Путь в 75 лет, которым можно гордиться
Учительская плюс, 2014 г., 24 октября (№ 41), стр. 1 (окончание на стр. 4).
24 октября 75 лет со дня своего основания отмечает Костанайский педагогический институт - колыбель костанайского образования, альма-матер многих прославленных педагогов, динамично развивающийся вуз, с которым связаны перспективы образовательных реформ. Об истории становления КГПИ, о задачах, стоящих перед вузом сегодня, рассказывает проректор по научной работе и зарубежным связям доктор исторических наук Еркин АБИЛЬ.
- Костанайский педагогический институт - один из старейших вузов в стране. Именно в 30-х годах прошлого века начала развиваться система высшего образования. Учительский институт (так он назывался в 1939 году) был открыт не на пустом месте. До него существовали учебные заведения с достаточно большой историей, в том числе казахское педагогическое училище, на базе которого и возник институт. И профессорско-преподавательский состав, и первое руководство нашего института перешли из педучилища, в том числе первый ректор Даулет Ибраев. Это были люди, которые прошли большой путь в системе образования Костанайской области и прекрасно знали ситуацию в регионе.
Особые страницы истории вуза связаны с Великой Отечественной войной. Половина преподавателей пединститута во главе с тогдашним ректором Иваном Найденовым и практически весь первый выпуск студентов ушли на фронт. Но при этом пришли очень хорошие преподаватели, которые были эвакуированы в Костанай, приехала широко известная на тот момент профессура, что явилось стимулом для развития института. И многие направления научной деятельности, например, биология, история, которые до сих пор известны по всему Казахстану, складывались именно в военное время.
К концу 80-х годов педагогический институт - это уже крупный образовательный центр с очень хорошим профессорско-преподавательским составом. На тот момент около 100 преподавателей имели ученые степени, что достойный показатель для региональных вузов даже сейчас. Институт высоко оценивался министерством просвещения СССР, он был вожатской базой для пионерского лагеря «Артек», здесь был высокий уровень научно-методической работы в масштабах Союза.
Сложными стали 90-е годы. Реорганизация, создание университета подкосили педагогическую составляющую вуза. Вся страна в тот момент была вынуждена переходить в режим экономии, проводить так называемую оптимизацию. Через некоторое время и жить стало легче, и бюджетные поступления появились, начался рост экономики. И в то же время специалисты забили тревогу, что в этих объединенных вузах начала слабеть педагогическая составляющая, начали исчезать специальности, школы стали испытывать нехватку специалистов. Чуть не потеряли подготовку специалистов по дошкольному образованию. Поэтому в 2004 году сеть педагогических вузов в стране была восстановлена. В том числе и наш пединститут. Очень часто, когда говорят о развитии вуза, говорят о науке, о материальной базе. Но мне кажется, самое главное, что удалось, самое большое достижение в том, что сохранили профессорско-преподавательский состав. Конечно, многие ушли, уехали в Россию, причем достигли там солидных высот. Но костяк ППС сохранился. Сохранились традиции вуза.
- Мои коллеги-журналисты, окончившие филфак КГПИ, с уважением и благодарностью вспоминают таких преподавателей, как Андрей Обердерфер, Екатерина Меркер, Николай Кандалин... Наверняка каждый факультет института может назвать свои имена-легенды?
У нас очень хороший уровень подготовки учителей немецкого языка, студенты без проблем становятся стипендиатами DAAD (Германская служба академических обменов). Не хуже у нас развит английский язык. Сейчас стоит задача расширять сотрудничество с англоязычными странами в рамках академической мобильности.
В сравнении со многими региональными вузами у нас традиционно очень сильный исторический факультет. Большое количество докторов наук, известных в Казахстане и за его пределами, состоялись именно благодаря работе исторического факультета. Среди его выпускников Сапар Колдыбаев, Дмитрий Легкий. Очень сильная научная школа у биологов. Все знают Татьяну Братину. Она руководит докторскими программами в США. Она ведет огромную работу не только в институте, но и по линии правительства, реализуя очень интересные проекты по сохранению экологии Казахстана.
- Выпускники Костанайского педагогического института сформировали в свое время уникальный пласт учительства, создавшего славу многим городским и сельским школам области.
педагогическую деятельность. Также отмечу, что выпускники нашего института работают не только в образовании, но и во многих сферах общественной жизни, государственных структурах. Среди них секретарь областного маслихата Сайлаубек Ещанов, аким Кокшетау Жомарт Нургалиев, аким Лисаковска Марат Жундубаев, такие известные в недавнем прошлом общественные деятели, как Валерий Вишниченко, Багила Баймагамбетова. Почти весь состав руководителей областных управлений - Маканов, Турткараева, Умбетов, Матвиенко, Даумова - это тоже выпускники пединститута. Я уже не говорю о директорах школ и колледжей. За 75 лет КГПИ проделал такую работу, за которую не стыдно.
- А чем живет институт сегодня, какие задачи решает?
Первое - это выход в международное научное пространство, публикации наших ученых в журналах с высоким рейтингом. Публикации необходимы для того, чтобы знали, кто такой Иванов из КГПИ и что он действительно ученый. Это способствует рейтингу вуза, а рейтинг вуза — это приток студентов. Международный рейтинг вуза -это интерес зарубежных партнеров. Одно дело, когда обращается с просьбой об организации академической мобильности никому не известный институт из Костаная, а другое дело, когда обращается вуз, работы профессоров которого признаны на международном уровне. И вот год еще не завершился, а у нас уже вышло 19 статей. Процесс этот сложный. Работы должны быть на английском языке, должны получить рецензию, пробиться в известный научный журнал. Не каждый год, конечно, так будет, но для хорошего вуза 10 статей в год - отличный показатель. Публикации в журналах с высоким импакт-фактором ценятся в международной научной практике выше, чем написание книги.
Еще одна цель - академическая мобильность. Лет пять назад для нас была большая загадка, как сделать так, чтобы наших студентов приняли на один семестр в каком-то западном вузе. На сегодняшний день мы третий год отправляем студентов в Европу, и это уже отработанная практика. Сейчас пытаемся установить связи с США.
Важное направление - научные работы по заказам международных организаций. Лет пять-семь назад это, опять-таки, казалось нереальным. Теперь у нас немало специалистов работают по международным грантам - биологи, филологи. Сегодня не мы ищем партнеров, а партнеры сами на нас выходят, предлагают заключить договоры.
- Научная деятельность — это важно, но у пединститута цель - воспитать будущих педагогов. Какие задачи ставятся в этой связи?
- Учиться в КГПИ всегда было непросто. Есть документы прошлых лет, из которых видно, что до 30% студентов за время обучения могли быть отчислены. Вы сохраняете традицию жестких правил?
Сейчас в КГПИ учится около 4 тыс. студентов, работают более 200 преподавателей, половина из которых имеет научные степени. Это хорошие показатели, хороший потенциал для большой и интересной работы.
фото Юрия ЛАПАТИЕВА