Независимости Казахстана -19 лет
Костанай, 15 декабря 2010 г
- Замзагуль Байекекызы, в связи с Днем независимости сделаем экскурс в историю, вспомним предтечи нашей государственности, исторических деятелей, многочисленные ханства и улусы, существование которых показывает закономерность государственности.
В мире сейчас порядка 200 государств, и процесс суверенизации еще продолжается. Казахстан стоит в ряду государств, обретших независимость в результате распада СССР. Но идея свободы витала в воздухе и раньше. Казахское ханство 15-го века было началом процесса становления собственной этнической государственности казахов. Процесс вхождения казахских земель в состав царской России длился 134 года, и только 133 года в совокупности Казахстан был в составе Российской империи (53 года) и составе РСФСР, а затем СССР (69 лет). Ханство Аблая, реставрация традиционного института ханской власти при Кенесары, объединившей все 3 жуза, аргынское ханство Оспана Шолакова (потомка батыра Шакшака Жанибека) 1916 года, Туркестанская автономия, автономия Алаш -все эти формы воплощения идеи государственной независимости Казахстана в исторической ретроперспективе, которые подтверждают, что идея национальной государственности никогда не угасала, а всегда жила в сознании народа.
Устоявшееся пропагандистское клише о «тысячелетнем рейхе» в Германии прижилось в нашем сознании, в то время как на самом деле Германия постоянно была раздроблена на десятки самостоятельных княжеств (поэтому в немецком языке в отличие от казахского много диалектов), и объединилась железной рукой Бисмарка в конце 19 века лет на 70, а после Второй мировой войны насильственно была разделена почти на 50 лет. Наследница Рима - Италия тоже объединена была «сверху» примерно тогда же, что и Германия.
Казавшаяся несокрушимой Советская империя оказалась колоссом на глиняных ногах, не выдержав гонку вооружений, распалась на 15 государств, просуществовав недолго. Например, в истории Казахстана один из тюркских каганатов - Карлукский каганат - просуществовал почти 200 лет (СССР - 69 лет). Основателем этого каганата был Тон ябгу, приблизительно в это же время в Риме императором стал Карл Великий, а в Арабском халифате, переживавшем «золотой век», правил легендарный Харун-ар-Рашид.
В период расширения Арабского халифата возросло его влияние на Европу, некоторые испанские территории добились независимости лишь к концу 15 века, Казахское ханство образовалось в это же время. Архитектура городов Кордова, Гренада, Арагон до сих пор имеет «мавританское» лицо. Было время, когда «золотая молодежь», ученые, литераторы Испании творили свои произведения и изъяснялись на арабском, а испанский был языком улицы.
Средневековье, собственно, начинается со взятия турками Константинополя в конце 15 века. Османская империя на протяжении нескольких сот лет была мощнейшей империей мира, а мусульманский Восток оказал огромное влияние на Европу. Труды древнегреческих философов стали известны европейским университетам во многом благодаря арабским философам, которые не только перевели эти произведения, но и снабдили их своими многочисленными глубокими комментариями. На весь мир известны имена отца медицины Авиценны (ибн-Сина), философа Аверроэса (ибн-Рушда), физика ибн-Хаукаля (англичанин Бэкон многое позаимствовал у него при разработке раздела по оптике), географа ибн-Халдуна, создателя алгебры аль-Джебри, а также Бируни. Последний задолго до Коперника создал макет земли в форме шара и записал географические координаты около 600 городов. Отрарская библиотека в свое время была второй по богатству своих фондов после Александрийской. Сегодня Восток и Запад интегрируются в каких-то вопросах, особенно радует, что в следующем году Казахстан станет председателем Организации Исламская конференция, членом которой является с 1995 г.
- Сегодня все мы живем под впечатлением недавно состоявшегося саммита ОБСЕ.
- Известно, что история разворачивается в двух измерениях: в пространстве иво времени, но подлинным смыслом, идеями и порывами души наполняют ее люди; народы, несущие разные культурные традиции, создают дух эпохи, который в свою очередь пронизывает сердца людей. Таким образом, можно говорить еще об одном - человеческом измерении истории. Эпохи тоже бывают разные: эпоха безвременья, эпоха застоя, время перемен и крушения надежд, гибель империи, возрождение, «золотой век» и так далее. В Китае, например, правящие династии имели свой символ и благозвучный девиз. Больше всего ценилось спокойствие, поэтому проклятием считалось «жить в эпоху перемен», под этим подразумевались войны, голод, преследования и прочие несправедливости судьбы.
Нам повезло: мы живем в период независимости, когда наша страна стала наряду с другими странами членом мирового сообщества. Путь этот труден. Мы знаем, что из 197 стран ООН 49 наиболее бедных стран расположены в Африке (33) и Азии (15). Колониальная система Африки и Индокитая распалась в середине прошлого века, но наследие ее тяжким бременем тянет вниз целые континенты. Поэтому нам так важно выстроить правильную стратегию. Страны ««золотого миллиарда» беззастенчиво веками грабили практически весь оставшийся мир.
Прошедший недавно саммит ОБСЕ показал, что элита мирового сообщества воспринимает Казахстан как безопасное стабильное государство, где присутствует межконфессиональное согласие и есть хороший потенциал развития.
Еще лет 15 назад в интервью с известным прибалтийским актером Регимантасом Адомайтисом я услышала его формулу счастья: родина, семья, востребованность в профессии. Эта краткая формула всеобъемлюща. Задумываясь о своей личной судьбе, понимаю, что именно суверенность дала мне возможность выезжать за границу в более молодом возрасте, чем мои предшественники, защитить диссертацию и занять должности, которые раньше занимали мужчины, и, как правило, в более солидном возрасте.
- Замзагуль Байекекызы, за последние 19 лет очень много сделано в демократическом направлении, созданы институты гражданского общества, развитии представительской демократии. Сформировалась многопартийная система. Активно работает неправительственный сектор.
- Первый толчок к активизации общественных движений и возникновению политических партий дали кровавые события 1986 г., когда мирная акция гражданского протеста в Алматы была подавлена регулярными войсками (а уже потом пролилась кровь в Тбилиси, последовали события в Прибалтике). Данная операция вошла в историю под кодовым названием «Метель» и была осуществлена под руководством эмиссаров Москвы - членов Политбюро ЦК КПСС М. Соломенцева и Разумовского. Руководство Казахстана фактически было отстранено от исполнения своих обязанностей на период проведения данной операции.
Против невооруженных людей применялись водометы, дубинки, слезоточивый газ, собаки и саперные лопатки, и, как в 1930-е годы, целый народ заклеймили ярлыком «казахский национализм». А поводом послужило выражение протеста против старых авторитарных методов управления, когда решением Москвы на пост первого секретаря
Компартии Казахстана прислали бывшего первого секретаря Ульяновского обкома партии Г. Колбина, незнакомого со спецификой региона, не имевшего опыта работы на столь высоком уровне. До этого он работал только вторым секретарем ЦК Компартии Грузии.
И это произошло в ситуации, когда с высоких трибун провозглашались гласность, демократия, перестройка. Чтобы снять напряженность и настороженность местного населения к себе, Г. Колбин публично пообещал за год выучить казахский язык, но за 3 года пребывания на посту первого секретаря не освоил элементарных слов и выражений.
Причины декабрьских событий 1986 г. в Казахстане были, конечно, глубже, сказались накопившиеся за долгие годы социально-экономические проблемы, нарушение принципа социальной справедливости. Участники событий - в основном студенческая молодежь - были исключены из вузов, осуждены и отбывали наказания, со своих должностей были сняты 12 ректоров высших учебных заведений, начались чистки партийных рядов, гонения на инакомыслящих.
За последнее десятилетие в нашей стране произошли кардинальные перемены в общественно-политической системе, причем пришло понимание неприемлемости слепого копирования англосаксонской модели демократии и европейского парламентаризма, стала осознаваться необходимость учета специфики исторического, экономического и этнокультурного развития Казахстана, а также его современного геостратегического положения и национальных интересов.
Сегодня уже определено место Казахстана в мировой системе ранжиров с учетом собственных интеллектуальных и природных ресурсов, которое позволяет обеспечить народу Казахстана мир, благополучие и процветание.
Казахстан стал родиной для более чем 120 народов, представители которых внесли и вносят свой вклад в отечественную экономику, науку, искусство и другие сферы жизни общества.
В этом смысле Казахстан сегодня представляет собой пример, когда этническое многообразие играет ключевую роль в жизни общества, обогащает духовную сферу и выступает как фактор, способствующий переходу общества к новым постиндустриальным ценностям.
За почти 20 лет в стране и сознании людей произошли глубокие перемены. Можно по-разному оценивать итоги этих трудных лет, когда страна медленно и трудно выходила из кризиса.
Подводя итог, можно сделать вывод, что суверенитет Казахстана - это реальность. В конце прошлого века нам был дан уникальный шанс обрести подлинную суверенность и государственность, и стремление к этому было юридически закреплено в краткой, но политически важной и емкой «Декларации о государственном суверенитете КазССР».
На начало 1990 годов Казахстан вышел на новый виток истории в принципиально ином качестве. Новое тысячелетие ставит новые задачи. И это уже другая история...
А. Сергазинова