других популярных в то время поэтов.
Никто из выпускников историко-филологического факультета не забудет Европейцева Б.В., преподавателя современного русского языка и методиста от бога. В институте всем были известны стихи о Борисе Викторовиче: «Да будь я и негром преклонных годов или краснокожим индейцем, я русский бы выучил только за то, что давал его Б. Европейцев». Профессиональную направленность формировали преподаватели кафедры педагогики Храпченков Г.М., Кузнецова Г.М., Тихонова Л.Н., Куксюк К.В., Олейников П.М. и другие.
И, наверное, самые теплые, яркие воспоминания о главном человеке нашего института, о преподавателе новейшей истории, ректоре Газизове К.Г. Всегда подтянутый, вежливый, доброжелательный, он являлся образцом интеллигенции для всех коллег. Лекции Кавый Газизовича были настолько содержательны и интересны, что мы, бывшие его студенты, до сих пор вспоминаем их. У Кавый Газизовича всегда находилось время поддержать комсомольскую организацию института, все наши проекты и начинания. Но особое внимание он уделял молодым педагогам, заботясь не только о профессиональном становлении, но и о быте молодых преподавателей.
Именно благодаря Газизову в начале 70-х 18 преподавателей получили квартиры в новом доме. Общение с К.Г. Газизовым было большим счастьем для каждого человека. И сейчас спустя много лет воспоминания о нем рождают самые добрые чувства.
Отличительной чертой студенчества 60-70-х годов была социальная активность, мы стремились быть участниками всех социальных преобразований, которые происходили в обществе, активно включались во все дела, инициатором которых был комитет комсомола института.
В 60-х годах в стране началось движение за приобретение второй общественной профессии. Для будущих учителей приобретение общественной профессии было очень важным. В 1961 году в институте был создан Университет общественных профессий, впоследствии переименованный в факультет общественных профессий (ФОП). Инициаторами создания ФОПа были член партбюро института Сокур А.В и секретарь комитета комсомола Моргун Н.П. Позже руководителем ФОПа была назначена Полешко А. ФОПы представляли студентам возможность реализовать более полно свои организаторские и творческие способности. Объединяя студентов по интересам, он являлся важнейшим фактором комплексного подхода к воспитанию студенческой молодости, обеспечивая, совместно с учебным процессом идейное, нравственное, эстетическое, правовое, трудовое и физическое воспитание.
На ФОПе были открыты лекторское, драматическое, вокальное, хореографическое отделения, журналистики, вожатых, массовиков-затейников и др. По окончанию факультета студенты получали удостоверения, позволяющие им быть организаторами работы по этим направлениям в школьных коллективах. За годы работы ФОПа (1961-1991) вторую профессию получили более 10 000 студентов. Наибольшей популярностью пользовались профессии лектора, руководителя хореографического кружка, вокального, журналистики, вожатых.
Выпускники лекторского отделения, а это в основном были студенты историко-филологического факультета, стали мобильной лекторской группой обкома комсомола. Практически во всех районах области знали таких лекторов, как Гиршович В., Эльман.
В 60-х годах в стране началось движение за приобретение второй общественной профессии. Для будущих учителей приобретение общественной профессии было очень важным. В 1961 году в институте был создан Университет общественных профессий, впоследствии переименованный в факультет общественных профессий (ФОП). Инициаторами создания ФОПа были член партбюро института Сокур А.В и секретарь комитета комсомола Моргун Н.П. Позже руководителем ФОПа была назначена Полешко А. ФОПы представляли студентам возможность реализовать более полно свои организаторские и творческие способности. Объединяя студентов по интересам, он являлся важнейшим фактором комплексного подхода к воспитанию студенческой молодости, обеспечивая, совместно с учебным процессом идейное, нравственное, эстетическое, правовое, трудовое и физическое воспитание.
На ФОПе были открыты лекторское, драматическое, вокальное, хореографическое отделения, журналистики, вожатых, массовиков-затейников и др. По окончанию факультета студенты получали удостоверения, позволяющие им быть организаторами работы по этим направлениям в школьных коллективах. За годы работы ФОПа (1961-1991) вторую профессию получили более 10 000 студентов. Наибольшей популярностью пользовались профессии лектора, руководителя хореографического кружка, вокального, журналистики, вожатых.
Выпускники лекторского отделения, а это в основном были студенты историко-филологического факультета, стали мобильной лекторской группой обкома комсомола. Практически во всех районах области знали таких лекторов, как Гиршович В., Эльман Л., Гафуров О., Моргун Н., Энгельс М., Шиллер Л., Полешко А., Горгун В., Филиппенкова Д. и другие. Выпускники художественных отделений стали основным ядром областной агитбригады. В институте их знали все студенты: Гевейлер Г., Боровых Ю. (ин. яз.), Забелина Л. (ин. яз.), Вишниченко В. (ФМФ), Тарасенко Г. (ин. яз.), Стадниченко В. (ист), Ремезов В. (ист), Демекина Л., Слюсарь Н., Щевченко Л. (ХБФ), Бекбулатова 3. (ин. яз.), Конвисарев М. и многие другие.
Особенно пользовался популярностью студенческий драматический театр «Галерка», который в течение четырех лет возглавлял студент историко-филологического факультета Володя Витько. Студенческий театр тесно сотрудничал с областным драмтеатром, и актеры помогали нашим ребятам в постановке спектаклей, которые пользовались неизменным успехом у студентов и преподавателей. Очень яркими в этом театре были такие студенты, как Выдрин Д., Стародуб В., Маскин В., Цыганова Г., Стародубцев В., Гофман Л., ряд других...
Награждена Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения Казахской ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР. В 2006 году награждена знаком «Почетный работник образования РК», в 2008 г. - медалью Международной образовательной выставки «За развитие выставочного движения и квалифицированную работу в качестве постоянно действующего члена жюри образовательной выставки». С 2005 года - профессор Международной славянской академии (Россия). Пользуется любовью студентов и огромным авторитетом среди педагогов области.
Наша студенческая молодость пришлась на 60-е годы, которые сегодня принято называть «годами оттепели». Но политические противостояния, имевшие место в крупных городах, в нашей глубинке не ощущались. Мы были молоды, энергичны, а в первое десятилетие начала освоения целинных земель жизнь в наших краях кипела и бурлила.
Мы учились с увлечением не за пресловутые баллы, а из желания узнать больше, вникнуть и понять лучше, что происходит в нашей огромной стране и за ее пределами. И нужно отдать должное нашим преподавателям, которые не заключали наши знания в узкие рамки программ от сих до сих. Для нас, студентов историко-филологического факультета, это было особенно важно. Наверное, не одно поколение студентов с благодарностью вспоминает занятия доцента кафедры истории КПСС Грищука И.Т. Его лекции - всегда проблемные, семинары - дискуссии. На этих занятиях мы учились думать, отстаивать свои взгляды. Именно такие качества и стремился воспитать у нас Иван Трофимович. Не менее интересно было работать и на занятиях доцентов кафедры всеобщей истории Торопова и Смирнова. Это были настоящие академические занятия, подкреплявшиеся организацией научных исследований по самым актуальным проблемам Всемирной истории. И, конечно, нельзя обойти вниманием легенду исторического факультета 60-80 годов Вольфсона Б.М. Высокообразованный человек, уникальная личность, он запомнился студентам как знаток и любитель классической музыки. Приобщение студентов к музыке великих композиторов им было более чем оригинальными. Все студенты, прослушивающие его курсы, должны были в обязательном порядке посещать кружок классической музыки, иначе допуска к экзамену не получить.
С особой теплотой мы, студенты - историки, вспоминаем Мейлахса М.А. Человек со сложной судьбой - бывший работник Наркомпроса Украины, соратник А.С. Макаренко, прошедший КарЛАГ, он не утратил человеческой доброты и оптимизма. Нам казалось, что история Древнего мира, которую он преподавал, один из самых увлекательных предметов. Мудрый и по-отечески добрый, он всегда был куратором младших курсов, а потом уже сложившие студенческие коллективы переходили к молодым педагогам. С появлением Марка Абрамовича в Кустанайском педагогическом институте в учебный процесс были введены археологические раскопки (экспедиции).
Несколько слов еще об одном преподавателе - историке Кизилове Ю.А. Он преподавал период феодализма и сразу же получил кличку «Феодал». Молодой, энергичный, влюбленный в свой «феодализм», он стремился и студентам привить любовь к этому периоду человеческой истории. Со студентами много шутил, посещал все студенческие вечера, но на занятиях был требователен и строг.
Несколько слов и о прекрасном педагоге, заведующей кафедрой литературы Куроедовой Н.Н. Она не только прекрасно знала свой предмет, но и умела увлеченно его преподнести. Мы сидели как завороженные и, естественно, все были влюблены в литературу, в поэзию и от руки переписывали стихи Евтушенко, Рождественского, Ахмадуллиной, Вознесенского, Тушновой, Сулейменова и других популярных в то время поэтов.
Никто из выпускников историко-филологического факультета не забудет Европейцева Б.В., преподавателя современного русского языка и методиста от бога. В институте всем были известны стихи о Борисе Викторовиче: «Да будь я и негром преклонных годов или краснокожим индейцем, я русский бы выучил только за то, что давал его Б. Европейцев». Профессиональную направленность формировали преподаватели кафедры педагогики Храпченков Г.М., Кузнецова Г.М., Тихонова Л.Н., Куксюк К.В., Олейников П.М. и другие.
И, наверное, самые теплые, яркие воспоминания о главном человеке нашего института, о преподавателе новейшей истории, ректоре Газизове К.Г. Всегда подтянутый, вежливый, доброжелательный, он являлся образцом интеллигенции для всех коллег. Лекции Кавый Газизовича были настолько содержательны и интересны, что мы, бывшие его студенты, до сих пор вспоминаем их. У Кавый Газизовича всегда находилось время поддержать комсомольскую организацию института, все наши проекты и начинания. Но особое внимание он уделял молодым педагогам, заботясь не только о профессиональном становлении, но и о быте молодых преподавателей.
Именно благодаря Газизову в начале 70-х 18 преподавателей получили квартиры в новом доме. Общение с К.Г. Газизовым было большим счастьем для каждого человека. И сейчас спустя много лет воспоминания о нем рождают самые добрые чувства.
Отличительной чертой студенчества 60-70-х годов была социальная активность, мы стремились быть участниками всех социальных преобразований, которые происходили в обществе, активно включались во все дела, инициатором которых был комитет комсомола института.
В 60-х годах в стране началось движение за приобретение второй общественной профессии. Для будущих учителей приобретение общественной профессии было очень важным. В 1961 году в институте был создан Университет общественных профессий, впоследствии переименованный в факультет общественных профессий (ФОП). Инициаторами создания ФОПа были член партбюро института Сокур А.В и секретарь комитета комсомола Моргун Н.П. Позже руководителем ФОПа была назначена Полешко А. ФОПы представляли студентам возможность реализовать более полно свои организаторские и творческие способности. Объединяя студентов по интересам, он являлся важнейшим фактором комплексного подхода к воспитанию студенческой молодости, обеспечивая, совместно с учебным процессом идейное, нравственное, эстетическое, правовое, трудовое и физическое воспитание.
На ФОПе были открыты лекторское, драматическое, вокальное, хореографическое отделения, журналистики, вожатых, массовиков-затейников и др. По окончанию факультета студенты получали удостоверения, позволяющие им быть организаторами работы по этим направлениям в школьных коллективах. За годы работы ФОПа (1961-1991) вторую профессию получили более 10 000 студентов. Наибольшей популярностью пользовались профессии лектора, руководителя хореографического кружка, вокального, журналистики, вожатых.
Выпускники лекторского отделения, а это в основном были студенты историко-филологического факультета, стали мобильной лекторской группой обкома комсомола. Практически во всех районах области знали таких лекторов, как Гиршович В., Эльман.
В 60-х годах в стране началось движение за приобретение второй общественной профессии. Для будущих учителей приобретение общественной профессии было очень важным. В 1961 году в институте был создан Университет общественных профессий, впоследствии переименованный в факультет общественных профессий (ФОП). Инициаторами создания ФОПа были член партбюро института Сокур А.В и секретарь комитета комсомола Моргун Н.П. Позже руководителем ФОПа была назначена Полешко А. ФОПы представляли студентам возможность реализовать более полно свои организаторские и творческие способности. Объединяя студентов по интересам, он являлся важнейшим фактором комплексного подхода к воспитанию студенческой молодости, обеспечивая, совместно с учебным процессом идейное, нравственное, эстетическое, правовое, трудовое и физическое воспитание.
На ФОПе были открыты лекторское, драматическое, вокальное, хореографическое отделения, журналистики, вожатых, массовиков-затейников и др. По окончанию факультета студенты получали удостоверения, позволяющие им быть организаторами работы по этим направлениям в школьных коллективах. За годы работы ФОПа (1961-1991) вторую профессию получили более 10 000 студентов. Наибольшей популярностью пользовались профессии лектора, руководителя хореографического кружка, вокального, журналистики, вожатых.
Выпускники лекторского отделения, а это в основном были студенты историко-филологического факультета, стали мобильной лекторской группой обкома комсомола. Практически во всех районах области знали таких лекторов, как Гиршович В., Эльман Л., Гафуров О., Моргун Н., Энгельс М., Шиллер Л., Полешко А., Горгун В., Филиппенкова Д. и другие. Выпускники художественных отделений стали основным ядром областной агитбригады. В институте их знали все студенты: Гевейлер Г., Боровых Ю. (ин. яз.), Забелина Л. (ин. яз.), Вишниченко В. (ФМФ), Тарасенко Г. (ин. яз.), Стадниченко В. (ист), Ремезов В. (ист), Демекина Л., Слюсарь Н., Щевченко Л. (ХБФ), Бекбулатова 3. (ин. яз.), Конвисарев М. и многие другие.
Особенно пользовался популярностью студенческий драматический театр «Галерка», который в течение четырех лет возглавлял студент историко-филологического факультета Володя Витько. Студенческий театр тесно сотрудничал с областным драмтеатром, и актеры помогали нашим ребятам в постановке спектаклей, которые пользовались неизменным успехом у студентов и преподавателей. Очень яркими в этом театре были такие студенты, как Выдрин Д., Стародуб В., Маскин В., Цыганова Г., Стародубцев В., Гофман Л., ряд других...