Большое дело начинается с проекта
Білімді ел – Образованная страна, 2019 год, 15 января (№ 1-2), С. 15. | ВУЗ
Уникальный проект «Я - стажер» Костанайского государственного педагогического университета становится все более востребованным среди молодых учителей школ области и более весомым в вузе. К такому выводу пришли по завершении зимней «Школы стажеров», организованной в рамках проекта.
Отличная идея
О проекте «Я – стажер», целью которого является оказание научно-методической и организационной помощи выпускникам вуза, было рассказано в статье «Педагог педагогу тьютер» («Білімді ел – Образованная страна», № 41 от 6 ноября 2018 г.). Инициатор проекта – доктор педагогических наук, советник ректора КГПУ Римма Бектурганова. Его куратором является специалист факультета дополнительного и дистанционного образования вуза Раиса Ищанова. Примечательно то, что обе они всю свою трудовую жизнь посвятили делу образования и сегодня являются представителями старшего поколения преподавателей КГПУ. И как отметила Раиса Садыкпаевна, все члены совета ветеранов вуза, который возглавляет K.X.H., ассоциированный профессор кафедры естественных наук Калима Абдыкалыкова, считают своим долгом передавать свой профессиональный опыт молодому поколению педагогов и подключать к этому важному делу действующих преподавателей со стажем. А объектом заботы мэтров становятся не только коллеги из университета, но и школьные учителя. Так, собственно, и возник проект, аналога которому пока в Казахстане нет. Его поддержал и финансово обеспечил ректор КГПУ Еркин Абиль, который всегда двумя руками за идеи, направленные во благо вуза.
Первая школа
– На круглом столе 1 ноября участники нашего проекта поделились тем, как прошла их адаптация в школе и с какими трудностями они столкнулись на практике, рассказала о мероприятии Раиса Ищанова. – Речь в основном шла об обновленном содержании образования, классном руководстве и работе с родителями. Учитывая эти болевые точки, пожелания стажеров, мы подготовили максимально эффективную программу зимней школы. Семинар начался с тренинга «Давайте познакомимся», его провел председатель Совета молодых учителей школ Костанайский области А.З. Джумабеков. Так, кто не знал, что есть такой совет, теперь знают, и это важно. О проблемах перехода казахстанской школы на обновленное содержание образования рассказала инициатор проекта Р.Ч. Бектурганова. Также она ответила на вопросы стажеров, которые интересовались не только обновленным содержанием, но и новым законом о статусе педагога, который мы все ждем с нетерпением. Наиболее важную информацию о работе классного руководителя и работе с родителями предоставила доцент кафедры педагогики А. Б. Шалгимбекова. Все участники были задействованы в диалоговой площадке «Организация исследовательской деятельности выпускника-стажера как социальное партнерство школы и вуза», проведенной ст. менеджером филиала ЧУ «Центр педагогического мастерства» в г. Костанае Б.К. Ардабаевой.
Основная цель занятия, проведенного в форме интерактива, – актуализация важности формирования исследовательских навыков для профессионального развития будущих педагогов, – уточнила Балкадиша Ардабаева. – Стажеры работали в группах вместе с наставниками, которые видели, каким уровнем знаний и навыков обладают их бывшие студенты, что им дал вуз, а чему молодых педагогов научила школа. Тема занятия выбрана не случайно: исследовательские навыки в обновленном содержании образования определены как ключевые, которые необходимо формировать у школьника. На занятии мы сделали акцент на таких моментах: как молодые специалисты будут формировать и развивать свои исследовательские навыки, каким образом собственный опыт они будут передавать непосредственно ученикам. Есть такое утверждение: «Учитель учится всю жизнь». Это касается и исследовательской деятельности: на каждом занятии, семинаре, обучающих курсах по данной теме педагоги, независимо от стажа, узнают что-то новое и, следовательно, обогащают свой профессиональный багаж.
Наставник – стажер
В работе «Школы стажеров» активное участие приняли наставники молодых учителей – педагоги КГПУ Они рассказывали о формах и методах работы со своими выпускниками, и практически каждый отмечал, что такое взаимодействие, как правило, складывается еще в период написания дипломных проектов. После окончания вуза многие молодые специалисты продолжают поддерживать связь со своими кураторами, которые уже как старшие коллеги оказывают им методическую помощь, дают консультации по предметам, задействуют на кафедральных мероприятиях, совместно пишут научные статьи.
Ст. преподаватель кафедры теории и практики физкультуры, спорта и туризма Каршал Какашев, например, является наставником Науана Багытова, который сейчас работает в костанайской ОШ № 21.
– Наше взаимодействие со стажером имеет практическую направленность, – говорит Каршал Толегенович. – Я культивирую национальные виды спорта и игры, поэтому моя методическая и организационная помощь Науану проходит в этом русле. Планируем совместно с музеем им. ИАлтынсарина организовать летом мини-фестиваль по национальным играм.
И.о. заведующей кафедрой иностранных языков Нагима Манасбаева в этом году стала наставником Жанны Ажиниязовой, учителя СШ № 23 им. М. Козыбаева.
– У нас идет взаимообмен знаниями, – уточнила Нагима Шотбаевна. – В школе есть новые платформы, которых пока нет в вузе, скажем, система электронных журналов и дневников «Кунделік». Как работать в этой системе, что надо знать и уметь, об этом и рассказывает мой стажер на обучающих тренингах, которые мы проводим для студентов вуза. А я как наставник оказываю ей методическую помощь, которая необходима для подготовки учеников к олимпиадам. И помогаю в организации работы по научным проектам.
Пример Жанны Ажиниязовой особенно показателен тем, что она не была в списке потенциальных участников проекта, поскольку окончила вуз в 2015 году, но изъявила желание заручиться поддержкой своих преподавателей, и ее сразу приняли в стажеры. Значит дело, начатое в КГПУ старшим поколением преподавателей, нужное, поскольку вызывает доверие не только у новичков педагогического труда.
Ст. преподаватель кафедры физико-математических дисциплин Улмекен Доспулова выступила от лица своих коллег:
– Нас три наставника, и мы были руководителями дипломных работ студентов, ставших теперь нашими стажерами. Мы вели их в вузе в течение двух-трех лет и кроме большого исследовательского проекта по дипломной работе вместе готовили научные статьи, с которыми они выступали на конференциях. Сейчас мы консультируем их в рамках своей компетенции, а стажеры знакомят нас с практической стороной школьного обучения - наше общение взаимовыгодное! Мы гордимся своими выпускниками и рады их успехам. Мой стажер Дарина Жусупова работает в костанайской ШГ № 24 и учится в магистратуре. Скоро в КГПУ состоятся традиционные Алтынсаринские чтения, и мы с Дариной планируем подготовить статью.
Весьма плодотворным получилось сотрудничество ст. преподавателя этой же кафедры Галии Асканбаевой и ее студентки, ныне учителя СШ № 10 города Костаная Алтынкыз Тайжановой. Результаты дипломной работы молодой предметник внедрила в факультативный курс «Решение олимпиадных задач по математике в 5-6 классах». Ее ученики уже выступали на городской олимпиаде и показали хорошие результаты. У ст. преподавателя кафедры Женисгуль Деми-сеновой два стажера – Александра Катунина и Татьяна Ермакова, обе успешно работают в ШЛ № 1.
– Основное направление совместной работы магистра биологии кафедры естественных наук Марины Бобренко и учителя биологии НИШ Жанетты Баянбаевой – критериальное оценивание в рамках обновленного содержания образования, – продолжила Раиса Ищанова. – Сейчас они готовят совместную публикацию. А ст. преподаватель кафедры иностранных языков Ольга Подавец вместе с учителем английского языка НИШ Перизат Дерибай работают над созданием учебного пособия по методике Джеймса. И таких примеров у нас немало.
Больше чем проект
Подводя итог работы «Школы стажера», участники и организаторы говорили о важности проекта «Я – стажер». Наибольшая ценность его состоит в том, что он задуман не только как платформа для оказания помощи молодым специалистам. Его задачи намного серьезнее.
– Данный проект нам важен для активизации обратной связи, – отметила Римма Бектурганова. – О проблемах, поднятых стажерами, которые мы отметили сами, планируем рассказать на ученом совете, обсудить на ректорате и совместно с руководством университета принять соответствующие решения. Попробуем в чем-то скорректировать учебный процесс для того, чтобы как можно раньше знакомить студентов с особенностями учительской профессии. А наши стажеры мне очень понравились – активные, целеустремленные, не исключаю, что многие из них – будущие руководители учебных заведений, прекрасные педагоги. Они полюбили свою работу, детей, и это радует!
Анна БАКСАРАЕВА, Костанай