Утегенова Бибикуль Мазановна
- + Кафедра педагогики
- + Должность: ассоциированный профессор / доцент
- + Ученая степень: кандидат педагогических наук
ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ
- 1983 год – Кустанайский педагогический институт, специальность: русский язык и литература, педагогика
- 1983-1986 – учитель русского языка и литературы в школе
- 1986- 1989 – преподаватель кафедры педагогики в КГПИ
- 1989-1993 – целевая аспирантура и защита кандидатской диссертации
- 1993- 1995 – старший преподаватель кафедры педагогики, переаттестация и получение подтверждающих документов МОН РК на кандидата педагогических наук (доктора PhD) и доцента ВАК (ассоциированного профессора)
- 1995 – по настоящее время – заведующая кафедрой педагогики
ПРЕПОДАВАЕМЫЕ КУРСЫ
Педагогика, Методика преподавания педагогики, Современные образовательные технологии, Педагогический менеджмент, Методология и методика научно-педагогического исследования, Этнопедагогика, История педагогики, Инновационные технологии, Технология критериального оценивания.
НАУЧНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРУДЫ (ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ)
1. Учебные пособия, рекомендованного Республиканским учебно-методическим советом Министерства образования и науки РК (РУМС)
- Педагогиканы оқыту әдістемесі. 5В010300-«Педагогика және психология» мамандығына арналған оқу құралы. – Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2015. -155 б ISBN 978-601-7198-93-0
- Қазіргі білім беру технологиялары. 5В010300»Педагогика және психология» мамандығына арналған оқу құралы. –Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2014. -127 б.
- Мектептегі инновациялық үдерістер: педагогика мамандықтарының студенттеріне арналған оқу құралы =Инновационные процессы в школе: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей =Innovative processes at school: Textbook for students of pedagogical specialties /Б.М.Утегенова.,Т.С.Шумейко.,А.Б.Шалгимбекова.,В.В.Данилова – Қостанай: Қостанай мемлекеттік педагогикалық институтының баспасы, 2016. – 354 б. ISBN 978-601-7839-48-2
2.Монографии:
- Воспитание этнотолерантной компетентности у старших школьников. Монография – Утегенова Б., Даумова Б. Изд-во: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG,Heinrich-Boecking-Str.6-8,66121 Saarbruecken, Germany, 2013,157 р ISBN 978-3-659-22956-5.
- Педагогика толерантности. Монография/Р.Ч. Бектурганова, Б.Б. Даумова, Б.М. Утегенова, В.А. Цымбалюк. – Костанай,2013,154 с. ISBN978-601-7371-87-6
- Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика. Книга 3 [Монография]- Москва: Изд-во «Перо», 2015. -102с.( глава 1.2) ISBN 978-5-906835-50-5
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ УЧЕНЫМ СОВЕТОМ ПЕДВУЗА
- Адамзат тарихындағы мектеп және педагогикалық ойдың дамуы. Педагогикалық институт студенттеріне арналған оқу құралы. - Қостанай: ҚМПИ, 2008.- 164 бет
- Педагогика тарихы дәрісінен логикалық-құрылыс кесте (педагогикалық институты студенттеріне арналған оқу құралы. – Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2012. – 64 б. ISBN 978-2-7105-3853-1
- Ғылыми-педагогикалық зерттеу әдіснамасы және әдістері: дәріс жинағы. Педагогикалық институт студенттеріне арналған оқу құралы. – Қостанай: ҚМПИ баспасы, 2013. -170 б. ISBN 978-601-7371-88-3
- Формативное оценивание: само и взаимооценивание: Метод. рек. в помощь педагогам/. сост.: Е.А. Онищенко, Б.М. Утегенова – Костанай, 2014. – 48 с. ISBN 378-601-7305-87-1
- Учебные цели согласно таксономии Блума/ А.Е. Мурзагалиева, Б.М. Утегенова. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015.– 58 с. ISBN 978-601-732-05-11-6
- Ардабаева Б.К., Утегенова Б.М. Рефлексия – мұғалімнің оқыту және оқу тәжірибесін жетілдіру құралы ретінде. // Мұғалімдерге арналған әдістемелік нұсқау – Қостанай, 2015. -35 б. ISBN 978- 601- 7305-47-5
- Организация воспитательной работы в педагогическом вузе. – Методическое пособие по организации процесса воспитания в педагогическом вузе. – Костанай: КГПИ, 2015. – 64 с. ) ISBN 978-601-7305-12-7
- Как развить навыки лидера руководителя //Методические рекомендации. // -Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», -2016. –42с.
- Рефлексия как инструмент совершенствования практики преподавания и обучения учителя: Методические рекомендации/ составитель: Ардабаева Б.К. Утегенова Б.М.– Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2017. – 34 с.
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ В ИЗДАНИЯХ, ИМЕЮЩИХ НЕНУЛЕВОЙ ИМПАКТ-ФАКТОР В БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПАНИИ ТОМСОН РЕЙТЕР (VEB OF SCIENCE. THOMSON REUTERS)
- Didactic support to form readiness of the master's degree students for research activity. Journal of Scientific Research and Development, Volume 2, № 4, June 2015, (ISSN: 1115 - 7569 ) Нигерия. p. 38-4214-(14-18)
- Main ways of improving masters’ quality of the vocational training. International Journal of academic research, Volume 7, № 2,Iss.2, March,2015, (ISSN: 2075-4124) p. 394-398
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ В БАЗАХ ДАННЫХ SCOPUS, PUBMED, ZBMATHSCINET, AGRIS, GEOREF, ASTROPHYSICAL JOURNAL
- Features of managing the establishment of the masterʼs degree studentʼs competence in the research activity. World Applied Science Journal, 2014, № 30 (2) ISSN 1818-4952. Ссылка на опубликованную статью http://www.idosi.org/wasj/wasj30(12)2014.htm
- Organizational Specific of the Process of Development of Senior School Childrenʼs Ethnic Tolerance Cometence. World Applied Science Journal, 2014, № 30 (12), ISSN 1818-4952
- The Problem of Gender and Sensitive Use of the Language in Kazakhstan: The Case of German, журнал INTERNATIONAL JOURNAL OF APPLIED LINGUISTICS&ENGLSH LITERATURE, september 2016, vol.5,no.5. ISSN 2200-3592 (Print), 2200-3452 (online) (индекс Хирша 3)
- Experimental work organization for preparing master's degree students for research activities.Журнал IEJME - MATHEMATICS EDUCATION, 2016, vol.11,no.5 ISSN 1359-1371
- Methodological aid to form readiness of Master's studies undergraduates for research activity. Middle-East journal of Scientific Research 21(1): 226-228, 2014 Ссылка на опубликованную статью http://www.idosi.org/mejsr/mejsr21(1)14.htm
- Determination of the level of undergraduates’ willingness to research activities. International Journal of Applied Engineering Research, Volume 10, № 15, 2015год , (ISSN: 0973 - 4562) Индия, p. 35698-35700
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ В ИЗДАНИЯХ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ ККСОН
- Категориально-терминологический аппарат проблемы формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности. - Научно-методический журнал «Педагогика и психология». Серия Педагогические науки. КазНПУ им. Абая. 2015.№1 (22). –с. 67-72. - ISSN 1728-5496
- Педагогическая деятельность как основа формирования профессиональной компетентности. - Научный журнал Вестник ЕАГИ № 1 (98), 2015 – с 147 -153. - ISSN 1999-4214
- Ценностные ориентации студентов в контексте подготовки будущих учителей. - Вестник ПГУ им. С. Торайгырова: Серия педагогическая (13.00.00 Педагогические науки); 2015 - №1. -240-247 с.
- Обеспечение качества магистерской подготовки в системе непрерывного образования. - Наука и жизнь Казахстана. /Межд.научно-попул журнал. 2015, №1 (28) –с.206-211. ISSN 2073-333Х
- Дифференциация обучения как стратегия личностно-ориентированного образования в современной школе. - Научный журнал «Вестник ЕАГИ» №2,2016.-116-120 с.
- К вопросу об использовании рефлексивных технологий в учебном процессе вуза. - Вестник ПГУ им. С. Торайгырова: Серия педагогическая (13.00.00 Педагогические науки); - 2016. - № 3.
- Характеристика курса «Методология и методика педагогических исследований».//Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана № 6 (ноябрь-декабрь), 2014 – С 43-50, ISSN 2070-40
- Рефлексивная культура учителя: сущность и перспективы развития. /Қазақстанның ғылымы мен өмірі – Наука и жизнь Казахстана. Science and life of Kazakhstan. №3 (38). 2016/ 21-24 c. ISSN 2073-333
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ В КОНФЕРЕНЦИЯХ СТРАН ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
- Осмысление идей А.С.Макаренко о формировании педагогического мастерства будущих учителей в условиях педагогического вуза./ Воспитание человека –дело счастливое и посильное, //Материалы Международных социально-педагогических чтений, посвященных 125-летию А.С. Макаренко. г. Москва, 22 марта 2013 г.
- Professional masters training in the system of multilevel education in Kazakhstan. Science, Technology and Higher Education {Text}: materials of the III international research and practice conference, Vol. II, Westwood, October 16th, 2013/ publishing office Accent Graphics communications- Westwood, Canada, 2013.- 151-156p. ISBN 978-1-77192-013-1
- Aхiological approach in thedevelopment of creative potential of futureteacher// Seattle-2013:4th International Academis Research Conference on Business,Education, Nature and Technology. Part 4: Kazakhstan. November 4-5, 2013, Seattle, WA, USA ( ISBN 978-0-9856672-6-9) -425-428 с.
- Социальное партнерство вуза и образовательных организаций на примере Костанайского государственного педагогического института.//Материалы за ІХ международна научна практична конференция «Образование и наука на ХХІ век - 2013»-Том 7. Педагогически науки. – София, Болгария, «Бял ГРАД-БГ» ООД.-2013.- с. 31-35, ISBN 201-5448-02-0
- Межвузовское взаимодействие в условиях глобализации//13.00.00 Педагогические науки:Эл.журнал ЦИТИСЭ № 1(1), Москва, 2015. ЭЛ № ФС 77 - 59069 / ISSN 2409-7616
- Процессный подход как методологическая основа инновационной деятельности / Материалы ХІІ Международной научной конференции Strategiczne pytania swiatowej nauki-2016. Volume 5 Pedagogiczne nauki. – Przemysi, Poland. 07—15 февраля 2016. -23-26 с.
- Использование техник рефлексии на учебном занятии. //Materials of the international scientific-practical conference «Integration of the scientific community to the global challenges of our time” March 23-25 , Sharm el-Sheikh (Arab Republic of Egypt) ISBN 978-601-267-055-4
- Обучение рефлексии как способу формирования и развития педагогического мышления учителя.// Materials of the ХІІ international scientific and practical conference Modern scientific potential -2016. February 28 – March 7, 2016 Volume 9 Pedagogical sciences. Sheffield. Science and education LTD-88 c. ISBN 978-966-8736-05-6
- К вопросу о формировании рефлексивной компетентности учителя. //Материалы ХІІ Международной научно-практической конференции «Veda a technologie: Krok do Budoucnosti - 2016». -Чехия, Прага, 22-28 февраля 2016 г.Dil 7 Pedagogika
- Профессиональное развитие педагогов как ориентир модернизации образования Республики Казахстан. Сборник научных трудов Международной научно- теоретической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.В. Краевского «Методология педагогики в контексте современного научного знания» -М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. 382 с. (334-342 стр.) ISBN 978-5-905736-27-8
- Формирование рефлексивной культуры учителя как педагогическая проблема.//Materials of the international scientific-practical conference: "Prospects for the Development of Modern Science" – Jerusalem, Israel: Regional Academy of Management, 2016. – 535 p. ISBN 978-601-267-398-2
- Развитие лидерских качеств у учителей в процессе профессиональной деятельности.//"The Europe and the Turkic World: Science, Engineering and Technology": materials of the international scientific-practical conference. – Side, Turkey: Regional Academy of Management, 2016. – 589 p.ISBN 978-601-267-399-9
- Инновационный менеджмент как основа повышения качества образовательного процесса в современной школе. / Сборник публикаций научного журнала Globus по материалам ҮІІ Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные вопросы» -Санкт-Петербург: Научный журнал Globus,2016.-92 с. (52-57)
СТУДЕНТЫ-ПОБЕДИТЕЛИ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ
- Абишева Анар под руководством к.п.н., доцента Утегеновой Б.М. приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе Талантоха», организованным Академией педагогических знаний, в - номинации «Педагогические проекты» с проектом «Групповые методы работы в полиязычной среды инновационной школы» (сертификат прилагается);
- Хасенова Умит под руководством к.п.н., доцента Утегеновой Б.М. приняла участие в Международном конкурсе для детей и педагогов «ИНТЕРБРИГ» с проектом «Оқушылардың функциональдық сауттылығын дамыту» (сертификат прилагается)
- Косыман Айбек Конысбайулы победитель Ү Международного конкурса научных работ студентов, аспирантов и магистрантов «Научный стиль» , Россия, Екатеринбург; РГППУ, 2014.
- Тлегенова Айдана (ПиП 4 к.) победитель конкурса Инфоурок «Диалогическое обучение» 2017 г.
- Оспанова Айжан (ПиП 4 к.) победиттель конкурса Инфоурок « Лидерство в обучении» 2017 г.
УЧАСТИЕ В ГРАНТОВЫХ НАУЧНЫХ СТАЖИРОВКАХ ЗА РУБЕЖОМ
- Повышение квалификации и научная стажировка в Португалию, г. Порто, Высший Технический Университет (ISEP Instituto Superior de Engenharia do Porto)в октябре - ноябре 2015 года (сертификат)
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
- Диплом ГРАН- ПРИ в номинации «Лучшая методическая разработка» за проект Уровень и качество исследовательской и научной деятельности педагогов-практиков в Международном фестивале работников образования «Инновационный педагогический опыт»
- Диплом и 1 место в Ү Всероссийском дистанционном творческом конкурсе для педагогов «»Творческие инновации за работу «Исследование в действие (Lesson Study): концептуальные основания в номинации «Методическая разработка»
- Сертификат о создание персонального сайта проекта «Infourok. Ru» сети образовательных сайтов “Учительский сайт»
- Сертификат о создании персонального сайта «Мультиурок» / http// multiurok.ru/bibi-1/
- Свидетельство участия в вебинаре “Создание динамических презентаций в SWAY, PREZI и SPARKOL» образовательного проекта «Мега –Талант»
- Диплом «Лучшая методическая разработка» и ГРАН-ПРИ за фестивальную работу «Оценивание результатов обучения: теория и практика» Международного фестиваля работников образования ООО «Центр Развития Педагогики»
УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП МОН РК
- Участие в работе Центра педагогических измерений в качества эксперта и получение сертификата Международной Квалификационной комиссии Кембриджского образовательного университета в 2013 году (сертификат эксперта)
- Участие в работе тренера по программе второго (основного) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан (сертификат тренера)
- Участие в работе Центра научно-технической экспертизы в качестве эксперта (с 2012 – 2017 годы) по направлению «Экспертиза научных проектов на соискание грантового финансирования и программно-целевого финансирования МОН РК»
- Член экспертной группы в Республиканском научно-практическом центре «Учебник» МОН РК по осуществлению экспертизы электронных учебных изданий (2012 г)
- Член комиссии по аттестации вузов РК, проводимый МОН РК на соответствие ГОСО Экибастузский Инженерно-технический Университетв 2012 год
- Член жюри Республиканского конкурса «Талантливый учитель талантливому ребенку», проводимый Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (апрель 2016).
- Член жюри Республиканского конкурса «Лучший психолог года», проводимый Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (октябрь 2016).
УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
- Член Областного Экспертного Совета по оцениванию творческих инновационных разработок учителей области
- Член УМО Регионального Центра Повышения квалификации государственных служащих Костанайской области
- Член жюри Регинального конкурса педагогов Дополнительного образования
- Член Комиссии по государственной аттестации школы–интерната им. Ы. Алтынсарина для одаренных детей «Дарын», 2014 год, гимназии им. А.М. Горького в 2015 году Департамента по контролю в сфере образования Костанайской области
ЗВАНИЯ, НАГРАДЫ, ПООЩРЕНИЯ
- награждена нагрудным знаком «Почетный работник образования Республики Казахстан» (12.12.2006г)
- награждена юбилейной медалью к 20-летию Независимости РКМерекелік куәлік № 10736. Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл» мерекелік медалімен наградталды (2011 жылғы 10 қарашадағы Жарлығы бойынша)
- награждена дипломом и премией Клуба меценатов Костанайской области в номинации «Вклад в образование области» в 2017 году.
- Свидетельство №48 «О занесении в Книгу Почета Костанайского государственного педагогического института» (Постановление ученого Совета КГПИ от 30.09.2010г)
Знание английского языка – уровень начинающий