Быть или не быть?

Костанайские новости, 2016 год, 19 мая (№ 54), С. 14.

В среде политологов сложилось устойчивое мнение, что процессу евроинтеграции предшествует вхождение стран-кандидатов в НАТО. Для стран Восточной Европы это действительно оказалось так. Для других регионов Европы, допустим, скандинавских стран и их ближайших соседей - другие правила.
Действующий президент Бразилии Дилма Руссеф уже давно входит в число наиболее влиятельных женщин-политиков мира. В 2012 году Forbes поставил её на третье место вслед за Ангелой Меркель и Хиллари Клинтон. В общем рейтинге того же издания на 2015 год она оказалась второй, обогнав даже известных деятелей-мужчин. Казалось, ничто не могло поколебать позиции политика на внутриполитической арене. Ведь Дилму Руссеф продолжают именовать «железной дамой» современной бразильской политики.
Норвегия и Исландия - страны НАТО, но в ближайшее время вступать в Евросоюз не собираются. Швеция и Финляндия, наоборот, более двух десятилетий являясь странами ЕС, в международной практике продолжали придерживаться традиционного нейтралитета. Швеция вообще два столетия не входила ни в один военно-политический блок. Финляндия придерживается нейтралитета после Второй мировой войны. Северный баланс продержался почти семь десятилетий, став образцом нейтральной и миролюбивой политики. В 1975 году именно Хельсинки стал местом знаковой встречи, отчасти разрешившей противоречия между Западом и Востоком и создавшей формат нынешней Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Стратегия нынешней «скандинавской» военно-политической интеграции началась в 1990-е годы и организационно оформилась в 2008 году. Тогда был подготовлен доклад Турвалда Столтенберга - бывшего норвежского министра иностранных дел и отца нынешнего генсека НАТО. Он выделил 13 основных направлений потенциального сотрудничества стран Северной Европы. Практическим воплощением программы Столтенберга стало создание структуры Северного оборонного сотрудничества (NORDEFCO). Теперь к «варяжской» пятерке (Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Исландия) присоединились и прибалтийские страны (Латвия, Литва, Эстония). К деятельности оборонного сотрудничества регулярно привлекаются политики Великобритании, Польши, Германии, Нидерландов. С учетом того что большинство этих стран представители Североатлантического Альянса, вопрос о членстве в главном военно-политическом блоке современности перед Швецией и Финляндией рано или поздно должен был созреть. Масла в огонь подлили конфликты в Украине и Сирии, в ходе обсуждения которых оказаться в стороне уже не получилось. Натовские амбиции «потомков викингов» постоянно росли и по причине бессменного руководства альянсом с 2009 года скандинавами – датчанином Андерсом Фог Расмуссеном и норвежцем Йенсом Столтенбергом.
После вступления в НАТО в 2004 году прибалтийских государств - Латвии, Литвы и Эстонии - коренным образом изменилась военно-политическая ситуация в регионе. Нынешние попытки привязать северные страны к Альянсу могут окончательно разрушить безопасный статус Балтики.
Сегодня в стане финских политиков появляются мнения о проведении референдума о членстве в НАТО, что якобы может гарантировать стране защиту от международного терроризма, решение иммиграционной проблемы и «угрозы с Востока». Но не всё так просто. Санкционная политика Евросоюза не решит экономических проблем, а иммиграционная далека от совершенства. Так, на днях в Финляндии из пунктов приема «бесследно» пропали две с половиной тысячи беженцев. В Швеции в 2013 году число сторонников вступления страны в НАТО впервые превысило число противников. В Финляндии ведущие эксперты и дипломаты даже подготовили целый доклад на эту тему. В результате и здесь за последние годы число «натовских скептиков» заметно сократилось.
Конечно, не обошлось и без давления извне. В конце прошлой недели в Белом доме Барак Обама встречался с представителями Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Обсуждался целый круг вопросов - от борьбы с международным терроризмом до защиты окружающей среды. Узловой же оказалась проблема «сдерживания российской агрессии». Всё подводилось к тому, что единственный выход – расширение сотрудничества Северной Европы с США и НАТО. Результат – нескончаемый поток военных учений разного калибра, в которых и некогда «нейтральным» предостаточно внимания. Швеция, например, возвращает военных на стратегический остров Готланд. Финляндия готова разместить армейские части на демилитаризованных Аландских островах. Какой уж тут нейтралитет?
Понятно, что до реального вступления в Альянс Швеции и Финляндии еще далеко. Но политическое руководство стран готово его обсуждать. При этом тотальное объединение Европы отдельным экспертам кажется стремлением «объять необъятное». Ведь даже в региональном плане интересы европейских государств разнятся...
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета
дистанционного обучения КГПИ

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека Публикации ППС в СМИ Быть или не быть?