Участие Казахстана в Болонском процессе свидетельствует о переменах, происходящих в сфере высшего образования, о намерениях соответствовать требованиям международного уровня. Присоединение нашего государства в 2010 г. к Болонской Декларации позволило ему стать полноправным членом европейского образовательного пространства.
Подписав Великую Хартию Университетов в г.Болонья в 2008 году, Костанайский государственный педагогический институт примкнул к огромному числу высших учебных заведений мира, которые, согласно обозначенным в Великой Хартии принципам, являются центрами научного, культурного и технического развития общества через знания и научные исследования.
Кредитная технология обучения, действующая в КГПИ унифицирует систему оценивания знаний обучающихся в соответствии с европейскими требованиями. Что это нам даёт? Прежде всего, возможность сопоставить учебные планы в высших учебных заведениях, и рассмотреть возможность для студента получить образование не в одном вузе, а в целом ряде университетов, где ведётся подготовка по смежным специальностям. То есть, будучи студентом педагогического института, вы не можете получать образование в течение семестра или целого академического года в техническом вузе – разница в учебных планах будет слишком велика. Однако, поучиться в гуманитарном высшем учебном заведении в другом городе или даже в другой стране – дело вполне реальное.
По принципу мобильности студентов между вузами с учетом положений Болонского процесса и Таразской декларации обеспечен допуск студентов к занятиям в вузе другой страны без сдачи промежуточных или дополнительных экзаменов.
Одним из основных условий обучения по академической мобильности является достаточный уровень владения иностранного языка. В рамках программы обучения «Бакалавриат» студенты проходят курс иностранного языка (6 кредитов). Далее в план 3 курса включена дисциплина «Профессионально-ориентированный иностранный язык», где обучающимся предоставляется возможность изучать иностранный язык предметно. Кроме того, руководство института предоставляет дополнительные возможности для развития и совершенствования своих знаний до профессионально-предметных компетенций. Студентам предлагается расширить свои знания по иностранному языку в рамках курса по выбору. Большие усилия прилагают в этом вопросе преподаватели кафедры иностранного языка. Современные учебники, прохождение стажировок за рубежом и в Казахстане, использование современных методик преподавания, способствуют качественному и эффективному овладению иностранным языком.
Вопросы и ответы
Сохраняется ли за студентом грант, если он обучается в рамках государственного заказа?
Если студент обучается в рамках государственного заказа, грант сохраняется за ним. И, более того, студент продолжает получать положенную ему стипендию, обучаясь в зарубежном вузе.
Кто платит за обучение, если вы выезжаете учиться в зарубежный вуз?
В нашем случае, Министерство Образования и Науки Республики Казахстан. Причём платит не только за обучение, но также покрывает транспортные расходы (перелёт туда и обратно), медицинскую страховку, оплату за оформление визы и расходы на жильё и питание. Если же вам не повезло стать финалистом конкурса на обучение по обмену за рубежом в рамках академической мобильности – не огорчайтесь. Вы имеете право на такое обучение в любом случае, только оплату расходов возьмут на себя ваши родители, либо нужно найти спонсора среди предпринимателей или международных организаций, которые поддерживают академическую мобильность студентов.
Как быть с учебным планом в родном институте в тот период, когда студент отсутствует, находясь за рубежом? Как будут оцениваться учебные достижения в другом вузе и будут ли они учтены в родном?
Учебный план по-прежнему остаётся непреложным необходимым требованием для получения диплома по специальности, на которую вы поступили. Это значит, нужно будет выполнить все задания, получить семестровую аттестацию - допуск к экзаменам и сдать их на положительные баллы (более 50). Современные средства связи предоставляют возможности изучить дисциплины, не включённые в план зарубежного вуза, но имеющиеся в плане вашего вуза, дистанционно, выполнить задания для рубежных контролей и сдать экзамены по возвращении домой. Во-вторых, можно отложить изучение этих дисциплин на летний дополнительный семестр.
Как будут оцениваться учебные достижения в другом вузе и будут ли они учтены в родном?
Оцениваться будут в кредитах и баллах, как и у нас – благодаря этому академическая мобильность вообще стала возможной. И – да, безусловно, ваши успехи в освоении зарубежных дисциплин будут внесены в ваш транскрипт – приложение к диплому с указанием вуза, присвоившего вам эти баллы за эти конкретные дисциплины. То есть, ваш диплом станет более конкурентоспособным по сравнению с дипломами ваших однокашников, не озадачившихся тем, чтобы воспользоваться возможностью академической мобильности.
Согласно Приказу Министра Образования и Науки Республики Казахстан №549 от 30.12.2011[3], пять лучших студентов Костанайского государственного педагогического института с 1 сентября 2012 года обучались в Университете Via Domitia в г.Перпеньян (Франция) и 2 студента в университете West Virginia (Соединённые Штаты Америки). Студенты получили уникальную возможность не только обучаться у ведущих профессоров указанных вузов, «изнутри» изучили особенности системы высшего образования, оценили качество собственной подготовки и сравнитли уровень преподавания в родном институте и зарубежном. Пребывание в чужой стране, конечно же, помогло приобрести дополнительные страноведческие знания.
Участие студентов КГПИ в международных образовательных программах.
В октябре 2011 г. в нашем институте проводилось On-line тестирование на подтверждение знаний немецкого языка на участие в стипендиальной программе по линии ДААД (немецкая служба академических обменов). На сегодняшний день уже известны имена студентов, получивших стипендии на прохождение летнего семестра в одном из немецких вузов. Это студенты специальности «Туризм», «Иностранный язык: два иностранных языка (немецкий, английский).