Престиж педагога начинается в вузе.
Костанайские новости, 2009 г., 27 октября, с. 4.
Завтра Костанайскому пединституту исполняется 70 лет.
Это один из старейших и самых именитых вузов в стране. А его роль в формировании кадров нашей области вообще трудно переоценить. Выпускники вуза работают в школах, госструктурах, в Парламенте республики, пишут ученые труды и проходят защиту на уважаемых научных площадках. Все это, безусловно, результат работы преподавательского коллектива, который изначально был силен и с годами не утратил традицию «сеять разумное, доброе, вечное» с высоким знаком качества.
Накануне юбилея о сегодняшнем дне вуза и его планах на завтра мы беседуем с его ректором доктором географических наук К. Баймырзаевым.
– Куат Маратович, недавно с лекцией перед студентами выступал Президент РК Нурсултан Назарбаев, в очередной раз он выразил сожаление, что профессии инженера, педагога перестали быть престижными. Но это же не вмиг происходит и неслучайно. Скорее, итог определенной идеологии.
– Знаете, мне кажется, престиж учителя стал падать, когда начали недооценивать педагогические специальности в системе высшей школы. Помните, было время, когда педвузы республики сливали с университетами? Появились общие стандарты, нивелировались педагогические. Сегодня педвузы, к счастью, снова суверенны.
– И все же они в Казахстане в роли падчерицы или любимого дитя?
– Я бы сказал, что это ребенок, о котором начали заботиться. Из года в год увеличивается госзаказ на педагогические специальности. В 2004 году это было 4 тысячи грантов, а сегодня уже 9 тысяч. И учителей все равно не хватает! Мы не можем закрыть потребности в учителях иностранного языка, информатики, математики, физики, химии. Потому что сегодня в школах на ЕНТ в качестве профильных предметов выпускники сдают географию, историю – что полегче. Физику, химию выбирают пять - шесть человек – к нам они потом и поступают. Наверно, для школ это хорошо, результаты ЕНТ не портят их рейтинг. Но кто завтра в школах будет преподавать эти предметы?
– То есть мы пришли к тому, что наши дети боятся на тестировании сдавать точные естественные дисциплины?
– Да, и у учителей на этот счет есть своя установка: эти предметы вы плохо знаете, зачем будете портить себе оценки? А надо наоборот – в школах уровень преподавания физики и химии должен быть такой, чтобы дети желали сдавать эти предметы. Я бы вообще включил их в ЕНТ, как это было раньше на выпускных экзаменах в школе.
– Куат Маратович, сегодня государство, школа определились, какой учитель им нужен?
– Теоретически вроде бы да, но теперь под эти желания должен быть сформирован госстандарт, в том числе с учетом перехода на двенадцатилетнее обучение. Исходя из него педагогические вузы и будут выстраивать свою модель подготовки кадров.
– Кстати, мне всегда она казалась недостаточно совершенной. У педагогических вузов, на мой взгляд, должен быть устойчивый комплекс: институт – сад – школа, в котором бы студенты могли практиковаться непрерывно, в процессе всего обучения и как предметники, и как классные руководители, и как психологи, организаторы мероприятий...
– Сейчас мы этого добиваемся. У нас уже есть договоры со школами, в которых и оговаривается именно непрерывная практика. Мы вообще хотим выстроить со школами общение в режиме прямой линии. Ведь сегодня и они, и вузы оснащены для этого. Зачем в класс на открытый урок, к примеру, приглашать по десять – пятнадцать человек, когда можно с помощью современной техники просто транслировать его на большую аудиторию? Студентка ведет урок в школе, а мы в вузе сидим и разбираем его плюсы и минусы. Такой проект в нынешнем учебном году мы уже намерены запустить.
– Куат Маратович, пока государство определяется со стандартом, вы-то сами какого учителя хотели бы выпускать из стен своего вуза?
– Такого, который бы еще в школе мог помочь ребенку определиться с выбором профессии, раскрыть свои способности. Чтобы этот учитель был большим интеллектуалом, бережно обращался с тем хорошим, что было в нашей школе, но и заботился о ее обновлении. Чтобы он умел общаться с современной техникой и при этом оставался для ученика самым интересным собеседником.