На повестке дня – учебники
Білімді ел = Образованная страна, 2020 год, 17 наурыз (№ 11), С. 4.
Министерство образования и науки РК под председательством вице-министра Шолпан КАРИНОВОЙ провело заседание Республиканской комиссии по результатам экспертизы и апробации учебников, учебно-методического комплекса и учебно-методических пособий.
В предстоящем учебном году будут введены в учебный процесс учебники для 11 класса, тем самым предстоит полный переход в систему обновленного содержания образования. В связи с чем в период между 2-7 марта заседали предметные комиссии, утвержденные приказом министра, по рассмотрению результатов проведения экспертизы и апробации учебников и учебно-методических пособий. В состав комиссии вошли ученые, преподаватели высших учебных заведений, лучшие педагоги страны, победители республиканского конкурса «Лучший педагог».
На Республиканской комиссии председатели предметных комиссий представили результаты экспертизы и апробации электронных учебников и учебно-методических пособий для организаций дошкольного, дополнительного образования, коррекционных учреждений для работы с детьми с ограниченными возможностями.
Представляя результаты экспертизы, председатели предметных комиссий озвучивали соответствие учебников и учебных пособий требованиям государственного стандарта, качеству научно-теоретического и практического содержания, структуре и реализации дидактических функций, грамотности и учету возрастных особенностей, на основе чего были даны соответствующие рекомендации Республиканской комиссии. Члены Республиканской комиссии проявили активность и продемонстрировали высокую компетентность, уточняя профессиональными вопросами отдельные заключения экспертных решений.
Также в обсуждение были включены художественные произведения, предназначенные для дополнения библиотечного фонда, и даны соответствующие рекомендации по ним. По результатам заседания Республиканской комиссии Приказом министерства образования и науки Республики Казахстан будет утвержден «Перечень учебников, учебно-методического комплекса, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе электронных носителей».
Шло очень горячее обсуждение, налицо неравнодушный подход к теме учебников. Модерировала заседание комиссии руководитель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Майра МЕЛДЕБЕКОВА. Относительно учебников математики она заметила: «В учебниках математики для 11 классов мало задач на функциональную грамотность, и практически нет задач, которые ориентировали бы учеников на требования международного измерения математической грамотности PISA. На это стоит обратить серьезное внимание авторов! Иначе об ожидании каких высоких результатов может идти речь? Насколько наши учебники приближены к заданиям PISA? Шестиуровневые задания – насколько наши дети могут их рөшать? Авторов надо обучать этим новым подходам при составлении учебников по математике». Также было высказано пожелание необходимости обучения экспертов по учебникам.
В целом поднято много острых проблем в системе составления учебников.
Гани БЕЙСЕМБАЕВ, вице-президент Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО, член Общественного совета МОН РК, высказался о важности в использовании в учебниках, в частности английского языка, фотоиллюстраций и рисунков казахстанского содержания:
– В учебнике английского языка надо было больше разместить фото, рисунков, показывающих природное богатство Казахстана, его исторические памятники. Вот я листаю представленный учебник, не знаю, какого издательства, каких авторов, но, на мой взгляд, Казахстан на фоне других известных стран представлен блекло, и более того, как отставшая, словно застрявшая в старине страна, поддерживающая стереотип, что люди здесь живут в юртах и ведут степной образ жизни. А ведь Казахстан уже давно сделал прорыв в своем развитии. За годы независимости у нашей страны накопился значительный архив свежих иллюстраций достижений в науке, искусстве, культуре, строительстве – так надо использовать его в наполнении учебников, а не ставить один и тот же старый привычный контент. Здесь я вижу порядка 80% рисунков и фотоиллюстраций, демонстрирующих зарубежную действительность, нежели нашу. Я бы не поднимал этот вопрос, если бы сейчас были 90-ые годы. Учебник английского языка должен быть наполнен казахстанским контентом так, чтобы завтра, выехав за рубеж, наш вчерашний школьник мог легко на английском языке достойно рассказать о своем государстве, просто даже пересказав запомнившиеся из учебника тексты. Понятно, есть учебники истории, геофафии и другие, где достаточно казахстанских материалов, но учебник английского языка в своей иллюстративной части тоже должен быть составлен с учетом важности нашего отечественного контента. В учебнике английского языка надо представлять не только достойных сынов казахского народа из далекого прошлого, но и более современных ученых, деятелей, нәпример, не только И. Алтынсарина, но и К. Сатпаева.
Надо сказать, предметными комиссиями были представлены впервые за много лет учебники для 1 класса по немецкому и французскому языкам. Так, учебников немецкого языка для 1 класса было представлено три, из них рекомендовали самый лучший, и он, по оценкам экспертов, полностью соответствует требованиям ГОСО, типовой учебной программе. В то же время единственный представленный учебник французского языка оказался подвержен жесткой критике и комиссией не рекомендован к изданию.
Бибигуль УТЕГЕНОВА, профессор Костанайского государственного педагогического университета им. У. Султангазина, кандидат педагогических наук, в интервью газете «Білімді ел – Образованная страна» сказала:
– Типовые учебные программы разрабатывала НАО им. И. Алтынсарина, и на их основании в течение последних трех лет осуществлялась разработка учебников нового поколения по обновленному содер-жанию образования. Предметные комиссии провели офомную работу, у них очень сильный качественный состав: не только учителя-практики, но и ученые, кандидаты наук, доктора Phd. В основе экспертизы учебников важно понимание того, что они отвечают базовым требованиям формирования знаний в конкретной области, а если они еще носят интефированный характер, замечательно. Вместе мы работаем на результат, формирование у учащихся жизненно необходимых компетенций, навыков в условиях современного социума. Безусловно, важно присутствие национального и регионального компонента. В ходе заседания республиканской комиссии были поставлены многие вопросы, некоторые касались веса, технических характеристик, внешнего оформления учебников, соответствия санитарным требованиям. Но в приоритете само концептуальное содержание учебников и интегрированный компонент, в полной мере раскрывающие суть программы обновленного содержания образования через этот важный и главный учебный ресурс.