Еркин АБИЛЬ: «У КГПИ уже есть образец собственного диплома»

Наш Костанай, 2016 год, 24 ноября (№ 94), С. 16

Образовательные программы позволят получать дополнительную специализацию

Первое интервью в новой должности ректор пединститута дал «Нашему Костанаю».
Каким потенциалом для выпуска качественного «продукта» располагает сегодня один из старейших вузов страны, кузница педагогических кадров региона – КГПИ?
Рассказать об этом мы попросили недавно назначенного ректора педагогического института, доктора исторических наук Еркина Абиля.
Переход на обновленное содержание образования, который сегодня уже вопло-щается в реальную жизнь, невозможен без главного – современного учителя, обладающего целым рядом компетенций. Практикующих педагогов работать по-новому учат на курсах повышения квалификации, будущие специалисты знания и навыки, необходимые в современных условиях, должны получать на студенческой скамье.
- Еркин Аманжолович, прежде всего примите поздравление по поводу вашего назначения. Должность новая, но вы в этом вузе работаете давно и не понаслышке знаете о его проблемах и успехах, сильных и слабых сторонах. Но первый вопрос будет не о КГПИ. В последнее время требования к педагогам становятся все жестче. Вы согласны с этим мнением?
- Согласен, но справедливости ради надо заметить, не только к ним. Сегодня нам всем надо быть на порядок выше и лучше, чем мы были вчера. Для учителей наступил непростой период, так как меняются сами принципы преподавания. Молодым специалистам, за спинами которых нет старого опыта, усвоить современные программы гораздо проще. А вот практикующим педагогам приходится перестраиваться, и для многих сложность как раз состоит в переходе от одной образовательной модели к другой. Сейчас основная задача любого учителя, преподавателя – не давать знания как таковые, а уметь научить ребенка добывать их самостоятельно. На первый план вышли способность находить новые знания, функциональная грамотность, а также критическое мышление. Сказанное касается любой профессии, не только учительской, и детей мы соответственно должны учить этому с малых лет, готовить их к успешной взрослой жизни. На что, собственно, и нацелен новый формат школы, который уже внедряется. Для вузов плюс 12-летки состоит в том, что мы сможем разгрузить бакалавриат. Во всех европейских странах 12-летнее обучение сопровождается трехлетним бакалавриатом. Общеобразовательные дисциплины, которые у нас изучаются на первых курсах в вузах, там дети изучают в старших – профильных классах, поэтому высшая школа больше нацелена на специализацию. Я рад, что мы к этому идем. Второй момент – изменится и сама структура бакалавриата. Сейчас в КГПИ 23 специальности, 21 из них -педагогическая. Вуз работает давно и стабильно, но проблема нехватки школьных учителей по отдельным предметам сохраняется. И наоборот – педагоги по некоторым специальностям не могут трудоустроиться или набрать ставку. Причина перекоса – узкая специализация. Математик не может вести физику, физик – математику, оба не имеют права преподавать информатику. Особенно страдают от этого малокомплектные школы. Проблема поднималась и обсуждалась много раз и, наконец, лед тронулся. МОН РК уже подготовило нормативный документ, и в новом классификаторе специальности будут максимально объединены по направлениям – гуманитарному и естественно-математическому.
- Вузы начнут готовить универсальных педагогов?
- Педагогов, которые смогут вести не один, а два предмета и более. И, возможно, даже не по смежным дисциплинам. Вопрос о нагрузке учителей уже не будет стоять так остро. Это упростит и саму процедуру госзаказа. Сейчас в министерстве формируют данные, что в таком-то регионе нужно столько-то физиков, химиков и т. д., и соответственно выделяются грантовые места. Но у нас не плановая система, поэтому госзаказ будет формироваться не на каждую специальность отдельно, а по группам специальностей. А вузы совместно с управлениями образования на местах решат, кого и сколько готовить.
- Но ведь КГПИ и сейчас готовит учителей сразу по двум специальностям.
- За последние три года по всем педагогическим специальностям мы внедрили образовательные программы, дающие студентам возможность получать дополнительную специализацию. Скажем, если основная – «математик», то дополнительная – «информатик» или «физик». Где-то две программы есть, где-то три. По окончании вуза студент получает диплом, в приложении которого указано, какой предмет он может преподавать в школе дополнительно. Это сразу лучшим образом сказалось на трудоустройстве наших выпускников. В последние годы данный показатель держится в районе 90%, тогда как по республике – 60-70%.
- А набор радует? С внедрением в этом году специального экзамена для поступающих на педагогические дисциплины не уменьшилось ли количество желающих учиться в КГПИ?
- Признаться, сначала переживали, не останемся ли мы без абитуриентов. Но в итоге оказалось, что их в этом году было больше, чем в предыдущие. Экзамен, скорее это даже собеседование, проходил в устной форме, и поступающие очень старались показать себя с лучшей стороны. Было видно, что люди серьезно готовились, хотя мы предупреждали, что специальной подготовки этот экзамен не требует. В результате у нас набор получился выше и, судя по собеседованию, качественнее. Молодежь поступает к нам более мотивированная, и это весьма радует. Да и в целом меняется отношение к высшему образованию, оно становится более доступным. Повторная сдача EHT, апробированная прошедшим летом, дает больше шансов стать студентом вуза. В КГПИ, к примеру, 70 человек сейчас зачислены условно. Они, как и все студенты, ходят на занятия, участвуют в мероприятиях и параллельно готовятся к прохождению национального тестирования, которое запланировано на январь. Изначально их было чуть больше, но некоторые ребята пересмотрели свой выбор и ушли. Эти 70 студентов очень стараются, видно, что они хотят здесь учиться. Может, именно эти юноши и девушки – будущие талантливые педагоги, верные своей профессии люди...
- Верность профессии – дело хорошее, но не всегда осуществимое. Сегодня многие работают не по диплому.
- Это нормальный процесс. Многих профессий, которые были еще лет 10 назад, сегодня уже нет. А диплом есть, и с этим дипломом человеку надо работать до пенсии, если нет возможности переучиться. Чтобы наши школьники, студенты в будущем не попали в сложную ситуацию с востребованностью на рынке труда, мы должны дать им не только базовые знания, но и социальные навыки жизни, навыки менеджмента, самообразования. Я считаю, работать только по диплому не обязательно. Сколько успешных, знаменитых людей, в том числе в нашей области, которые реализовали себя не в ранее выбранной профессии, а в той, по которой и не учились! Качество знаний, полученных в учебном заведении, – вот что главное. Кстати, с 2017 года отменяются дипломы государственного образца – это один из методов борьбы с некачественным высшим образованием, которое еще присутствует на отечественном рынке образовательных услуг. Каждый вуз теперь будет выдавать свой диплом. Как это будет работать? Во-первых, выпускники школ, их родители станут серьезнее подходить к выбору вуза-либо идти в слабый, но дешевый, либо – в сильный, но чуть подороже. Думаю, никто не хочет получить диплом, который не будет котироваться у работодателей.

С 2017 отменяются дипломы государственного образца – это один из методов борьбы с некачественным высшим образованием, которое еще присутствует на отечественном рынке образовательных услуг. Каждый вуз теперь будет выдавать свой диплом. Как это будет работать? Во-первых, выпускники школ, их родители будут серьезнее подходить к выбору вуза – либо идти в слабый, но дешевый, либо – в сильный, но чуть подороже. Думаю, никто не хочет получить диплом, который не будет котироваться у работадотелей.

- Как КГПИ будет доказывать, что его диплом - не филькина грамота?
- Мы давно знали об этих новшествах, так как они были заложены в Программу развития образования на 2012-2020 годы, поэтому готовились к ним заранее. Например, с прошлого года пединститут стал выдавать европейское приложение к диплому, дающее право учиться или работать в вузах стран-участниц Болонской конвенции. Это, можно сказать, первый образец собственного диплома. Трехъязычное обучение мы начали внедрять с 2012 года, а в этом году уже состоялся первый выпуск биологов, 10 человек, умеющих работать на трех языках. Завершают или продолжают обучение по данной программе географы, химики, подключаются математики, информатики. Но проблема в том, что у нас нет четкого видения, сколько таких специалистов надо будет при переходе всех школ и детсадов на трехъязычное обучение. В связи с этим предполагаем, что какое-то время не сможем 100-процентно перекрывать потребность в новых кадрах. КГПИ уже несколько лет практикует международную программу по академической мобильности. Через нее прошли десятки наших студентов. У нас достаточно сильный профессорско-преподавательский состав, и сей факт не требует дополнительной рекламы. Как и то, что у вуза богатая история и интересные традиции.
- Еркин Аманжолович, наверняка есть вопросы, которые нужно срочно решать. О чем сейчас «болит голова»?
- Материальная база вуза неплохая, но техническое оборудование быстро устаревает, а на его обновление требуются средства. Современные же лаборатории нам нужны как площадки научно-исследовательской деятельности не только преподавателей, но и студентов. Мы уже говорили о том, что сегодня педагог в первую очередь должен быть исследователем, таких специалистов нам и надо готовить. С тем, чтобы навыки исследовательской работы они затем передавали детям. С прошлого года у нас запущена образовательная программа по робототехнике, но специального кабинета не было. Сейчас решаем вопрос по его приобретению. Нам надо увеличивать количество преподавателей, умеющих работать в условиях трехъязычия. В данное время порядка 40 человек находятся на курсах повышения квалификации именно по преподаванию предмета на английском языке. Обучающие курсы стараемся проводить и в стенах вуза, в том числе с участием тренеров из Назарбаев Университета.
- Бытует мнение, что новый руководитель – это и новые идеи. Что планируете сделать в ближайшее время?
- Хотим внедрить систему оценки работы ректора, проректоров и их отчетности перед коллективом, а также перед общественностью. Сейчас работаем над проектом по двухдипломному обучению, и соответствующий договор с итальянскими партнерами – университетом Г. Маркони уже подписан. В рамках этого документа несколько наших студентов, пока только двух специальностей, один год (3 курс) будут обучаться в данном вузе, остальное время – в КГПИ, а по окончании учебы они получат сразу два диплома.
Анна СВЕТЛОВА

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека СМИ о нас Еркин АБИЛЬ: «У КГПИ уже есть образец собственного диплома»