«Разумное развлечение от жизненной дремоты»
Костанайские новости, 14 июня 2011 г., (№ 82)
Театр всё равно, что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть.
Гленда ДЖЕКСОН, английская актриса
Для служителей театра на первом месте - процесс творчества. Поэтому они не всегда в состоянии сохранить свое историческое прошлое. С какого времени существует театр в Костанае? И где начало жизни нашего главного «места для зрелищ»?
«ИГРА БЫЛА ВЕСЬМА НЕДУРНАЯ...»
Театр Костаная вырос из активного самодеятельного творчества самих горожан. Культурный облик города в досоветский период представлен в книге «Кустанай: вчера, сегодня, завтра». Первые упоминания о «сценических потугах» костанайцев встречаются в газете «Степные отголоски» от 4 апреля 19Ю года. «В минувший зимний сезон, в зале Кустанайского Народного дома, было поставлено два солдатских спектакля...
Спектакли ставились бесплатно, публика едва вмещалась в зал и состояла преимущественно из учащейся молодежи. Игра была весьма недурная и живая, после каждого действия исполнители, нижние чины Кустанайской местной команды, награждались дружными, долго не смолкавшими, аплодисментами». Так писала газета. Есть и отрывочные сведения в публикациях газеты «Кустанайское степное хозяйство». В них идёт речь о постановках спектаклей весной-осенью 1914 года любительскими театральными кружками.
Это были весёлые одноактные пьески и миниатюры. Как отмечалось, «...в виду отсутствия в летнее время разумных развлечений в Кустанае нельзя не приветствовать устройство общественным собранием подобных вечеров, вносящих в полусонную жизнь кустанайцев приятное разнообразие и разумное развлечение от жизненной дремоты. Желательно, прежде всего, чтобы вечера эти были более дружными и разнообразились бы как выбором поставляемых пьес, водевилей и миниатюр, так и исполнителями ролей участвующих из различных слоев общества».
Местом проведения спектаклей в Костанае становится Народный дом и ведущие учебные заведения города – реальное училище, женская гимназия. Среди любителей-театралов (большинство из них пользовались творческими псевдонимами) появлялись свои звёзды - актёр Двоеглазов, режиссёр Сысин. Гонорар от подобных представлений чаще всего шёл на благотворительные цели. Постановки шли на русском, украинском и татарском языках.
Спектакли ставились бесплатно, публика едва вмещалась в зал и состояла преимущественно из учащейся молодежи. Игра была весьма недурная и живая, после каждого действия исполнители, нижние чины Кустанайской местной команды, награждались дружными, долго не смолкавшими, аплодисментами». Так писала газета. Есть и отрывочные сведения в публикациях газеты «Кустанайское степное хозяйство». В них идёт речь о постановках спектаклей весной-осенью 1914 года любительскими театральными кружками.
Это были весёлые одноактные пьески и миниатюры. Как отмечалось, «...в виду отсутствия в летнее время разумных развлечений в Кустанае нельзя не приветствовать устройство общественным собранием подобных вечеров, вносящих в полусонную жизнь кустанайцев приятное разнообразие и разумное развлечение от жизненной дремоты. Желательно, прежде всего, чтобы вечера эти были более дружными и разнообразились бы как выбором поставляемых пьес, водевилей и миниатюр, так и исполнителями ролей участвующих из различных слоев общества».
Местом проведения спектаклей в Костанае становится Народный дом и ведущие учебные заведения города – реальное училище, женская гимназия. Среди любителей-театралов (большинство из них пользовались творческими псевдонимами) появлялись свои звёзды - актёр Двоеглазов, режиссёр Сысин. Гонорар от подобных представлений чаще всего шёл на благотворительные цели. Постановки шли на русском, украинском и татарском языках.
РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА
Стационарный театр появился в Костанае лишь в начале 1920-х годов. Уже в феврале 1920 года через газету «Красная степь» к жителям города обращается Илья Леонтьевич Тарутов (представитель Уездного военного комиссариата) с просьбой вернуть конфискованные у него «белогвардейцами» книги с пьесами «малороссийских авторов» для передачи «...во временное пользование в гарнизонный культпросвет, для постановки спектаклей».
Сам факт так и мог остаться без внимания, если бы всё тот же Тарутов не принял участие в премьерной пьесе городского театра им. Карла Маркса под названием «Бувальщина» в роли пономаря. Это было 16 апреля 1922 года. Событие отметили в местной газете «Степь»: «Театр для Кустаная является своего рода роскошью и первым, вполне заслуживающим названия театра. ...Если в этот день верующие праздновали Воскресение Христа, то любящие театр и искусство с таким же правом могли праздновать в этот день воскресение Кустанайского театра, вернее говоря, рождение его, ибо до сего времени более или менее сносного театра в Кустанае не было».
Новым пристанищем театралов становится электротеатр «Фурор». В 1971 году областной историко-краеведческий музей провел специальное исследование, и именно эта дата - 16 апреля - стала считаться официальным днём основания областного драматического театра им. М. Горького.
Среди первых руководителей театра 1920-х - начала 1930_х годов называются имена Величковского, С.А. Яковлева. Театр был сдан в аренду Упродгубу до 1 января (по другим данным 1 сентября) 1923 года. Игра актеров-любителей нередко подвергалась критике. «15 ноября (1922 года - С.С.) в театре «Карла Маркса», - сообщается в газете «Степная заря», - «малороссийской» труппой любителей — большинство военкоматцы, была поставлена пьеса... Однако игра артистов была чересчур слаба. ... Зато суфлёр был на своем месте: читал громко и внятно, весь зал слышал. Грим - не грим, а мазня без меры».
В мае 1923 года театр имени Карла Маркса (бывший «Фурор») переименован в 1-й городской советский театр. К этому времени, вероятно, театр перестал контролироваться военными структурами (Упродгубы были упразднены по всей стране ещё осенью 1922 года) и получил возможность определять репертуар на профессиональной основе.
Статус актеров становится профессиональным. Об этом свидетельствует удостоверение Алексея Федоровича Гутника - актера русской драматической труппы театра, выданное в июле 1922 года.
Сам факт так и мог остаться без внимания, если бы всё тот же Тарутов не принял участие в премьерной пьесе городского театра им. Карла Маркса под названием «Бувальщина» в роли пономаря. Это было 16 апреля 1922 года. Событие отметили в местной газете «Степь»: «Театр для Кустаная является своего рода роскошью и первым, вполне заслуживающим названия театра. ...Если в этот день верующие праздновали Воскресение Христа, то любящие театр и искусство с таким же правом могли праздновать в этот день воскресение Кустанайского театра, вернее говоря, рождение его, ибо до сего времени более или менее сносного театра в Кустанае не было».
Новым пристанищем театралов становится электротеатр «Фурор». В 1971 году областной историко-краеведческий музей провел специальное исследование, и именно эта дата - 16 апреля - стала считаться официальным днём основания областного драматического театра им. М. Горького.
Среди первых руководителей театра 1920-х - начала 1930_х годов называются имена Величковского, С.А. Яковлева. Театр был сдан в аренду Упродгубу до 1 января (по другим данным 1 сентября) 1923 года. Игра актеров-любителей нередко подвергалась критике. «15 ноября (1922 года - С.С.) в театре «Карла Маркса», - сообщается в газете «Степная заря», - «малороссийской» труппой любителей — большинство военкоматцы, была поставлена пьеса... Однако игра артистов была чересчур слаба. ... Зато суфлёр был на своем месте: читал громко и внятно, весь зал слышал. Грим - не грим, а мазня без меры».
В мае 1923 года театр имени Карла Маркса (бывший «Фурор») переименован в 1-й городской советский театр. К этому времени, вероятно, театр перестал контролироваться военными структурами (Упродгубы были упразднены по всей стране ещё осенью 1922 года) и получил возможность определять репертуар на профессиональной основе.
Статус актеров становится профессиональным. Об этом свидетельствует удостоверение Алексея Федоровича Гутника - актера русской драматической труппы театра, выданное в июле 1922 года.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук, зав. кафедрой
всемирной истории, основ права и экономики КГПИ
кандидат исторических наук, зав. кафедрой
всемирной истории, основ права и экономики КГПИ