Еркин АБИЛЬ: «Не бойтесь высказывать собственное мнение»
Учительская плюс, 2016 год, 25 ноября (№ 46), С. 1, 11. | ЛЮДИ ДЕЛА
У Костанайского государственного педагогического института новый ректор. Им избран Еркин Абиль, прежде занимавший должность проректора по научной работе КГПИ. Еркин Аманжолович стал одним из первых ректоров государственного вуза, пришедших к руководству не назначением министра образования, а в результате выборов.
Решением МОН РК должности ректоров в государственных вузах должны быть выборными. КГПИ стал одним из первых, где этот эксперимент реализован. В начале учебного года в вузах Жетысу, Павлодара, Атырау и Костаная состоялись открытые конкурсные отборы с участием наблюдательных советов, а затем кандидаты, прошедшие отбор, защищали свои программы развития вуза перед республиканской комиссией, возглавляемой вице-премьером Имангали Та-смагамбетовым. В итоге на должность ректора КГПИ был предложен Еркин Абиль, и на данный момент он уже приступил к своим обязанностям.
– Еркин Аманжолович, какой была ваша программа развития, убедившая комиссию в том, что вам можно и нужно доверить один из крупнейших педвузов Казахстана?
– Каких-то революций эта программа не предусматривает, потому что вытекает из стратегического плана нашего института, который разрабатывался при моем участии. Но есть несколько ближайших планов, которые надо осуществить за три года. Их можно разбить на несколько направлений. Первое – это совершенствование структуры управления институтом. Как сейчас принято говорить, корпоративное управление. Если не заморачиваться модными терминами, речь о том, чтобы сотрудники, преподаватели и студенты шире участвовали в управлении институтом. Мы хотим ввести систему внутреннего контроля за работой топ-менеджемента – проректоров. До этого традиционно отчитывался лишь ректор перед ученым советом. Мы же теперь намерены
сделать так, чтобы о своей работе отчитывались проректоры, чтобы была система внутренней оценки качества их работы, возможно какая-то рейтинговая форма. А
ректор будет отчитываться перед общественностью области. Сейчас такого требования пока нет, перед общественностью отчитывается министр образования и ректоры национальных вузов. Но, я думаю, лишним не будет, чтобы общественность области знала, чем живет институт, так как мы готовим кадры для всего региона, для соседних областей. У нас есть общественный совет Костанайской области, и если мы отчет ректора представим на совет, то, наверное, это будет правильно.
– То есть вы добровольно принимаете на себя такие обязательства?
– Да. Помимо того, планируем ежегодный финансовый аудит, который будет проведен уже в этом учебном году. Мы хотим, чтобы общественность знала о его результатах. О вузовской системе ходит много разговоров, и некоторые из них довольно далеки от реальности. А надо, чтобы люди знали, что такое государственный вуз, чем он отличается от негосударственного, как он финансируется, что государство дает вузу, что вуз государству. Чтобы все было понятно, прозрачно, надо выйти в народ. Насколько все получится, пока сложно судить, но мы это будем делать. А в конце учебного года состоится отчет ректора перед общественностью.
– А что нового в образовательных планах?
– Из ближайших – введение двухдипломного образования. Уже есть предварительное соглашение с университетом Маркони в Риме по двум специальностям – информатика и психология. То есть за те же четыре года обучения студент будет получать два диплома – КГПИ и университета Гульельмо Маркони. 1 и 2 курс будет заниматься здесь. На 3 курсе дистанционно, находясь в КГПИ, студент будет обучаться в университете Маркони (там трехлетний бакалавриат), после чего будет защищать выпускную квалификационную работу, получать диплом бакалавра этого университета. А 4 курс завершит у нас и получит диплом КГПИ. Уже в конце ноября ждем представителя из Италии, который должен привезти подписанный договор.
Вообще, проблему узкой специализации выпускников вузов надо решагь. На западе, например, педагогических вузов немного, и там нет такой номенклатуры специальностей, как у нас. МОН РК кстати, тоже по этому пути идет. Сейчас готовится новый классификатор, где не будет такой детальной разбивки педагогических специальностей, которая сегодня, честно говоря, мешает при трудоустройстве. И коллеги-практики, особенно работающие в малокомплектных школах, сталкиваются с проблемой, когда физик не может преподавать информатику, информатик не может преподавать математику, потому что нет соответствующего диплома. Для этого им приходится получать второе высшее образование. Вплоть до того, что русский язык в школах с русским языком обучения и русский язык в школах с государственным языком обучения – это тоже две разные специальности, требующие разных дипломов. Логики в этом маловато. Поэтому министерство намерено принять классификатор, где будет обозначено только направление образования – естественно-научное, гуманитарное, языковое и т. д., по которым и будет идти госзаказ. А дальше в рамках этого направления вуз должен разработать образовательные программы, специализация также будет разрабатываться вузом, что позволит ему быть более гибким именно в подготовке востребованных кадров. Можно будет оперативно менять образовательную программу. Уже сейчас мы думаем над тем, как откликнуться на существующие запросы. Например, специалисту по профобразованию, учителю технологии трудно набрать в школе, даже большой, городской, нужную ставку, не имея второго диплома. Мы хотим совместить профобучение и основы робототехники. То есть у такого специалиста уже появляется более широкий диапазон возможностей. Можно сделать – информатика и математика, информатика и физика, история и религиоведение уже сейчас есть. Уйдут узкие рамки специальностей, и тогда, соответственно, директорам школ будет проще принимать на работу специалистов. Педагог, пройдя соответствующие курсы и получив сертификат, без второго высшего образования уже сможет преподавать другие дисциплины.
Еще в планах министерства, и мы, как только будет создана нормативная база, начнем это реализовывать, – получение в одном вузе двух дипломов, причем не обязательно смежных специальностей. То есть после дополнительного года подготовки можно будет получить в этом же вузе второй диплом, например, по специальности «иностранный язык». Базовая подготовка ведь одна и та же.
С этого года мы начали работу по повышению квалификации учителей, преподавателей. До этого уставом запрещалось, но в апреле мы смогли добиться, чтобы вуз получил право на переподготовку как учителей школ, так и преподавателей вузов. Планируем организовать летнюю языковую школу на платной основе для преподавателей, студентов и учителей школ (если будут желающие), так как английский язык сейчас очень востребован. Намерены привлечь к преподаванию иностранных партнеров, у нас есть хорошие связи, контакты. Эта практика уже ведется, и мы будем ее расширять, приглашать иностранных ученых. В данный момент у нас читает лекции профессор из Западно-Венгерского университета, несколько лет уже приезжает к нам преподаватель биологии из университета Западной Вирджинии (США) и, как я уже сказал, приедет наш коллега из Италии, который тоже примет участие в преподавании.
– Какие задачи из вашей предвыборной программы еще предстоит решать?
– Обязательно – наука. Без науки современного вуза быть не может. Прежде было неправильное представление, что наука нужна лишь в многопрофильных исследовательских университетах. Но сегодня в школе с 1 класса надо прививать детям навыки исследовательской работы. Не наука им важна в прямом смысле этого слова, а научный взгляд на мир. Сейчас просто учить детей невозможно, знания постоянно меняются, мы же должны научить получать эти знания самостоятельно. То есть привить критическое мышление и исследовательский подход. В жизни эти навыки помогут построить хорошую карьеру. И соответственно, каждый учитель должен быть исследователем. Поэтому в вузе сейчас ставим целью добиться того, чтобы 100% студентов участвовали в научно-исследовательской работе в разных ее формах. Сейчас порядка 65-70% заняты такой деятельностью. Поставлена задача разработать нормативный документ, который бы стимулировал студентов к занятию научно-исследовательской и другими формами общественной работы – клубной, спортивной. Вуз, по большому счету, – это не только место, где дают какие-то академические знания, это место, где формируется человек как социально активная личность. И от того, как прошла его жизнь в вузе, зависит, какой личностью он станет в обществе, как трудоустроится, как будет работать. Если раньше нам ставили задачу, чтобы все выпускники работали по специальности, то сейчас министерство эту задачу снимает. Формируется новое представление о высшем образовании. В данный момент около 30% экономически активного населения Казахстана имеет высшее образование. И именно эти 30% создают рабочие места, занимаются бизнесом, открывают малые и средние предприятия. Поэтому, если наш выпускник после института станет не учителем, а откроет свое производство, это не значит, что мы что-то сделали неправильно. Это, напротив, хорошо, значит, у него достойная база знаний, значит, мы подготовили менеджера, который умеет быстро реагировать на изменяющиеся условия, который умеет учиться. Мы расширяем задачу – готовить не только учителя новой формации, а мобильного специалиста, готового к изменению социальных ролей, способного переучиваться. Весь мир к этому сейчас идет. Искусственное ограничение доступа к высшему образованию - это неправильно, иначе государству придется думать о том, как создавать рабочие места, выделять для этого деньги. А если мы хотя бы перейдем 40%-ый рубеж экономически активного населения с высшим образованием, то дальше сработают математические законы: даже если 10% из них откроют свои предприятия, это будет ощутимая помощь экономике.
И здесь я вновь возвращаюсь к науке. Не обязательно студенту делать открытия, но должно быть умение нестандартно мыслить, находить нестандартные решения поставленной задачи, умение высказывать свое мнение. Креативность мышления тормозят традиции чинопочитания, привычка помалкивать в присутствии старших. Таким образом мир не развивается. Поэтому нам важно вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность, пробуждая их инициативность, творческое мышление, чтобы, придя в школы, они этому же научили детей. Дефицит критического мышления мешает и в социальной, и в политической, и в экономической жизни. У нас неплохое образование, хорошие фундаментальные знания. Но есть зашоренность и боязнь новизны. А эту массовую психологию возможно изменить только с новым поколением. Надо воспитывать в детях креативность, на что и направлено обновленное содержание образования.
– Еркин Аманжолович, какой была ваша программа развития, убедившая комиссию в том, что вам можно и нужно доверить один из крупнейших педвузов Казахстана?
– Каких-то революций эта программа не предусматривает, потому что вытекает из стратегического плана нашего института, который разрабатывался при моем участии. Но есть несколько ближайших планов, которые надо осуществить за три года. Их можно разбить на несколько направлений. Первое – это совершенствование структуры управления институтом. Как сейчас принято говорить, корпоративное управление. Если не заморачиваться модными терминами, речь о том, чтобы сотрудники, преподаватели и студенты шире участвовали в управлении институтом. Мы хотим ввести систему внутреннего контроля за работой топ-менеджемента – проректоров. До этого традиционно отчитывался лишь ректор перед ученым советом. Мы же теперь намерены
сделать так, чтобы о своей работе отчитывались проректоры, чтобы была система внутренней оценки качества их работы, возможно какая-то рейтинговая форма. А
ректор будет отчитываться перед общественностью области. Сейчас такого требования пока нет, перед общественностью отчитывается министр образования и ректоры национальных вузов. Но, я думаю, лишним не будет, чтобы общественность области знала, чем живет институт, так как мы готовим кадры для всего региона, для соседних областей. У нас есть общественный совет Костанайской области, и если мы отчет ректора представим на совет, то, наверное, это будет правильно.
– То есть вы добровольно принимаете на себя такие обязательства?
– Да. Помимо того, планируем ежегодный финансовый аудит, который будет проведен уже в этом учебном году. Мы хотим, чтобы общественность знала о его результатах. О вузовской системе ходит много разговоров, и некоторые из них довольно далеки от реальности. А надо, чтобы люди знали, что такое государственный вуз, чем он отличается от негосударственного, как он финансируется, что государство дает вузу, что вуз государству. Чтобы все было понятно, прозрачно, надо выйти в народ. Насколько все получится, пока сложно судить, но мы это будем делать. А в конце учебного года состоится отчет ректора перед общественностью.
– А что нового в образовательных планах?
– Из ближайших – введение двухдипломного образования. Уже есть предварительное соглашение с университетом Маркони в Риме по двум специальностям – информатика и психология. То есть за те же четыре года обучения студент будет получать два диплома – КГПИ и университета Гульельмо Маркони. 1 и 2 курс будет заниматься здесь. На 3 курсе дистанционно, находясь в КГПИ, студент будет обучаться в университете Маркони (там трехлетний бакалавриат), после чего будет защищать выпускную квалификационную работу, получать диплом бакалавра этого университета. А 4 курс завершит у нас и получит диплом КГПИ. Уже в конце ноября ждем представителя из Италии, который должен привезти подписанный договор.
Вообще, проблему узкой специализации выпускников вузов надо решагь. На западе, например, педагогических вузов немного, и там нет такой номенклатуры специальностей, как у нас. МОН РК кстати, тоже по этому пути идет. Сейчас готовится новый классификатор, где не будет такой детальной разбивки педагогических специальностей, которая сегодня, честно говоря, мешает при трудоустройстве. И коллеги-практики, особенно работающие в малокомплектных школах, сталкиваются с проблемой, когда физик не может преподавать информатику, информатик не может преподавать математику, потому что нет соответствующего диплома. Для этого им приходится получать второе высшее образование. Вплоть до того, что русский язык в школах с русским языком обучения и русский язык в школах с государственным языком обучения – это тоже две разные специальности, требующие разных дипломов. Логики в этом маловато. Поэтому министерство намерено принять классификатор, где будет обозначено только направление образования – естественно-научное, гуманитарное, языковое и т. д., по которым и будет идти госзаказ. А дальше в рамках этого направления вуз должен разработать образовательные программы, специализация также будет разрабатываться вузом, что позволит ему быть более гибким именно в подготовке востребованных кадров. Можно будет оперативно менять образовательную программу. Уже сейчас мы думаем над тем, как откликнуться на существующие запросы. Например, специалисту по профобразованию, учителю технологии трудно набрать в школе, даже большой, городской, нужную ставку, не имея второго диплома. Мы хотим совместить профобучение и основы робототехники. То есть у такого специалиста уже появляется более широкий диапазон возможностей. Можно сделать – информатика и математика, информатика и физика, история и религиоведение уже сейчас есть. Уйдут узкие рамки специальностей, и тогда, соответственно, директорам школ будет проще принимать на работу специалистов. Педагог, пройдя соответствующие курсы и получив сертификат, без второго высшего образования уже сможет преподавать другие дисциплины.
Еще в планах министерства, и мы, как только будет создана нормативная база, начнем это реализовывать, – получение в одном вузе двух дипломов, причем не обязательно смежных специальностей. То есть после дополнительного года подготовки можно будет получить в этом же вузе второй диплом, например, по специальности «иностранный язык». Базовая подготовка ведь одна и та же.
С этого года мы начали работу по повышению квалификации учителей, преподавателей. До этого уставом запрещалось, но в апреле мы смогли добиться, чтобы вуз получил право на переподготовку как учителей школ, так и преподавателей вузов. Планируем организовать летнюю языковую школу на платной основе для преподавателей, студентов и учителей школ (если будут желающие), так как английский язык сейчас очень востребован. Намерены привлечь к преподаванию иностранных партнеров, у нас есть хорошие связи, контакты. Эта практика уже ведется, и мы будем ее расширять, приглашать иностранных ученых. В данный момент у нас читает лекции профессор из Западно-Венгерского университета, несколько лет уже приезжает к нам преподаватель биологии из университета Западной Вирджинии (США) и, как я уже сказал, приедет наш коллега из Италии, который тоже примет участие в преподавании.
– Какие задачи из вашей предвыборной программы еще предстоит решать?
– Обязательно – наука. Без науки современного вуза быть не может. Прежде было неправильное представление, что наука нужна лишь в многопрофильных исследовательских университетах. Но сегодня в школе с 1 класса надо прививать детям навыки исследовательской работы. Не наука им важна в прямом смысле этого слова, а научный взгляд на мир. Сейчас просто учить детей невозможно, знания постоянно меняются, мы же должны научить получать эти знания самостоятельно. То есть привить критическое мышление и исследовательский подход. В жизни эти навыки помогут построить хорошую карьеру. И соответственно, каждый учитель должен быть исследователем. Поэтому в вузе сейчас ставим целью добиться того, чтобы 100% студентов участвовали в научно-исследовательской работе в разных ее формах. Сейчас порядка 65-70% заняты такой деятельностью. Поставлена задача разработать нормативный документ, который бы стимулировал студентов к занятию научно-исследовательской и другими формами общественной работы – клубной, спортивной. Вуз, по большому счету, – это не только место, где дают какие-то академические знания, это место, где формируется человек как социально активная личность. И от того, как прошла его жизнь в вузе, зависит, какой личностью он станет в обществе, как трудоустроится, как будет работать. Если раньше нам ставили задачу, чтобы все выпускники работали по специальности, то сейчас министерство эту задачу снимает. Формируется новое представление о высшем образовании. В данный момент около 30% экономически активного населения Казахстана имеет высшее образование. И именно эти 30% создают рабочие места, занимаются бизнесом, открывают малые и средние предприятия. Поэтому, если наш выпускник после института станет не учителем, а откроет свое производство, это не значит, что мы что-то сделали неправильно. Это, напротив, хорошо, значит, у него достойная база знаний, значит, мы подготовили менеджера, который умеет быстро реагировать на изменяющиеся условия, который умеет учиться. Мы расширяем задачу – готовить не только учителя новой формации, а мобильного специалиста, готового к изменению социальных ролей, способного переучиваться. Весь мир к этому сейчас идет. Искусственное ограничение доступа к высшему образованию - это неправильно, иначе государству придется думать о том, как создавать рабочие места, выделять для этого деньги. А если мы хотя бы перейдем 40%-ый рубеж экономически активного населения с высшим образованием, то дальше сработают математические законы: даже если 10% из них откроют свои предприятия, это будет ощутимая помощь экономике.
И здесь я вновь возвращаюсь к науке. Не обязательно студенту делать открытия, но должно быть умение нестандартно мыслить, находить нестандартные решения поставленной задачи, умение высказывать свое мнение. Креативность мышления тормозят традиции чинопочитания, привычка помалкивать в присутствии старших. Таким образом мир не развивается. Поэтому нам важно вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность, пробуждая их инициативность, творческое мышление, чтобы, придя в школы, они этому же научили детей. Дефицит критического мышления мешает и в социальной, и в политической, и в экономической жизни. У нас неплохое образование, хорошие фундаментальные знания. Но есть зашоренность и боязнь новизны. А эту массовую психологию возможно изменить только с новым поколением. Надо воспитывать в детях креативность, на что и направлено обновленное содержание образования.
Светлана ОФИЦЕРОВА