Практика в школе: чем раньше, тем лучше
БІЛІМДІ ЕЛ = ОБРАЗОВАННАЯ СТРАНА, 2019 год, 3 декабря (№ 45), С. 14.
Студенты Костанайского государственного педагогического университета им. У. Султангазина с первых дней обучения охвачены профессиональной практикой. Раннее погружение в школу дает возможность будущим учителям развивать свою профессиональную готовность.
В условиях обновления содержания среднего образования требования в школе растут быстрее, чем изменения в системе подготовки учителей. Сохранение этой тенденции и в дальнейшем усилит процесс отставания высшей педагогической школы от социально-экономических потребностей общества. На передний план выступают вопросы подготовки будущих учителей, которые будут занимать определенные должности в школах, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к школьному процессу.
Качество подготовки молодых специалистов в педагогическом вузе находится в прямой зависимости от глубины полученных знаний в ходе теоретического курса обучения в университете, отработки и закрепления полученных знаний на практике в школе. Такова основная концепция подготовки учителя в системе современного высшего педаго-гического образования. Исходя из этого, назовем основные вызовы, стоящие сегодня перед КГПУ им. У. Султангазина:
- вуз и школы региона не имеют координированного, сог-ласованного и систематического подхода к разработке общей учебной программы, базы знаний, комплекса практик и ценностей педагогического образования;
- студенты критикуют образовательные программы вуза за фрагментацию – ограниченные или отсутствующие связи между разными учебными дисциплинами и школьной практикой;
- выпускники педагогических специальностей недостаточно ориентированы на использование в учебной практике новых технологий обучения.
Ответить на эти вызовы времени можно только функционированием эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития системы педагогического образования в комплексе с помощью организаций среднего образования в подготовке будущих специалистов. Так, чтобы быть способными качественно обслуживать образовательные заказы региона, нам пришлось серьезно заняться реконфигурацией своих образовательных программ. Обязательным условием является учет интересов работодателей, что обеспечивается привлечением их самих же к разработке содержания дисциплин. Так, в 2018 году с участием работодателей обновлено содержание дисциплин на 80%, привлечены руководители и учителя 235 школ и учреждений образования области, в результате чего на 2018-2022 учебные годы внедрены 414 новых дисциплин. Особую нишу в обновлении содержания вузовских образовательных программ занимают программы практик. Привлеченные к разработке программ практик работодатели внесли определенные корректировки.
Так, в раздел «Общая характеристика курса» включено ознакомление с особенностями обновленного содержания среднего образования, обновленными учебными программами по предметам, приобретение навыков по работе с интернет-ресурсами kundelik.kz, bilimland.kz. В содержание раздела программы практики «Тематический план» внедрен алгоритм подготовки краткосрочного плана-конспекта урока, разработки и планирования рефлексивных заданий, составления дескрипторов к целям урока и проработка критериев оценивания, разработка и изготовление заданий по использованию формативного оценивания.
Студенты-практиканты КГПУ стали в обязательном порядке предварительно изучать нормативные документы, регламентирующие обновленное содержание среднего образования, профессиональный стандарт «Педагог». Характеристика, предоставляемая по итогам практики базой практики, должна отражать оценку деятельности практиканта по критериям обновленного содержания.
Перед началом практики наших студентов в школах целенаправленно осуществляется отработка навыков работы с цифровыми ресурсами школ в рамках дисциплины «Профессиональные ориентиры учителя». Для выпускных курсов внедрен дополнительный учебный практикум по работе в АИС «Күнделік», образовательной платформе «Вilimland», для чего привлекаем учителей-практиков из школ города Костанай. Наши студенты начинают рано погружаться в профессию, поскольку с первых дней обучения охвачены профессиональной практикой в школе. Так, на первом курсе студенты проходят учебную практику (учебно-педагогическая, психолого-педагогическая), на втором курсе – языковую практику, на третьем курсе – педагогическую, на последнем курсе – производственную. Реализация элементов дуальной системы обучения также влияет на раннее погружение будущего учителя в профессию, 22 студента КГПУ учатся и одновременно работают в 22 сельских школах.
В марте 2019 года, по итогам практик студентов нами проведено институциональное исследование «Удовлетворенность обучающихся и работодателей организацией прохождений практик» в онлайн-режиме. Изучались мнения студентов об эффективности прохождения практики и опыте обучения. В предложенном опросе были поставлены вопросы, касающиеся профессиональных компетенций, организации практики, условий прохождения практики и учебно-методического сопровождения на базе практики. На вопрос «Чем является для вас практика в школе?» 73,5% опрошенных выбрали ответ «Первый шаг в будущую профессию», 19,66% отметили возможность дальнейшего трудоустройства, были даны и другие ответы: «Изучение будущей профессии изнутри», «Закрепление знаний», «Проверка себя, преподавать в школе – мое ли?», «Получение опыта».
На вопрос о помощи со стороны руководителя практикой от организации образования 62,39% респондентов указали, что «предлагаются задания, руководитель дает разъяснения, если обращаешься к нему за консультацией». На вопрос о доступности иллюстративного материала по практике (схемы, чертежи, таблицы, слайды, аудио, видео) 83,76% студентов удовлетворенно отметили, что «руководитель практики использует различный иллюстративный материал высокого качества». В оценке объективности в оценивании учебных достижений по практике, большая часть студентов (83,76%) считают, что руководитель строго, но справедливо оценивает знания, умения и навыки, мотивирует старательность студентов и их отношение к обучению. При оценивании результатов пройденной практики студенты дали высокую оценку и по таким особо значимым показателям, как «Возможность освоения и закрепления знаний и умений, полученных по всему курсу обучения», «Возможность проверки своих профессиональных компетенций специалиста в условиях конкретной организации», «Возможность сбора и подготовки практического материала для выполнения курсового проекта/дипломного проекта».
По итогам практики с точки зрения ее результативности 70,94% опрошенных убедились в правильности выбора профессии. 64,10% хотели бы в дальнейшем продолжить работу в данной организации образования. 6% сразу заключили договор по итогам практики. 3,42% уже работают в школах. 26,50% не желают работать в организациях, где проходили практику. 69,23% указали, что руководители баз практики проявили заинтересованность в них как в перспективных специалистах. Большая часть наших студентов утвердилась в правильности выбора профессии.
Перекрестно осуществлялось институциональное исследование «Оценка удовлетворенности качеством подготовки студентов-практикантов», в котором приняло участие 22 организации – потенциальные работодатели, где наши студенты проходили практику. В исследовании потенциальные работодатели должны были оценить студентов по пятибалльной шкале. Анализ поведенного исследования показал, что потенциальные работодатели в целом полностью удовлетворены и достаточно высоко оценивают уровень теоретической и практической подготовкой наших студентов.
Руководители 15 из 22 школ, где проходили практику наши студенты, изъявили желание, чтобы университет и в этом учебном году направил к ним своих студентов для прохождения практики, а 50% респондентов на вопрос о дальнейшем трудоустройстве по итогам практики ответили положительно.
Таким образом, для будущих специалистов производственная практика – отличная возможность понять, что он сделал правильный выбор, он учится и смотрит, как работает коллектив. Практика на предприятии – прекрасный повод выбрать себе тему и подобрать хороший фактический материал для написания дипломной работы, который сделает его доклад перед государственной комиссией имеющим практический интерес и достойным самой высокой оценки.
Раннее погружение в школу дает возможность студентам педагогического вуза развивать свою профессиональную готовность. Студент-практикант, отличившийся высоким уровнем теоретической и практической подготовленности, организаторскими способностями, умениями, имеет больше преимуществ быть трудоустроенным по итогам практики. К тому же производственная практика студентов является действенным инструментом для работодателей в выборе конкурентоспособных кадров и омоложении педагогического состава школ.