И. Алтынсарин: в потоке истории
Білімді ел: Образованная страна, 2016 год, 23 февраля (№ 4), С. 1, 11.
В своей книге «В потоке истории» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев назвал великого просветителя Ибрая Алтынсарина первым апостолом народного просвещения Казахстана. В 2016 году отмечается 175-летие Ибрая Алтынсарина, основателя первой русско-казахской светской школы в Казахстане, создателя алфавита на базе русской графики.
За короткий период своей жизни Учитель учителей оставил яркий след в истории Казахстана. Получив образование в специальной школе для обучения казахских детей при Пограничной комиссии в Оренбурге, затем, работая писарем, переводчиком, он мечтал о просвещении своего народа, об открытии школ для детей-казахов, об обучении девочек-казашек и, благодаря своей целеустремленности, эти светлые мечты претворял в казахской степи.
- Прошло более века, и открытые Алтынсариным школы отмечают юбилеи: 130-летие отпраздновала школа-интернат для одаренных детей в Костанае, 150-летие - школа в Торгае, 75 лет исполнилось Рудненскому социально-гуманитарному колледжу им. И.Алтынсарина, носящему почетное имя великого Учителя, - рассказала «Білімді ел - Образованная страна» директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» по Костанайской области» Марионелла Слесарь.
- Несмотря на то, что деятельность И. Алтынсарина начала широко изучаться еще в советское время, и, казалось бы, о его роли в истории много сказано, все же в полной мере творчество просветителя изучено недостаточно, - считает проректор по научной работе и зарубежным связям Костанайского государственного педагогического института, доктор исторических наук, профессор Еркин Абиль. - Велика его роль в формировании современной казахской интеллигенции, в целом культуры Казахстана. Были в истории перекосы, попытки сделать из Алтынсарина социал-демократа, чуть ли не большевика, что не соответствует на самом деле ни духу времени, ни масштабу личности. Юбилейный год - весомый повод, чтобы восстановить в полном объеме его наследие, в первую очередь духовное.
2016 год в Костанайской области подчинен знаковому событию – 175-летию со дня рождения великого земляка Ибрая Алтынсарина. В рамках юбилейной даты в регионе проходят мероприятия, посвященные 175-летию выдающегося педагога, первого организатора школ в казахской степи.
Традиционные Алтынсаринские чтения для собравшихся на костанайской земле очно и заочно (всего было прислано 50 научных докладов) учителей школ республики, АОО «НИШ», ученых и преподавателей вузов страны, представителей региональных филиалов «Өрлеу», управлений образования и колледжей стали своеобразным глотком свежего воздуха. Можно было много и конструктивно спорить, слушать и быть правильно услышанным, строить планы и делиться смелыми идеями.
Предметом обсуждения стала «Интеграция педвуза и образовательных организаций по внедрению инноваций в практику». Тема объемная, затрагивающая такие актуальные направления современной педагогической науки и практики, как проблемы и перспективы обновления содержания начального образования в условиях модернизации, теоретические основы и опыт реализации ключевых идей уровневых модульных программ на уроке, а также научно-педагогическое сопровождение в развитии профессионального сетевого сообщества в организациях образования и многие другие.
Широкая география участников из Астаны, Алматы, Павлодара, Тюмени, Тараза, Шымкента, Кокшетау, ВКО и многих других областей позволила изучить опыт коллег и поделиться накопленными наработками. Как отметила директор филиала ЧУ «Центр педагогического мастерства» (ЦПМ) в г. Костанае Елена Онищенко, актуальной проблемой является профессиональная поддержка и развитие практикующего учителя. Какая помощь нужна учителям, чтобы они стали лучше осознавать то, как они преподают? Какое влияние может оказывать профессиональная поддержка учителя на обучение учащихся? Как педагогу разобраться в выборе тех методов, которые будут наиболее подходящими в любой заданной ситуации? Международный опыт показывает, что качество преподавания – самый важный школьный фактор, предопределяющий дальнейший прогресс обучения учащегося.
Главенствующую роль в решении этой проблемы играют курсы повышения квалификации педагогических работников, разработанные Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета. Уровневые программы повышения квалификации учителей построены таким образом, что способствуют формированию у педагогов не конкретных знаний и умений (которые быстро устаревают), а некоторых мета-умений самостоятельно добывать новую для себя информацию, осваивать новые виды деятельности и осмыслять их, работать в команде.
Сегодня ЦПМ реализуются две программы повышения профессионалных компетентностей педагогов Костанайской области. Открытая модульная программа «Профессиональное развитие педагогов» своей целью ставит развитие компетентностей через проектирование индивидуального маршрута. Открытая модульная программа «Рефлексивная культура учителя: теория и практика» создана с целью развития рефлексивной культуры молодого педагога и направлена на поддержку учителей в теоретическом осмыслении и практическом преломлении навыков использования педагогической рефлексии.
Опыт проведения реформ по всему миру показал, что именно идея сотрудничества, заложенная в основу успешной модели реформирования, может оказаться наиболее эффективной для системы образования. «...Обучение компетенциям и развитие доверия и сотрудничества между учителями – это и есть ключ к успешному и эффективному преподаванию в классе».
По словам проректора по научной работе и зарубежным связям Костанайского государственного педагогического института (КГПИ), доктора исторических наук, профессора Еркина Абиля, многие образовательные параметры и цели постоянно корректируются и меняются. Даже те показатели, которые обозначены в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы, на сегодняшний день уже требуют пересмотра.
К примеру, серьезным вызовом будущим летом для педвузов страны наверняка станет новая система отбора абитуриентов в высшие учебные заведения на педагогические специальности в связи с введением творческого экзамена. Уже обозначена дата приема документов – со 2 по 14 июля. Как в любом новом деле, есть плюсы и минусы. В первую очередь, это более качественный отбор и отсев учащихся. Новшество нацелено на то, чтобы в педагогический вуз пришли люди, реально осознающие свое будущее в данной профессии. Вопрос – как будут проводиться творческие экзамены? Рабочая группа уже отрабатывает механизм приема. В госкомиссию войдут представители педагогической общественности, АОО «НИШ», НЦПК «Өрлеу», представители других вузов. Всего обозначено 22 базовых казахстанских вуза.
Но есть в связи с введением новых правил приема и некоторые опасения. Во-первых, это может быть связано с сокращением количества абитуриентов. Специалистами КГПИ были проанализированы количественные показатели, характеризующие конкурсную ситуацию при приеме абитуриентов, за четыре последних года. Выяснилось, что происходит постоянное снижение количества студентов именно из Костанайской области.
- Если в 2004 г. «некостанайцев» у нас было меньше 5%, а в 2015 г. - 15%, то на сегодняшний день треть контингента (33%) - выходцы из других областей, - подчеркнул Еркин Абиль. - Прием иногородних студентов нынче оказался в два раза выше, чем местных. Замечу, что в целом контингент не снижается, в этом плане больших опасений нет. С одной стороны, нас это не может не радовать, поскольку говорит о том, что имидж КГПИ растет. Но возникают вопросы с обеспечением дополнительными местами в студенческих общежитиях, трудоустройством выпускников. С другой стороны, этот факт вызывает опасения, ведь среди костанайской молодежи падает интерес к педагогическому образованию. Говорить о том, что в педвуз идут студенты с более низким порогом знаний, просто не имеет смысла. Судя по последнему году, на педагогические специальности был большой конкурс, и не смогли поступить на грант выпускники с достаточно высокими баллами – 80-85.
Выходит, интерес у молодых людей есть, но то, что костанайские выпускники предпочитают не столько другие казахстанские, сколько вузы России, к тому же с дальнейшим трудоустройством не в нашей стране, вызывает, мягко говоря, сожаление. Экономический момент: в течение 11 лет государство тратило средства на ученика, фактически финансируя рынок труда соседей. Специалисты сходятся во мнении, что проблема заключается в слабой профориентационной работе.
Следующий достаточно серьезный вызов, который широко обсуждался на Ал-тынсаринских чтениях, – это обновление содержания обучения, применение инноваций. Преподаватели КГПИ вспомнили, как в 2012 году начиналось внедрение полиязычного образования с целью быть готовыми преподавать ряд дисциплин на английском языке. Но уже сегодня в вузе столкнулись с рядом сложностей.
- Мы планировали по 5 специальностям давать полиязычное образование, остановились лишь на 4, - посетовали хозяева конференции. - Самой большой проблемой является низкий уровень владения английским языком студентов и дефицит преподавателей, способных обучать на английском. Вуз своими силами решает эту задачу посредством повышения квалификации преподавателей. К тому же экономический кризис сократил наши возможности по приглашению иностранных преподавателей. Серьезно задумались мы и о выполнении своих программ по академической мобильности студентов и, в первую очередь, исходящей мобильности за рубежом.
Особо остановились участники конференции на третьем серьезном вызове - такой общей проблеме всей сферы образования, как неповоротливость системы нормативного обеспечения учебного процесса и образовательной системы в целом. По мнению участников, эта система проволочек постоянно отстает от требований дня сегодняшнего.
- Взять, к примеру, несовершенство классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. Мы смотрели, как в этом плане обстоят дела у наших коллег за рубежом, где в высших учебных заведениях предусмотрены педагогические специальности, - заострил внимание собравшихся Еркин Абиль. - В большинстве зарубежных вузов такой градации специальностей, как у нас, не существует. Я не открою секрет, если скажу, что на педсоветах часто идет спор, когда мы не можем никак определиться: наш выпускник - это больше учитель или специалист-математик, физик, историк и т. д? Мы прекрасно понимаем, что у преподавателя существует ситуация дефицита времени, объема, которые распределяются на те или иные учебные курсы, и здесь возникает сомнение: усиливать больше педагогико-психоло-гическую составляющую или предметную? Во многих системах высшего педагогического образования за рубежом этот вопрос вообще не стоит. МОИ давно обещает, что в классификаторе будут учтены сдвоенные специальности, надеемся, что так и будет.
Сегодня мы также говорим о том, что инновационная школа предлагает интегрированные курсы, и тут проблемы существующего классификатора вновь выходят на первый план, то есть кто будет преподавать в школах подобного типа интегрированные дисциплины? Нужно смелее поднимать данные проблемы, избавляться от нормативов, которые нам достались от советского прошлого, уверены педагоги. А педагогической общественности заявлять о себе более громко.
С трибуны конференции прозвучала идея о создании действующей общественной негосударственной структуры, в частности в Костанайской области, которая занималась бы продвижением подобных вопросов. Нужен действенный голос общественности, ведь Костанайский регион всегда был передовым во внедрении педагогических инноваций и педагогической науки. Хорошим поводом, чтобы внести лепту в повышение имиджа педагогов, наверняка станет юбилей И.Алтынсарина. Стоит напомнить еще раз, каков был статус учителя в нашем историческом прошлом, и особо сказать о том, что будущее Казахстана, в первую очередь, зависит от того, какое место учитель занимает в обществе не на словах, а на деле.
P.S. По итогам конференции будет издан сборник статей в электронном формате, а каждый автор получил именной сертификат подтверждающий участие в конференции.
- Несмотря на то, что деятельность И. Алтынсарина начала широко изучаться еще в советское время, и, казалось бы, о его роли в истории много сказано, все же в полной мере творчество просветителя изучено недостаточно, - считает проректор по научной работе и зарубежным связям Костанайского государственного педагогического института, доктор исторических наук, профессор Еркин Абиль. - Велика его роль в формировании современной казахской интеллигенции, в целом культуры Казахстана. Были в истории перекосы, попытки сделать из Алтынсарина социал-демократа, чуть ли не большевика, что не соответствует на самом деле ни духу времени, ни масштабу личности. Юбилейный год - весомый повод, чтобы восстановить в полном объеме его наследие, в первую очередь духовное.
2016 год в Костанайской области подчинен знаковому событию – 175-летию со дня рождения великого земляка Ибрая Алтынсарина. В рамках юбилейной даты в регионе проходят мероприятия, посвященные 175-летию выдающегося педагога, первого организатора школ в казахской степи.
Традиционные Алтынсаринские чтения для собравшихся на костанайской земле очно и заочно (всего было прислано 50 научных докладов) учителей школ республики, АОО «НИШ», ученых и преподавателей вузов страны, представителей региональных филиалов «Өрлеу», управлений образования и колледжей стали своеобразным глотком свежего воздуха. Можно было много и конструктивно спорить, слушать и быть правильно услышанным, строить планы и делиться смелыми идеями.
Предметом обсуждения стала «Интеграция педвуза и образовательных организаций по внедрению инноваций в практику». Тема объемная, затрагивающая такие актуальные направления современной педагогической науки и практики, как проблемы и перспективы обновления содержания начального образования в условиях модернизации, теоретические основы и опыт реализации ключевых идей уровневых модульных программ на уроке, а также научно-педагогическое сопровождение в развитии профессионального сетевого сообщества в организациях образования и многие другие.
Широкая география участников из Астаны, Алматы, Павлодара, Тюмени, Тараза, Шымкента, Кокшетау, ВКО и многих других областей позволила изучить опыт коллег и поделиться накопленными наработками. Как отметила директор филиала ЧУ «Центр педагогического мастерства» (ЦПМ) в г. Костанае Елена Онищенко, актуальной проблемой является профессиональная поддержка и развитие практикующего учителя. Какая помощь нужна учителям, чтобы они стали лучше осознавать то, как они преподают? Какое влияние может оказывать профессиональная поддержка учителя на обучение учащихся? Как педагогу разобраться в выборе тех методов, которые будут наиболее подходящими в любой заданной ситуации? Международный опыт показывает, что качество преподавания – самый важный школьный фактор, предопределяющий дальнейший прогресс обучения учащегося.
Главенствующую роль в решении этой проблемы играют курсы повышения квалификации педагогических работников, разработанные Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета. Уровневые программы повышения квалификации учителей построены таким образом, что способствуют формированию у педагогов не конкретных знаний и умений (которые быстро устаревают), а некоторых мета-умений самостоятельно добывать новую для себя информацию, осваивать новые виды деятельности и осмыслять их, работать в команде.
Сегодня ЦПМ реализуются две программы повышения профессионалных компетентностей педагогов Костанайской области. Открытая модульная программа «Профессиональное развитие педагогов» своей целью ставит развитие компетентностей через проектирование индивидуального маршрута. Открытая модульная программа «Рефлексивная культура учителя: теория и практика» создана с целью развития рефлексивной культуры молодого педагога и направлена на поддержку учителей в теоретическом осмыслении и практическом преломлении навыков использования педагогической рефлексии.
Опыт проведения реформ по всему миру показал, что именно идея сотрудничества, заложенная в основу успешной модели реформирования, может оказаться наиболее эффективной для системы образования. «...Обучение компетенциям и развитие доверия и сотрудничества между учителями – это и есть ключ к успешному и эффективному преподаванию в классе».
По словам проректора по научной работе и зарубежным связям Костанайского государственного педагогического института (КГПИ), доктора исторических наук, профессора Еркина Абиля, многие образовательные параметры и цели постоянно корректируются и меняются. Даже те показатели, которые обозначены в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы, на сегодняшний день уже требуют пересмотра.
К примеру, серьезным вызовом будущим летом для педвузов страны наверняка станет новая система отбора абитуриентов в высшие учебные заведения на педагогические специальности в связи с введением творческого экзамена. Уже обозначена дата приема документов – со 2 по 14 июля. Как в любом новом деле, есть плюсы и минусы. В первую очередь, это более качественный отбор и отсев учащихся. Новшество нацелено на то, чтобы в педагогический вуз пришли люди, реально осознающие свое будущее в данной профессии. Вопрос – как будут проводиться творческие экзамены? Рабочая группа уже отрабатывает механизм приема. В госкомиссию войдут представители педагогической общественности, АОО «НИШ», НЦПК «Өрлеу», представители других вузов. Всего обозначено 22 базовых казахстанских вуза.
Но есть в связи с введением новых правил приема и некоторые опасения. Во-первых, это может быть связано с сокращением количества абитуриентов. Специалистами КГПИ были проанализированы количественные показатели, характеризующие конкурсную ситуацию при приеме абитуриентов, за четыре последних года. Выяснилось, что происходит постоянное снижение количества студентов именно из Костанайской области.
- Если в 2004 г. «некостанайцев» у нас было меньше 5%, а в 2015 г. - 15%, то на сегодняшний день треть контингента (33%) - выходцы из других областей, - подчеркнул Еркин Абиль. - Прием иногородних студентов нынче оказался в два раза выше, чем местных. Замечу, что в целом контингент не снижается, в этом плане больших опасений нет. С одной стороны, нас это не может не радовать, поскольку говорит о том, что имидж КГПИ растет. Но возникают вопросы с обеспечением дополнительными местами в студенческих общежитиях, трудоустройством выпускников. С другой стороны, этот факт вызывает опасения, ведь среди костанайской молодежи падает интерес к педагогическому образованию. Говорить о том, что в педвуз идут студенты с более низким порогом знаний, просто не имеет смысла. Судя по последнему году, на педагогические специальности был большой конкурс, и не смогли поступить на грант выпускники с достаточно высокими баллами – 80-85.
Выходит, интерес у молодых людей есть, но то, что костанайские выпускники предпочитают не столько другие казахстанские, сколько вузы России, к тому же с дальнейшим трудоустройством не в нашей стране, вызывает, мягко говоря, сожаление. Экономический момент: в течение 11 лет государство тратило средства на ученика, фактически финансируя рынок труда соседей. Специалисты сходятся во мнении, что проблема заключается в слабой профориентационной работе.
Следующий достаточно серьезный вызов, который широко обсуждался на Ал-тынсаринских чтениях, – это обновление содержания обучения, применение инноваций. Преподаватели КГПИ вспомнили, как в 2012 году начиналось внедрение полиязычного образования с целью быть готовыми преподавать ряд дисциплин на английском языке. Но уже сегодня в вузе столкнулись с рядом сложностей.
- Мы планировали по 5 специальностям давать полиязычное образование, остановились лишь на 4, - посетовали хозяева конференции. - Самой большой проблемой является низкий уровень владения английским языком студентов и дефицит преподавателей, способных обучать на английском. Вуз своими силами решает эту задачу посредством повышения квалификации преподавателей. К тому же экономический кризис сократил наши возможности по приглашению иностранных преподавателей. Серьезно задумались мы и о выполнении своих программ по академической мобильности студентов и, в первую очередь, исходящей мобильности за рубежом.
Особо остановились участники конференции на третьем серьезном вызове - такой общей проблеме всей сферы образования, как неповоротливость системы нормативного обеспечения учебного процесса и образовательной системы в целом. По мнению участников, эта система проволочек постоянно отстает от требований дня сегодняшнего.
- Взять, к примеру, несовершенство классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан. Мы смотрели, как в этом плане обстоят дела у наших коллег за рубежом, где в высших учебных заведениях предусмотрены педагогические специальности, - заострил внимание собравшихся Еркин Абиль. - В большинстве зарубежных вузов такой градации специальностей, как у нас, не существует. Я не открою секрет, если скажу, что на педсоветах часто идет спор, когда мы не можем никак определиться: наш выпускник - это больше учитель или специалист-математик, физик, историк и т. д? Мы прекрасно понимаем, что у преподавателя существует ситуация дефицита времени, объема, которые распределяются на те или иные учебные курсы, и здесь возникает сомнение: усиливать больше педагогико-психоло-гическую составляющую или предметную? Во многих системах высшего педагогического образования за рубежом этот вопрос вообще не стоит. МОИ давно обещает, что в классификаторе будут учтены сдвоенные специальности, надеемся, что так и будет.
Сегодня мы также говорим о том, что инновационная школа предлагает интегрированные курсы, и тут проблемы существующего классификатора вновь выходят на первый план, то есть кто будет преподавать в школах подобного типа интегрированные дисциплины? Нужно смелее поднимать данные проблемы, избавляться от нормативов, которые нам достались от советского прошлого, уверены педагоги. А педагогической общественности заявлять о себе более громко.
С трибуны конференции прозвучала идея о создании действующей общественной негосударственной структуры, в частности в Костанайской области, которая занималась бы продвижением подобных вопросов. Нужен действенный голос общественности, ведь Костанайский регион всегда был передовым во внедрении педагогических инноваций и педагогической науки. Хорошим поводом, чтобы внести лепту в повышение имиджа педагогов, наверняка станет юбилей И.Алтынсарина. Стоит напомнить еще раз, каков был статус учителя в нашем историческом прошлом, и особо сказать о том, что будущее Казахстана, в первую очередь, зависит от того, какое место учитель занимает в обществе не на словах, а на деле.
P.S. По итогам конференции будет издан сборник статей в электронном формате, а каждый автор получил именной сертификат подтверждающий участие в конференции.
Оксана Лукаш