Еркин АБИЛЬ: «У КГПИ уже есть образец собственного диплома»
Наш Костанай, 2016 год, 24 ноября (№ 94), С. 16
Образовательные программы позволят получать дополнительную специализацию
Первое интервью в новой должности ректор пединститута дал «Нашему Костанаю».
Каким потенциалом для выпуска качественного «продукта» располагает сегодня один из старейших вузов страны, кузница педагогических кадров региона – КГПИ?
Рассказать об этом мы попросили недавно назначенного ректора педагогического института, доктора исторических наук Еркина Абиля.
Переход на обновленное содержание образования, который сегодня уже вопло-щается в реальную жизнь, невозможен без главного – современного учителя, обладающего целым рядом компетенций. Практикующих педагогов работать по-новому учат на курсах повышения квалификации, будущие специалисты знания и навыки, необходимые в современных условиях, должны получать на студенческой скамье.
Рассказать об этом мы попросили недавно назначенного ректора педагогического института, доктора исторических наук Еркина Абиля.
Переход на обновленное содержание образования, который сегодня уже вопло-щается в реальную жизнь, невозможен без главного – современного учителя, обладающего целым рядом компетенций. Практикующих педагогов работать по-новому учат на курсах повышения квалификации, будущие специалисты знания и навыки, необходимые в современных условиях, должны получать на студенческой скамье.
- Еркин Аманжолович, прежде всего примите поздравление по поводу вашего назначения. Должность новая, но вы в этом вузе работаете давно и не понаслышке знаете о его проблемах и успехах, сильных и слабых сторонах. Но первый вопрос будет не о КГПИ. В последнее время требования к педагогам становятся все жестче. Вы согласны с этим мнением?
- Согласен, но справедливости ради надо заметить, не только к ним. Сегодня нам всем надо быть на порядок выше и лучше, чем мы были вчера. Для учителей наступил непростой период, так как меняются сами принципы преподавания. Молодым специалистам, за спинами которых нет старого опыта, усвоить современные программы гораздо проще. А вот практикующим педагогам приходится перестраиваться, и для многих сложность как раз состоит в переходе от одной образовательной модели к другой. Сейчас основная задача любого учителя, преподавателя – не давать знания как таковые, а уметь научить ребенка добывать их самостоятельно. На первый план вышли способность находить новые знания, функциональная грамотность, а также критическое мышление. Сказанное касается любой профессии, не только учительской, и детей мы соответственно должны учить этому с малых лет, готовить их к успешной взрослой жизни. На что, собственно, и нацелен новый формат школы, который уже внедряется. Для вузов плюс 12-летки состоит в том, что мы сможем разгрузить бакалавриат. Во всех европейских странах 12-летнее обучение сопровождается трехлетним бакалавриатом. Общеобразовательные дисциплины, которые у нас изучаются на первых курсах в вузах, там дети изучают в старших – профильных классах, поэтому высшая школа больше нацелена на специализацию. Я рад, что мы к этому идем. Второй момент – изменится и сама структура бакалавриата. Сейчас в КГПИ 23 специальности, 21 из них -педагогическая. Вуз работает давно и стабильно, но проблема нехватки школьных учителей по отдельным предметам сохраняется. И наоборот – педагоги по некоторым специальностям не могут трудоустроиться или набрать ставку. Причина перекоса – узкая специализация. Математик не может вести физику, физик – математику, оба не имеют права преподавать информатику. Особенно страдают от этого малокомплектные школы. Проблема поднималась и обсуждалась много раз и, наконец, лед тронулся. МОН РК уже подготовило нормативный документ, и в новом классификаторе специальности будут максимально объединены по направлениям – гуманитарному и естественно-математическому.
- Вузы начнут готовить универсальных педагогов?
- Педагогов, которые смогут вести не один, а два предмета и более. И, возможно, даже не по смежным дисциплинам. Вопрос о нагрузке учителей уже не будет стоять так остро. Это упростит и саму процедуру госзаказа. Сейчас в министерстве формируют данные, что в таком-то регионе нужно столько-то физиков, химиков и т. д., и соответственно выделяются грантовые места. Но у нас не плановая система, поэтому госзаказ будет формироваться не на каждую специальность отдельно, а по группам специальностей. А вузы совместно с управлениями образования на местах решат, кого и сколько готовить.
- Но ведь КГПИ и сейчас готовит учителей сразу по двум специальностям.
- За последние три года по всем педагогическим специальностям мы внедрили образовательные программы, дающие студентам возможность получать дополнительную специализацию. Скажем, если основная – «математик», то дополнительная – «информатик» или «физик». Где-то две программы есть, где-то три. По окончании вуза студент получает диплом, в приложении которого указано, какой предмет он может преподавать в школе дополнительно. Это сразу лучшим образом сказалось на трудоустройстве наших выпускников. В последние годы данный показатель держится в районе 90%, тогда как по республике – 60-70%.
- А набор радует? С внедрением в этом году специального экзамена для поступающих на педагогические дисциплины не уменьшилось ли количество желающих учиться в КГПИ?
- Признаться, сначала переживали, не останемся ли мы без абитуриентов. Но в итоге оказалось, что их в этом году было больше, чем в предыдущие. Экзамен, скорее это даже собеседование, проходил в устной форме, и поступающие очень старались показать себя с лучшей стороны. Было видно, что люди серьезно готовились, хотя мы предупреждали, что специальной подготовки этот экзамен не требует. В результате у нас набор получился выше и, судя по собеседованию, качественнее. Молодежь поступает к нам более мотивированная, и это весьма радует. Да и в целом меняется отношение к высшему образованию, оно становится более доступным. Повторная сдача EHT, апробированная прошедшим летом, дает больше шансов стать студентом вуза. В КГПИ, к примеру, 70 человек сейчас зачислены условно. Они, как и все студенты, ходят на занятия, участвуют в мероприятиях и параллельно готовятся к прохождению национального тестирования, которое запланировано на январь. Изначально их было чуть больше, но некоторые ребята пересмотрели свой выбор и ушли. Эти 70 студентов очень стараются, видно, что они хотят здесь учиться. Может, именно эти юноши и девушки – будущие талантливые педагоги, верные своей профессии люди...
- Верность профессии – дело хорошее, но не всегда осуществимое. Сегодня многие работают не по диплому.
- Это нормальный процесс. Многих профессий, которые были еще лет 10 назад, сегодня уже нет. А диплом есть, и с этим дипломом человеку надо работать до пенсии, если нет возможности переучиться. Чтобы наши школьники, студенты в будущем не попали в сложную ситуацию с востребованностью на рынке труда, мы должны дать им не только базовые знания, но и социальные навыки жизни, навыки менеджмента, самообразования. Я считаю, работать только по диплому не обязательно. Сколько успешных, знаменитых людей, в том числе в нашей области, которые реализовали себя не в ранее выбранной профессии, а в той, по которой и не учились! Качество знаний, полученных в учебном заведении, – вот что главное. Кстати, с 2017 года отменяются дипломы государственного образца – это один из методов борьбы с некачественным высшим образованием, которое еще присутствует на отечественном рынке образовательных услуг. Каждый вуз теперь будет выдавать свой диплом. Как это будет работать? Во-первых, выпускники школ, их родители станут серьезнее подходить к выбору вуза-либо идти в слабый, но дешевый, либо – в сильный, но чуть подороже. Думаю, никто не хочет получить диплом, который не будет котироваться у работодателей.
- Согласен, но справедливости ради надо заметить, не только к ним. Сегодня нам всем надо быть на порядок выше и лучше, чем мы были вчера. Для учителей наступил непростой период, так как меняются сами принципы преподавания. Молодым специалистам, за спинами которых нет старого опыта, усвоить современные программы гораздо проще. А вот практикующим педагогам приходится перестраиваться, и для многих сложность как раз состоит в переходе от одной образовательной модели к другой. Сейчас основная задача любого учителя, преподавателя – не давать знания как таковые, а уметь научить ребенка добывать их самостоятельно. На первый план вышли способность находить новые знания, функциональная грамотность, а также критическое мышление. Сказанное касается любой профессии, не только учительской, и детей мы соответственно должны учить этому с малых лет, готовить их к успешной взрослой жизни. На что, собственно, и нацелен новый формат школы, который уже внедряется. Для вузов плюс 12-летки состоит в том, что мы сможем разгрузить бакалавриат. Во всех европейских странах 12-летнее обучение сопровождается трехлетним бакалавриатом. Общеобразовательные дисциплины, которые у нас изучаются на первых курсах в вузах, там дети изучают в старших – профильных классах, поэтому высшая школа больше нацелена на специализацию. Я рад, что мы к этому идем. Второй момент – изменится и сама структура бакалавриата. Сейчас в КГПИ 23 специальности, 21 из них -педагогическая. Вуз работает давно и стабильно, но проблема нехватки школьных учителей по отдельным предметам сохраняется. И наоборот – педагоги по некоторым специальностям не могут трудоустроиться или набрать ставку. Причина перекоса – узкая специализация. Математик не может вести физику, физик – математику, оба не имеют права преподавать информатику. Особенно страдают от этого малокомплектные школы. Проблема поднималась и обсуждалась много раз и, наконец, лед тронулся. МОН РК уже подготовило нормативный документ, и в новом классификаторе специальности будут максимально объединены по направлениям – гуманитарному и естественно-математическому.
- Вузы начнут готовить универсальных педагогов?
- Педагогов, которые смогут вести не один, а два предмета и более. И, возможно, даже не по смежным дисциплинам. Вопрос о нагрузке учителей уже не будет стоять так остро. Это упростит и саму процедуру госзаказа. Сейчас в министерстве формируют данные, что в таком-то регионе нужно столько-то физиков, химиков и т. д., и соответственно выделяются грантовые места. Но у нас не плановая система, поэтому госзаказ будет формироваться не на каждую специальность отдельно, а по группам специальностей. А вузы совместно с управлениями образования на местах решат, кого и сколько готовить.
- Но ведь КГПИ и сейчас готовит учителей сразу по двум специальностям.
- За последние три года по всем педагогическим специальностям мы внедрили образовательные программы, дающие студентам возможность получать дополнительную специализацию. Скажем, если основная – «математик», то дополнительная – «информатик» или «физик». Где-то две программы есть, где-то три. По окончании вуза студент получает диплом, в приложении которого указано, какой предмет он может преподавать в школе дополнительно. Это сразу лучшим образом сказалось на трудоустройстве наших выпускников. В последние годы данный показатель держится в районе 90%, тогда как по республике – 60-70%.
- А набор радует? С внедрением в этом году специального экзамена для поступающих на педагогические дисциплины не уменьшилось ли количество желающих учиться в КГПИ?
- Признаться, сначала переживали, не останемся ли мы без абитуриентов. Но в итоге оказалось, что их в этом году было больше, чем в предыдущие. Экзамен, скорее это даже собеседование, проходил в устной форме, и поступающие очень старались показать себя с лучшей стороны. Было видно, что люди серьезно готовились, хотя мы предупреждали, что специальной подготовки этот экзамен не требует. В результате у нас набор получился выше и, судя по собеседованию, качественнее. Молодежь поступает к нам более мотивированная, и это весьма радует. Да и в целом меняется отношение к высшему образованию, оно становится более доступным. Повторная сдача EHT, апробированная прошедшим летом, дает больше шансов стать студентом вуза. В КГПИ, к примеру, 70 человек сейчас зачислены условно. Они, как и все студенты, ходят на занятия, участвуют в мероприятиях и параллельно готовятся к прохождению национального тестирования, которое запланировано на январь. Изначально их было чуть больше, но некоторые ребята пересмотрели свой выбор и ушли. Эти 70 студентов очень стараются, видно, что они хотят здесь учиться. Может, именно эти юноши и девушки – будущие талантливые педагоги, верные своей профессии люди...
- Верность профессии – дело хорошее, но не всегда осуществимое. Сегодня многие работают не по диплому.
- Это нормальный процесс. Многих профессий, которые были еще лет 10 назад, сегодня уже нет. А диплом есть, и с этим дипломом человеку надо работать до пенсии, если нет возможности переучиться. Чтобы наши школьники, студенты в будущем не попали в сложную ситуацию с востребованностью на рынке труда, мы должны дать им не только базовые знания, но и социальные навыки жизни, навыки менеджмента, самообразования. Я считаю, работать только по диплому не обязательно. Сколько успешных, знаменитых людей, в том числе в нашей области, которые реализовали себя не в ранее выбранной профессии, а в той, по которой и не учились! Качество знаний, полученных в учебном заведении, – вот что главное. Кстати, с 2017 года отменяются дипломы государственного образца – это один из методов борьбы с некачественным высшим образованием, которое еще присутствует на отечественном рынке образовательных услуг. Каждый вуз теперь будет выдавать свой диплом. Как это будет работать? Во-первых, выпускники школ, их родители станут серьезнее подходить к выбору вуза-либо идти в слабый, но дешевый, либо – в сильный, но чуть подороже. Думаю, никто не хочет получить диплом, который не будет котироваться у работодателей.
С 2017 отменяются дипломы государственного образца – это один из методов борьбы с некачественным высшим образованием, которое еще присутствует на отечественном рынке образовательных услуг. Каждый вуз теперь будет выдавать свой диплом. Как это будет работать? Во-первых, выпускники школ, их родители будут серьезнее подходить к выбору вуза – либо идти в слабый, но дешевый, либо – в сильный, но чуть подороже. Думаю, никто не хочет получить диплом, который не будет котироваться у работадотелей.
- Как КГПИ будет доказывать, что его диплом - не филькина грамота?
- Мы давно знали об этих новшествах, так как они были заложены в Программу развития образования на 2012-2020 годы, поэтому готовились к ним заранее. Например, с прошлого года пединститут стал выдавать европейское приложение к диплому, дающее право учиться или работать в вузах стран-участниц Болонской конвенции. Это, можно сказать, первый образец собственного диплома. Трехъязычное обучение мы начали внедрять с 2012 года, а в этом году уже состоялся первый выпуск биологов, 10 человек, умеющих работать на трех языках. Завершают или продолжают обучение по данной программе географы, химики, подключаются математики, информатики. Но проблема в том, что у нас нет четкого видения, сколько таких специалистов надо будет при переходе всех школ и детсадов на трехъязычное обучение. В связи с этим предполагаем, что какое-то время не сможем 100-процентно перекрывать потребность в новых кадрах. КГПИ уже несколько лет практикует международную программу по академической мобильности. Через нее прошли десятки наших студентов. У нас достаточно сильный профессорско-преподавательский состав, и сей факт не требует дополнительной рекламы. Как и то, что у вуза богатая история и интересные традиции.
- Еркин Аманжолович, наверняка есть вопросы, которые нужно срочно решать. О чем сейчас «болит голова»?
- Материальная база вуза неплохая, но техническое оборудование быстро устаревает, а на его обновление требуются средства. Современные же лаборатории нам нужны как площадки научно-исследовательской деятельности не только преподавателей, но и студентов. Мы уже говорили о том, что сегодня педагог в первую очередь должен быть исследователем, таких специалистов нам и надо готовить. С тем, чтобы навыки исследовательской работы они затем передавали детям. С прошлого года у нас запущена образовательная программа по робототехнике, но специального кабинета не было. Сейчас решаем вопрос по его приобретению. Нам надо увеличивать количество преподавателей, умеющих работать в условиях трехъязычия. В данное время порядка 40 человек находятся на курсах повышения квалификации именно по преподаванию предмета на английском языке. Обучающие курсы стараемся проводить и в стенах вуза, в том числе с участием тренеров из Назарбаев Университета.
- Бытует мнение, что новый руководитель – это и новые идеи. Что планируете сделать в ближайшее время?
- Хотим внедрить систему оценки работы ректора, проректоров и их отчетности перед коллективом, а также перед общественностью. Сейчас работаем над проектом по двухдипломному обучению, и соответствующий договор с итальянскими партнерами – университетом Г. Маркони уже подписан. В рамках этого документа несколько наших студентов, пока только двух специальностей, один год (3 курс) будут обучаться в данном вузе, остальное время – в КГПИ, а по окончании учебы они получат сразу два диплома.
- Мы давно знали об этих новшествах, так как они были заложены в Программу развития образования на 2012-2020 годы, поэтому готовились к ним заранее. Например, с прошлого года пединститут стал выдавать европейское приложение к диплому, дающее право учиться или работать в вузах стран-участниц Болонской конвенции. Это, можно сказать, первый образец собственного диплома. Трехъязычное обучение мы начали внедрять с 2012 года, а в этом году уже состоялся первый выпуск биологов, 10 человек, умеющих работать на трех языках. Завершают или продолжают обучение по данной программе географы, химики, подключаются математики, информатики. Но проблема в том, что у нас нет четкого видения, сколько таких специалистов надо будет при переходе всех школ и детсадов на трехъязычное обучение. В связи с этим предполагаем, что какое-то время не сможем 100-процентно перекрывать потребность в новых кадрах. КГПИ уже несколько лет практикует международную программу по академической мобильности. Через нее прошли десятки наших студентов. У нас достаточно сильный профессорско-преподавательский состав, и сей факт не требует дополнительной рекламы. Как и то, что у вуза богатая история и интересные традиции.
- Еркин Аманжолович, наверняка есть вопросы, которые нужно срочно решать. О чем сейчас «болит голова»?
- Материальная база вуза неплохая, но техническое оборудование быстро устаревает, а на его обновление требуются средства. Современные же лаборатории нам нужны как площадки научно-исследовательской деятельности не только преподавателей, но и студентов. Мы уже говорили о том, что сегодня педагог в первую очередь должен быть исследователем, таких специалистов нам и надо готовить. С тем, чтобы навыки исследовательской работы они затем передавали детям. С прошлого года у нас запущена образовательная программа по робототехнике, но специального кабинета не было. Сейчас решаем вопрос по его приобретению. Нам надо увеличивать количество преподавателей, умеющих работать в условиях трехъязычия. В данное время порядка 40 человек находятся на курсах повышения квалификации именно по преподаванию предмета на английском языке. Обучающие курсы стараемся проводить и в стенах вуза, в том числе с участием тренеров из Назарбаев Университета.
- Бытует мнение, что новый руководитель – это и новые идеи. Что планируете сделать в ближайшее время?
- Хотим внедрить систему оценки работы ректора, проректоров и их отчетности перед коллективом, а также перед общественностью. Сейчас работаем над проектом по двухдипломному обучению, и соответствующий договор с итальянскими партнерами – университетом Г. Маркони уже подписан. В рамках этого документа несколько наших студентов, пока только двух специальностей, один год (3 курс) будут обучаться в данном вузе, остальное время – в КГПИ, а по окончании учебы они получат сразу два диплома.
Анна СВЕТЛОВА