В сердце Магриба…

Костанайские новости, 2015 год, 20 августа, С. 11.

Магриб географически, а также в исторической и политической ретроспективе всегда выглядел значимо.

В него входят североафриканские государства Марокко, Мавритания, Тунис, Алжир, Ливия и средиземноморские территории к западу от Египта. Магрибом зачастую на арабском языке продолжают именовать и государство Марокко. Сегодня эта страна отмечает один из главных праздников – День революции, провозглашение окончательной независимости и дату возвращения короля Мухаммеда V из изгнания.
Сегодня Марокко страна, которая избежала потрясений «арабской весны» и стремится сохранить в регионе стабильность. Государства Магриба объединяет не только историческое прошлое, язык и культура, но и особенности экономического и в определенной степени политического развития. В 1989 году Марокко, Мавритания, Тунис, Алжир и Ливия создали новое административно-политическое объединение – Союз Арабского Магриба. Марокко в нем был на особицу, что создавало видимые противоречия. Например, Мавритания и Алжир официально протестовали против включения территории Западной Сахары в состав Марокканского королевства.
А Ливия, руководимая Каддафи, постоянно стремилась доказать свое лидерство в организации.
Всё изменилось после арабских революций в Египте, Тунисе и Ливии. Теперь решение ливийской проблемы - незаживающая рана не только Магриба. Марокко практически сразу предложил свои услуги в качестве посредника в решении ливийского конфликта. Однако тут не обошлось без вмешательства «большого американского брата». США сами стремятся раздать роли по своему сценарию. А лучший способ этого достичь – вбить клин в отношения государств Магриба.
В июле этого года администрация США назвала полтора десятка приоритетных стран из числа тех, кто не входит в НАТО. В этот список вошло и Марокко. Однако одновременно главным стратегическим союзником в борьбе с международным терроризмом с выделением финансовой, военной помощи был объявлен... Тунис. Марокко дали понять, что США не устраивают его «нестабильный» внешнеполитический курс и спорные вопросы с соседями. С Испанией, например, по ряду островов, да и статус Западной Сахары в составе страны не все признают.
На самом же деле США больше всего не нравится желание марокканской власти вести свою внутреннюю и внешнюю политику. В частности, по проблеме той же Западной Сахары. Марокко согласен только на широкую автономию в составе своего королевства. Все остальные, в том числе и ООН, предлагали различные варианты перехода территории к независимости. И с помощью референдума тоже. Однако реально Запад и США ничего в этом плане не предпринимают, словно забыли о проблеме. Дошло до того, что в феврале этого года представители самопровозглашенной Сахарской Арабской Демократической Республики во время визита в Москву обратились за помощью и поддержкой к России. Впрочем, на мароккано-российских отношениях это практически не сказалось.
В апреле состоялся визит председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в Марокко по поводу расширения энергетического сотрудничества. Газпром взял на себя функции газификации (при том что поисками запасов газового шельфа Марокко занималась американская компания). Разрабатываются планы и по расширению туризма. Правда, сейчас это небезопасно, но когда это останавливало постсоветских туристов, прибывающих в Марокко ежегодно десятками тысяч... О перспективах российско-марокканского сотрудничества говорит и принципиальная договоренность на высшем уровне об официальном визите в Россию до конца нынешнего года короля Марокко Мухаммеда VI.
Вместе с тем надо отметить активное сотрудничество Марокко с Китаем. Растут связи страны и с Казахстаном, в стратегических планах - создание совместных международных транспортных проектов. Правда, для этого нужна стабильность. Мирное же будущее Магриба зависит от возможности консолидировать всех союзников (бывших и нынешних) в борьбе с радикальной террористической угрозой. Прежние противоречия здесь неминуемо должны отойти на второй план.
Нынешним центром переговорного процесса становится Марокко, где 21 августа должен состояться очередной раунд переговоров по «ливийской проблеме». Только вопрос: заставит ли этот факт биться «сердце Магриба» в унисон с другими частями его «тела»?
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета
дистанционного обучения КГПИ

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека Публикации ППС в СМИ В сердце Магриба…