Студенчество: вуз расширяет границы возможностей
БІЛІМДІ ЕЛ = ОБРАЗОВАННАЯ СТРАНА, 2019 год, 3 декабря (№ 45), С. 16-17.
В Костанайском педагогическом университете им. У. Султангазина накоплен богатый опыт обучения и воспитания студенчества. Устоявшиеся традиции постоянно дополняются новыми идеями, которые диктует не только время, но и сама молодежь, выбравшая для обучения КГПУ – один из сильнейших вузов региона. Сегодня университет успешно кует педагогические кадры, применяя методы современного образования, а также претворяя в жизнь основные положения государственной молодежной политики.
Реализация государственной молодежной политики в КГПУ им. У.Султангазина осуществляется с 2017 года системными мерами, направленными именно на расширение возможностей для полноценного духовного, культурного, образовательного, профессионального и физического развития студентов вуза.
Обеспечение доступного и качественного образования
Задачи первого направления молодежной политики вуза не новы для КГПУ, они всегда были во главе угла. Стараясь не отставать от запросов образовательного рынка и готовить востребованные кадры, вуз по возможности работает на опережение. К примеру, своими силами пытался решить проблему узкой специализации будущих учителей – по всем педагогическим специальностям здесь еще несколько лет назад внедрили образовательные программы по дополнительной специализации. А трехъязычное обучение в КГПУ ведется с 2012 года, соответственно, специалисты нового поколения уже работают в учебных заведениях региона. Университет выдает выпускникам Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) – это документ, обеспечивающий исчерпывающую информацию, необходимую для оценки любой степени или квалификации. Приложение разработано по стандартам Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Оно дает возможность продолжить образование в зарубежных университетах, а также подтвердить национальное высшее образование для зарубежных работодателей.
С 2017 года в КГПУ им. У.Султангазина ведется обучение с элементами дуальной системы, весьма популярной сегодня во всем мире.
– Внедрение дуальной системы в 2017-2018 учебном году стартовало с пяти студентов, в данное время уже 34 студента обучаются и работают одновременно, в том числе в малокомплектных школах, – рассказала проректор по академической работе и социальным вопросам Гульвира Мусабекова. – Также надо отметить, что в этом году у нас обновлены результаты обучения всех 24 образовательных программ в соответствии. И что немаловажно, процесс разработки образовательных программ, обсуждение их содержания в вузе проходят с участием студентов, работодателей, профессиональных ассоциаций. В учебных планах предусмотрено выделение необходимого количества академических кредитов для формирования профессионально-ориентированных компетенций. В августе 2019 года обновленные образовательные программы КГПУ одобрены МОН РК, внесены в реестр ОП НПП «Атамекен». Много мы дебатировали по поводу ключевых компетенций, поначалу они были детализированными, а если точнее, раздутыми, в итоге прений пришли к общему знаменателю. А именно выделили для себя ключевые навыки бакалавров образования из навыков непрерывного образования ОЭСР (ANALYTICAL SKILLS, RESEARCH SKILLS, LEADER ELOQUENCE, SOFT SKILLS, ETHICAL SKILLS), выразили их в общих результатах обучения, соотнеся со впервые разработанной моделью выпускника КГПУ и требованиями обновленного содержания среднего образования.
Совершенствование реализуемой в университете молодежной политики в новом статусе нацелено на создание диверсифицированной образовательной среды, соответствующей качественному профессиональному и гражданскому становлению студентов в условиях духовной транформации общества.
Эффективные формы и методы обучения для формирования навыков логического, критического и конструктивного мышления внедряются, по словам Гульвиры Айдархановны, на основе трансляции инновационного опыта Назарбаев Университета, АО «НЦПК «Өрлеу», ЧУ «Центр педагогического мастерства», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Изменения образовательных программ КГПУ коснулись в большей степени их содержательной части. Теперь они синхронизированы с положениями ОСО по критериальному оцениванию, определены конкретные результаты обучения по таксономии Блума, проведена ревизия учебных дисциплин с одобрения НИШ (обновлено 407 дисциплин), управления образования Костанайской области, в учебных планах произведено увеличение доли самостоятельной работы, академической мобильности, меняются подходы к качеству разработки силлабусов, соответственно, методов обучения в рамках общей стратегии изменения качества ОП согласно Приказа министра образования и науки РК от 31 октября 2018 года.
Все это позволяет сделать процесс обучения более гибким и практико-ориентированным, а академическую политику вуза в непрерывном режиме совершенствовать под меняющуюся социально-экономическую конъюнктуру, включая потребности образовательного рынка. А они сегодня таковы, что учебным заведениям нужен не просто учитель, а учитель-исследователь.
Научными проектами в педвузе начали активно заниматься с 2012 года. Сейчас здесь функционирует 20 студенческих исследовательских групп с дополнительной экспериментальной площадкой, они есть на всех факультетах. Участие молодежи в стартап-инновационных проектах, научно-исследовательских работах, олимпиадах, научных конференциях и семинарах организует научно-исследовательский центр (НИЦ) управления науки и международных связей. Студенты КГПУ публикуют результаты своих исследований в научных изданиях. Только в 2018-2019 учебном году ими было опубликовано более 100 статей, которые готовились для участия в международных и республиканских научно-практических конференциях. С целью изучения молодежной проблематики сформирован совет молодых ученых КГПУ, который по многим вопросам сотрудничает с ученым советом университета.
Прошлый учебный год отмечен в вузе еще и тем, что был образован студенческий парламент. С выборами, конкуренцией кандидатов – все как положено. Миссия новой структуры очень серьезная: развитие идей парламентаризма и демократии среди молодежи, формирование их политической и правовой культуры, воспитание гармоничной личности будущего специалиста.
Формирование здорового образа жизни
Название второго направления говорит само за себя. Стратегическая цель – формирование солидарной ответственности студентов за свое здоровье. Есть медпункты, оказывающие первичную медико-санитарную и консультативно-диагностическую помощь обучающимся. Есть договоры с лечебными учреждениями. Но главное – это профилактика, поэтому на территории университета действует запрет на курение табака, а спортивные и тренажерные залы работают ежедневно до 22.00 часов вечера. На постоянной основе проводятся открытые первенства по национальным видам спорта: тогыз кумалак, асык. ату, борьбе самбо.
– Студенты КГПУ являются неоднократными победителями международных соревнований, – уточняет Гульвира Мусабекова. – Только за прошлый учебный год у нас 25 призеров и чемпионов! Ребята отлично выступали на юношеских Олимпийских играх в Буэнос-Айресе (2018 г.), 29-ой Всемирной Зимней Универсиаде (2019 г.), чемпионате мира (2018 г.), Кубке мира (2018 г.).
Повышение правовой культуры
Третье направление молодежной политики – повышение правовой культуры и формирование уважения у молодежи к основополагающим ценностям государственности. Для выполнения этой ответственной задачи в педагогическом университете делается немало. Остановимся лишь на некоторых моментах.
– В учебные планы первых курсов всех образовательных программ университета внедрена дисциплина «Основы права и антикоррупционной культуры», – отметила Гульвира Айдархановна. – Формируемые компетенции данной дисциплины направлены на получение систематизированных знаний в области теории права и навыков осмысления правомерности происходящих событий и действий, изучение основных нормативно-правовых актов Республики Казахстан, их понимание и умение применения, осознание роли и значения права в жизни современного общества. А в образовательной программе «Основы права и экономики» аспекты по формированию правовой культуры молодежи включены в тематику контрольных, курсовых и дипломных работ. Кстати, студенты КГПУ являются инициаторами информационно-правовых мероприятий по основным вопросам формирования правовой культуры молодежи не только в своем вузе, но и за его пределами. Противодействию правовому нигилизму среди молодежи способствуют и систематические выступления студентов университета в СМИ, тематические конкурсы, стартапы. В университете на системной основе проводится акция «Чистая сессия». Образована комиссия по вопросам академической честности, добропорядочности и корпоративной этике. А совсем недавно здесь вступил в силу новый кодекс корпоративной этики КГПУ, где прописаны нормы добропорядочности. В студенческом парламенте действует целый комитет – комитет добропорядочности, который занимается именно этим вопросом.
Создание условий для трудоустройства молодежи
– С 2018 года в КГПУ приняты меры по усовершенствованию методов и механизмов содействия трудоустройству выпускников, – говорит Гульвира Мусабекова. – Созданы управление планирования карьеры и государственных услуг и офис трудоустройства, основные задачи которых - взаимодействие с местными органами власти по вопросам трудоустройства студентов и мониторинг их дальнейшей карьеры, организация мероприятий по содействию трудоуст-ройству выпускников. Подписано соглашение с управлением образования акимата Костанайской области, заключены договоры со 155 организациями образования области для прямого взаимодействия. Также мы разработали правила организации трудо-устройства выпускников, положение о деятельности комиссии по персональному распределению на работу молодых специалистов. Утвержден комплексный план трудоустройства выпускников социального проекта «Мәңгілік ел жастары – индустрияға» – «Серпін». Давно стали популярными ярмарки вакансий с участием руководителей организаций образования Костанайской области и районов, а также других регионов страны и столицы. За три последних года университет окончили 2547 студентов, процент трудоустройства составил 92%. 73% наших выпускников сразу устраиваются по специальности, 7,3% продолжили обучение в магистратуре. По социальному проекту «Cepпін» окончили 236 студентов, из них 23,8% (31 человек) трудоустроились в нашей области.
Что примечательно, Костанайский государственный педагогический университет не забывает своих студентов и после их выпуска. Об этой доброй традиции уже было рассказано на страницах «Білімді ел – Образованная страна». Напомним лишь, что послевузовская поддержка выпускников вуза успешно осуществляется в рамках двух уникальных проектов: тьюторского «Я стажер» и менторского.
Все вместе взятое позволило выйти вузу на 3 место в республиканском рейтинге Министерства труда и социальной защиты РК по эффективности обучения и успешности выпускников на рынке труда. В Костанайском регионе КГПУ по данной позиции занимает 1 место!
Приобщение молодежи к культурным ценностям
По словам проректора по академической работе и социальным вопросам ГА. Мусабековой, особое значение в молодежной политике придается пропаганде уважительного отношения к старшему поколению. Это направление активно развивается через волонтерскую деятельность студентов. К примеру, молодежь вуза обучает пожилых людей навыкам компьютерной грамотности, оказывает им помощь по хозяйству, традиционно чествует ветеранов города.
Вопросы семейного воспитания студентов – тоже на особом контроле. Этой теме посвящают различные встречи, семинары, тренинги, а в Школе медиации и народной дипломатии, действующей в университете уже несколько лет, проходят полноценные занятия, посвященные семейной медиации.
С целью повышения языковой компетентности своих студентов в университете открыт кабинет латиницы, разрабатывается программа летней школы для студентов вуза и онлайн-курсов для учителей, школьников «Новый казахский алфавит и правила орфографии на латинице». Осуществляется обучение 231 студента на трех языках в составе 27 полиязычных групп. Ежегодно организуются бесплатные курсы, летние языковые школы по дополнительному изучению английского, казахского, русского языков для студентов.
Одно из приоритетных направлений деятельности КГПУ им. У. Султангазина – развитие академической мобильности студентов. 119 человек уже прошли обучение в вузах-партнерах страны и дальнего зарубежья. В рамках внешней мобильности в вузах дальнего зарубежья в текущем учебном году обучаются 26 человек: Университет lowaState (США), Университет ViaDomitia (Франция), Варминско-Мазурский университет (Польша), Университет Трнавы (Словакия).
В рамках идеи создания республиканской молодежной образовательной платформы «#365: Мақсат қажет» ведется работа по созданию единого образовательного контента вуза. Осуществляется обучение студентов на образовательных онлайн-платформах http://moocs.kz/courses, http://open.kaznu.kz.
Молодежь и стратегия «Казахстан-2050»
Еще одно направление молодежной политики КГПУ, о котором стоит рассказать, – вовлечение молодежи в реализацию стратегии «Казахстан-2050». В рамках данного направления студентам предоставляются возможности для практической самореализации в воплощении своих инновационных идей. Так, с 2012 года ежегодно проводится внутривузовский конкурс студенческих стартап-проектов. Цель конкурса – раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и создание условий для поддержки идей студентов. Авторы отличившихся проектов получают материальное вознаграждение на реализацию своих идей.
На сайте КГПУ создан банк инновационных идей (startup.kspi. kz) в виде целевой страницы, в которой отражено всплывающее окно «онлайн-консультация» и производится рейтинг лучших бизнес-инициатив и перспективных стартапов. И надо отметить, что научные разработки студентов Костанайского вуза ценятся на рынке инноваций. Как рассказала Гульвира Мусабекова, с 2017 по 2019 год в университете разработано около 60 студенческих стартап-проектов, из них пять коммерциализированы.
Развитие предпринимательства среди студенческой молодежи осуществляется благодаря мероприятиям, проходящим в самых разных формах. Кроме конкурса стартап-проектов, в вузе стал традиционным и студенческий конкурс «Startup Bolashak». Есть интеллектуальная площадка и для наставников молодых ученых –конкурс «Лучший научный проект преподавателей», прошедший в этом году с привлечением инвесторов, частных предпринимателей Костанайской области. Также проходят обучающие семинары, курсы повышения квалификации сотрудников и студентов вуза по проблемам защиты интеллектуальной собственности и методологии коммер-циализации технологий. Работу в данном направлении курирует специально созданный офис коммерциализации.
– В молодежной политике наш университет придерживается участия и в республиканских молодежных проектах, – говорит Гульвира Айдархановна. – Скажем, по проектам «Школа молодого предпринимателя» и «Бизнес-советник» в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», реализуемых Министерством национальной экономики РК и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», ежегодно проходят обучение более 100 студентов. С сентября 2019 года 770 студентов в рамках сотрудничества с НПП «Атамекен» обучаются дополнительному курсу «Основы предпринимательства». К курсу «Проектное обучение с применением принципов наставничества» мы привлекаем предпринимателей и представителей региональной палаты предпринимателей. 45 студентов приняли участие во II региональном инвестиционном форуме «Kostanay lnvest-2018», в рамках которого состоялся мастер-класс от ведущих экспертов «Новые возможности для предпринимателей МСБ». А студенты-участники конкурсов «Startup Weekend» в рамках годовой программы «Jastar Business» по развитию предпринимательской экосистемы среди молодежи, «Startup weekend: Безопасный город», организованный АО «Астана Innovations», получили реальную оценку своей бизнес-идеи: нашли потенциальных партнеров. На международном уровне наши молодые таланты участвуют в программе «Small Grants».
– В целом, расширяя возможности молодежной политики университета, мы понимаем, что данный тренд имеет высокую прагматическую ценность как в ключевых аспектах управления переходом отечественных университетов на новую модель, так и на духовную модернизацию молодежи и общества, – отметила Гульвира Мусабекова.
Анна БАКСАРАЕВА Костанай