Когда Достоевский был раненый
Костанайские новости, 2011 г., № 141 (11 октября), С. 4.
Он и сейчас раненый, причем снова на месте своей военной службы - в Казахстане. Просто потому, что при нехватке учителей русской словесности почти 5 тысяч школьников и не узнают толком о Ф.М.
По словам министра образования и науки РК Бахытжана Жумагулова, у нас в стране не хватает 306 учителей русского языка и литературы. Вроде бы зарплаты учителям подняли, грантов на учительские специальности достаточно, повысили и стипендии студентам педвузов. А педагогов все не хватает, причем таких, которых раньше было в избытке. Вспомните, конкурс на русскую филологию и истфак всегда был самый большой. Сегодня же лишь дефицит учителей математики перекрывает нехватку учителей русского языка и литературы.
Спрашиваю у школьников, которые занимаются в центре "Дарын" и готовятся к олимпиадам по русскому языку, кто из них определился с профессией? Из 15 человек - трое. "А кто хочет стать учителем?"
поднимается девятиклассница Александра Шеда из гимназии им. Горького.
- Главное, чтобы родители не были против, - рассуждает доцент кафедры русского языка КГПИ Татьяна Пчелкина. - Часто именно так и случается. Они хотят видеть своего ребёнка "успешным", заставляют получать юридическое или экономическое образование. В итоге, получив диплом, сын или дочь раздают флаеры со скидками на улице.
Филологов на выпускном четвертом курсе пединститута девять человек! Все учатся по грантам, все намерены пойти работать в школу. Хотя ещё на втором курсе многие собирались пробовать себя в рекламе или журналистике. Коренной перелом в мировоззрении произошел после прохождения практики в школе.
- Когда я поступала на филфак, мне было просто интересно узнать структуру, принципы функционирования языка, проникнуть в глубины литературных текстов, - говорит студентка 4 курса Зарина Титаренко из Карабалыкского района. - Сейчас уверена: вернусь в родной поселок. У меня мама преподает в школе литературу - заработок стабильный 70-80 тысяч, по меркам небольшого поселка Смирновка - очень солидный. Да и отпуск два месяца.
Примерно в том же духе рассуждают и остальные её сокурсницы, никто не хочет «косить» от обязательного трудоустройства профессии. Но только в предыдущих выпусках было по 17, 24 человека. А сейчас на втором и третьем курсах группы по 10 человек.
- Школы сейчас борются за рейтинг при сдаче ЕНТ, а литературу в качестве профильного предмета сдавать "опасно", - комментирует ситуацию доцент кафедры русского языка КГПИ Гульжан Токжанова. - Учитель сельской школы из Камыстинского района так и сказал: "А зачем мне литература на ЕНТ, это надо работать, придумывать новую систему подготовки". А вы попробуйте даже в городских магазинах найти пособие по подготовке к экзамену по литературе. Получается, те, кто хочет стать учителем русского и литературы - в проигрышном положении. Их не убеждают им стать, наоборот - отговаривают! Тем самым школы сами роют себе яму - останутся в скором времени без филологов.
Ещё одна проблема - запрет на открытие групп для заочников численностью меньше 10 человек. Из-за этого школы области через три года недосчитаются 16 учителей литературы. 8 человек хотели поступить на сокращённое обучение (после колледжа), ещё 8 - на ускоренное (на получение второго высшего образования). А теперь они потеряны для профессии. Причем большинство из них намеревались работать в малокомплектной сельской школе, взяв в качестве дополнительного предмета литературу.
Вот преподаватели пединститута и работают с каждым абитуриентом в частном порядке, ведя партизанскую деятельность среди всеобщей гонки за результатами ЕНТ. Ведь сейчас поступить на грант стало ещё сложнее - бюджетные места по вузам не распределяются. То есть имеются только общереспубликанские гранты – 100 мест на республику по специальности "русская филология", а в предыдущие годы тому же костанайскому пединституту доставалось 10 специализированных грантов. В результате - на первом курсе всего один грантник, набравший 86 баллов...
Так что чтение все больше становится внеклассным. Поэтому покупайте и читайте Пушкина, Достоевского и Булгакова, чтобы сориентировать своих детей в мире литературы. Если ситуация не изменится, то школа лет через 10 вряд ли сможет отвечать за речевую культуру детей. А деловая переписка будет напоминать СМС-чат на некоторых ТВ-каналах с ошибками типа "здал" или "симпотичная".
поднимается девятиклассница Александра Шеда из гимназии им. Горького.
- Главное, чтобы родители не были против, - рассуждает доцент кафедры русского языка КГПИ Татьяна Пчелкина. - Часто именно так и случается. Они хотят видеть своего ребёнка "успешным", заставляют получать юридическое или экономическое образование. В итоге, получив диплом, сын или дочь раздают флаеры со скидками на улице.
Филологов на выпускном четвертом курсе пединститута девять человек! Все учатся по грантам, все намерены пойти работать в школу. Хотя ещё на втором курсе многие собирались пробовать себя в рекламе или журналистике. Коренной перелом в мировоззрении произошел после прохождения практики в школе.
- Когда я поступала на филфак, мне было просто интересно узнать структуру, принципы функционирования языка, проникнуть в глубины литературных текстов, - говорит студентка 4 курса Зарина Титаренко из Карабалыкского района. - Сейчас уверена: вернусь в родной поселок. У меня мама преподает в школе литературу - заработок стабильный 70-80 тысяч, по меркам небольшого поселка Смирновка - очень солидный. Да и отпуск два месяца.
Примерно в том же духе рассуждают и остальные её сокурсницы, никто не хочет «косить» от обязательного трудоустройства профессии. Но только в предыдущих выпусках было по 17, 24 человека. А сейчас на втором и третьем курсах группы по 10 человек.
- Школы сейчас борются за рейтинг при сдаче ЕНТ, а литературу в качестве профильного предмета сдавать "опасно", - комментирует ситуацию доцент кафедры русского языка КГПИ Гульжан Токжанова. - Учитель сельской школы из Камыстинского района так и сказал: "А зачем мне литература на ЕНТ, это надо работать, придумывать новую систему подготовки". А вы попробуйте даже в городских магазинах найти пособие по подготовке к экзамену по литературе. Получается, те, кто хочет стать учителем русского и литературы - в проигрышном положении. Их не убеждают им стать, наоборот - отговаривают! Тем самым школы сами роют себе яму - останутся в скором времени без филологов.
Ещё одна проблема - запрет на открытие групп для заочников численностью меньше 10 человек. Из-за этого школы области через три года недосчитаются 16 учителей литературы. 8 человек хотели поступить на сокращённое обучение (после колледжа), ещё 8 - на ускоренное (на получение второго высшего образования). А теперь они потеряны для профессии. Причем большинство из них намеревались работать в малокомплектной сельской школе, взяв в качестве дополнительного предмета литературу.
Вот преподаватели пединститута и работают с каждым абитуриентом в частном порядке, ведя партизанскую деятельность среди всеобщей гонки за результатами ЕНТ. Ведь сейчас поступить на грант стало ещё сложнее - бюджетные места по вузам не распределяются. То есть имеются только общереспубликанские гранты – 100 мест на республику по специальности "русская филология", а в предыдущие годы тому же костанайскому пединституту доставалось 10 специализированных грантов. В результате - на первом курсе всего один грантник, набравший 86 баллов...
Так что чтение все больше становится внеклассным. Поэтому покупайте и читайте Пушкина, Достоевского и Булгакова, чтобы сориентировать своих детей в мире литературы. Если ситуация не изменится, то школа лет через 10 вряд ли сможет отвечать за речевую культуру детей. А деловая переписка будет напоминать СМС-чат на некоторых ТВ-каналах с ошибками типа "здал" или "симпотичная".