Проблемы и перспективы полиязычия

Костанай-АГРО, 2017 год, 11 мая № 17 (381), стр 15

Эти направления стали основными на областном семинаре, где обсудили трехъязычное образование. В ходе мероприятия участники обменивались опытом, обсуждали трудности в сфере полиязычного образования региона, а также вырабатывали практические решения данных проблем.

В приветственном слове советник ректора КГПИ Руслан Бекмагамбетов отметил актуальность и своевременность поднятия данного вопроса в свете реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования, а также программных документов Президента Казахстана, в том числе статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного согласия», где полиязычному образованию отводится центральное место.

В рамках семинара поднимались актуальные вопросы развития и внедрения трехъязычного образования в образовательную среду города и области. Доцент, руководитель Центра полиязычия КГПИ Наталья Соловьева отметила, что, согласно социологическому опросу «Оценка удовлетворенности населения реформами в сфере образования», в Казахстане 78% родителей хотят, чтобы их дети владели английским языком, и 52% населения поддерживают внедрение обучения на трех языках в школах. На данный момент 17 вузов в Казахстане готовят педагогические кадры для преподавания на английском языке предметов естественно-математического цикла и информатики. Среди них – Костанайский государственный педагогический институт, в котором с 2012 года осуществляется подготовка полиязычных специалистов по пяти специальностям.

Особенности вузовской подготовки специалистов в рамках внедрения трехъязычного образования осветила главный специалист учебно-методического управления КГУ им. А.Байтурсынова Зауре Аубакирова (на снимке в центре). В своем вступлении она отметила, что под процессом полиязычного обучения в вузе понимается целенаправленная деятельность структурных подразделений университета к осуществлению языковой подготовки квалифицированных, конкурентоспособных, владеющих казахским, русским и английским языками специалистов, а также соответствующим уровнем академического письма на английском языке. Организация полиязычного обучения в КГУ осуществляется в соответствии с Программой внедрения полиязычного образования и Дорожной карты по подготовке кадров и планов, утвержденных ученым советом университета.

– С учетом предусмотренных требований были разработаны и утверждены планы на весь период обучения, в них обозначено, что 50% учебных дисциплин необходимо преподавать на языке обучения (казахский или русский), 20% – на втором языке и 30% – на английском, – сообщила Зауре Аубакирова. – Учебно-методический комплекс дисциплины на английском языке для полиязычного образования предусматривает два неотъемлемых модуля: задача основного – реализовать образовательную программу, дополнительного – обеспечить обучающихся знаниями иностранного языка для использования их в дальнейшей профессиональной деятельности. Для достижения более высоких показателей владения языком по решению кафедр было добавлено в планы дополнительное изучение английского языка в объеме восьми кредитов. Таким образом дополнительные часы позволяют студентам повысить свой уровень знаний английского языка.

Также Зауре Аубакирова отметила, что в 2016-2017 учебном году в университете введено преподавание дисциплины информационно-коммукационные технологии (ИКТ) на английском языке обучения на всех специальностях бакалавриата, целесообразность которого обусловлена тем, что продвинутое владение английским языком дает большое преимущество студенту полиязычного обучения и является одной из составляющих его профессиональной компетентности. Кроме того, успешному освоению языка способствуют не только используемые современные учебные пособия и аутентичные материалы, но и интерактивные методы обучения: ролевые игры дискуссии, групповая работа, проекты, интернет-ресурсы, компьютерные технологии.

Декан естественно-математического факультета, кандидат технических наук Михаил Сухов и завкафедрой естественных наук, магистр биологии Жанар Суюндикова отметили, что одним из важнейших факторов повышения качества подготовки студентов является кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава, осуществляющего учебную подготовку на английском языке. В этом учебном году более 40 преподавателей КГПИ прошли обучение на языковых курсах по линии МОН РК, а также 25 – на курсах в Центре полиязычия КГПИ. Все они получили сертификаты, подтверждающие уровень подготовки, необходимый для проведения занятий на английском языке.

По словам доцента кафедры педагогики Татьяны Шумейко, трудностями внедрения полиязычия являются низкий уровень знания английского языка студентами и их неуверенность при изучении специальной дисциплины на нем. Среди студентов есть как отрицательные, так и положительные отзывы.

Среди плюсов многие отмечают престиж, будущие карьерные возможности и открытый доступ к международному опыту. Например, студентка четвертого курса КГПИ специальности «Биология» Жанетта Баянбекова считает, что трехъязычное образование открывает большие перспективы в будущем для молодого поколения.

– В полиязычную группу я пришла осознанно, – сказала Жанетта Баянбекова. – До поступления в данный вуз я уже твердо знала, что именно на этой специальности есть такое отделение.

Девушка в скором времени начнет профессиональную деятельность. И, по ее мнению, чтобы стать успешным педагогом в современном мире, нужны такие качества, как целеустремленность, конкурентоспособность и желание к самосовершенствованию. А обрести их можно, изучая языки. – Конечно, появлялись проблемы при обучении, – отметила Жанетта Баянбекова. – Сначала было немого сложно вливаться в рабочую систему и переходить от одного языка к другому. Некоторые хотели сдаться, но благодаря моральной поддержке преподавателей мы смогли побороть определенные трудности.

Обсудив состояние и проблемы трехъязычного образования в современных условиях, участники семинара отметили, что оно рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к профессиональной деятельности в условиях конкурентоспособного мира.

Кристина ГЕРАСИМОВА

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека СМИ о нас Проблемы и перспективы полиязычия