Дороги, которые нас выбирают
Костанайские новости, 26 апреля (№ 57), 2011 г.
«Учителем? Да ни за что!» Эти слова профессор, титулованный педагог и научный работник Александра ДАЙКЕР не раз произносила сорок пять лет назад.
- Как вы думаете, Александра Филипповна, что важнее - система или личность?
- У меня твердое убеждение - все зависит от уровня, на котором общаются педагог и его воспитанник. Не будет достойного учителя, не будет и ученика. К сожалению, нынешняя система предусматривает случайный отбор. Но даже люди неслучайные не сразу становятся учителями. Это ведь наука, в которой жизненный опыт на первом плане...
Кажется, о педагогике она готова говорить часами. Глубоко и неравнодушно. Со знанием дела и неприкрытой болью за будущее науки, учеников, учителей... Удивительно просто - а ведь в свое время Александру Дайкер сюда привела дорога, выстроенная людьми и случайностями. Еще в школе она была комсомольским вожаком, но божью искру разглядел в ней директор. И судьба - она уже поступила учиться на экономиста, но вернулась домой. С подачи все того же директора отправилась поступать в педагогический вуз. Не набрала балл. Не расстроилась. И тут вновь судьба - ее односельчанка перевелась на заочное отделение. Место. Учеба. Вначале без особого интереса. Первый раз полыхнуло в сердце, когда пришла на практику в школу № 18. Ее только построили, набрали туда самых «трудных» учеников... Оказалось, чем труднее, тем интереснее. И... пошла! Да еще как!
Яркая личность. Кандидат педагогических наук, профессор КГПИ, профессор Международной Славянской Академии, почетный работник образования РК, постоянно действующий член жюри Международной образовательной выставки, член оргкомитета Международных конференций. Ряд лет была заместителем председателя областного педагогического общества. В течение 10 последних лет - научный руководитель Республиканской экспериментальной площадки в ФМЛ (физико-математический лицей) и руководитель лаборатории «Выставочная культура».
Коллеги Александру Филипповну уважают и ценят за высочайший профессионализм, страстную преданность своему делу. За неиссякаемую трудоспособность и творчество. Она успевает и научной работой заниматься, и со студентами работать. А буквально накануне юбилея вышла книга - сборник научных материалов, посвященных проблемам образования и педагогики нашего сложного времени...
Своих студентов Александра Дайкер ведет через огонь, воду и медные трубы. Меняет их, преображает. Даже если в будущем они не связывают свою жизнь со школой, заряд энергии и творчества остается с ними навсегда. Строга и принципиальна - это да! Студенты сначала побаиваются и кряхтят от непривычной нагрузки... Ну, кто в наши дни заставляет читать Макаренко? А она заставляет. И удивительное дело - оказывается, что человек, живший и творивший в начале прошлого века, нисколько не устарел. Живой язык, актуальные идеи... За уши не оттащишь ведь потом!!
Вчера ей исполнилось семьдесят. Но это как раз тот случай, когда дата - цифра в паспорте. На самом деле у души особый возраст. Душе Александры Филипповны всегда семнадцать. Юношеский энтузиазм плюс солидный опыт, плюс глубокая любовь к своему делу... Вот они, составляющие настоящего Учителя!
Шило М.