Горький вкус кофейных зёрен
Костанайские новости, 2015 год, 9 апреля (№ 50), С. 11.
Йемен, страна, которая четыре века назад познакомила европейский мир со вкусом кофе, ныне, раздираемая политическими противоречиями, находится в крайней стадии гражданского противостояния и войны.
Более трех тысяч лет назад на территории современного Йемена начала складываться южно-аравийская цивилизация. Она была представлена рядом государств, одно из которых - Саба - упоминается в библейской истории. Территория Йемена в свое время входила в состав Арабского халифата, Османской империи. Нынешнее деление страны на северные и южные районы имеет отчасти историческое обоснование. В Северном Йемене с XVII века существовал самостоятельный имамат зей-дитов - умеренная шиитская секта, представители которой до сих пор живут в стране. В 70-е годы девятнадцатого века здесь была восстановлена турецкая власть.
Южный Йемен с 30-х годов того же 19 века входил в состав Британской колониальной империи. В начале XX века Северный Йемен получил автономию под знаменем зейдитского имамата. В 1962 году на его территории была провозглашена Йеменская Арабская Республика. Южный Йемен стал независимым в 1967 году, а в 1970-м получил официальное название Народная Демократическая Республика Йемен.
Следующие десять лет это политическое образование называли одним из главных в регионе адептов Советского Союза. В 1990 году север и юг объединились в единое государство - Йеменскую Республику.
Однако спокойствие в этой объединенной стране длилось не долго. Уже в 1994 году клановое деление страны на север и юг вновь привело к серьезным противоречиям и гражданской войне. Погибли или бежали сотни тысяч людей. Победу в той войне одержали северяне. По их инициативе в конституцию страны внесли поправки: появилось прямое президентское правление, а шариат стал единственным источником права.
Все последние годы Йемен оставался одним из беднейших государств Аравийского полуострова. Его экономика во многом зависит от нефтедобычи. Но ресурсы эти ограниченны. Поэтому ставку стали делать на газовые месторождения, на их разработку привлекались иностранные компании. Расчет главным образом был на финансовую помощь главной сверхдержавы. И это стало одним из факторов нестабильности общества.
Начиная с 2000 года США выделяли Йемену немалые деньги. Но не для того, чтобы поправить финансовое положение, а на борьбу с терроризмом, В итоге материальные трудности, высокий уровень безработицы, региональные и межклановые разборки привели страну к очередным социальным потрясениям.
Наиболее острым стало противостояние 2011-2012 годов. Большинство экспертов сошлись на том, что главная причина нестабильности - существование в стране ряда террористических организаций. Речь идет о ряде отделений «Аль-Каиды». Кроме того, проявилась экстремистская направленность оппозиции, которая стремится создать на территории Северного Йемена теократическое, а не светское государство.
То, что сегодня извне есть интерес к ситуации в Йемене, понятно. Благодаря своему географическому и геополитическому положению эта страна потенциально способна контролировать ход международной транспортировки энергоресурсов. В разрешении йеменского конфликта заинтересованы как сверхдержавы (США, Китай, Россия), так и большинство стран региона (Израиль, Саудовская Аравия, Иран). Но каждое из этих государств предлагает разные варианты решения конфликта: от моральной (и возможно материальной) поддержки оппозиционных сил (Иран) до реального вмешательства в конфликт (Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Судан). Надо отметить, что на этом фоне стороны конфликта обвиняли в поставках оружия в регион как США, так и Россию. Российская сторона такие обвинения решительно отвергла. И предложила проект резолюции Совета Безопасности ООН, который предусматривает введение регулярных гуманитарных пауз в бомбардировках Йемена.
Позиция США по Йемену не совсем прозрачна, но вполне ясна - оказать давление на давних союзников. Речь идет не о приостановке бомбардировок со стороны Саудовской Аравии, а о полном прекращении боевых действий, чтобы возобновить политический диалог между посредниками и противоборствующими сторонами. При этом поставки оружия в регион официальные американские власти не опровергают. Это вызывает неудовольствие со стороны Саудовской Аравии и ее союзников, яростно критикующих примиренческие настроения США в отношении Ирана. Иранская сторона, в свою очередь, не без удовольствия сообщает об исторической, культурной и политической близости страны с южноаравийскими государствами.
В итоге мы наблюдаем разрастание очередного регионального конфликта, который стремительно расшатывает как весь Ближневосточный регион, так и испытывает на прочность систему международной коллективной безопасности.
Следующие десять лет это политическое образование называли одним из главных в регионе адептов Советского Союза. В 1990 году север и юг объединились в единое государство - Йеменскую Республику.
Однако спокойствие в этой объединенной стране длилось не долго. Уже в 1994 году клановое деление страны на север и юг вновь привело к серьезным противоречиям и гражданской войне. Погибли или бежали сотни тысяч людей. Победу в той войне одержали северяне. По их инициативе в конституцию страны внесли поправки: появилось прямое президентское правление, а шариат стал единственным источником права.
Все последние годы Йемен оставался одним из беднейших государств Аравийского полуострова. Его экономика во многом зависит от нефтедобычи. Но ресурсы эти ограниченны. Поэтому ставку стали делать на газовые месторождения, на их разработку привлекались иностранные компании. Расчет главным образом был на финансовую помощь главной сверхдержавы. И это стало одним из факторов нестабильности общества.
Начиная с 2000 года США выделяли Йемену немалые деньги. Но не для того, чтобы поправить финансовое положение, а на борьбу с терроризмом, В итоге материальные трудности, высокий уровень безработицы, региональные и межклановые разборки привели страну к очередным социальным потрясениям.
Наиболее острым стало противостояние 2011-2012 годов. Большинство экспертов сошлись на том, что главная причина нестабильности - существование в стране ряда террористических организаций. Речь идет о ряде отделений «Аль-Каиды». Кроме того, проявилась экстремистская направленность оппозиции, которая стремится создать на территории Северного Йемена теократическое, а не светское государство.
То, что сегодня извне есть интерес к ситуации в Йемене, понятно. Благодаря своему географическому и геополитическому положению эта страна потенциально способна контролировать ход международной транспортировки энергоресурсов. В разрешении йеменского конфликта заинтересованы как сверхдержавы (США, Китай, Россия), так и большинство стран региона (Израиль, Саудовская Аравия, Иран). Но каждое из этих государств предлагает разные варианты решения конфликта: от моральной (и возможно материальной) поддержки оппозиционных сил (Иран) до реального вмешательства в конфликт (Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Судан). Надо отметить, что на этом фоне стороны конфликта обвиняли в поставках оружия в регион как США, так и Россию. Российская сторона такие обвинения решительно отвергла. И предложила проект резолюции Совета Безопасности ООН, который предусматривает введение регулярных гуманитарных пауз в бомбардировках Йемена.
Позиция США по Йемену не совсем прозрачна, но вполне ясна - оказать давление на давних союзников. Речь идет не о приостановке бомбардировок со стороны Саудовской Аравии, а о полном прекращении боевых действий, чтобы возобновить политический диалог между посредниками и противоборствующими сторонами. При этом поставки оружия в регион официальные американские власти не опровергают. Это вызывает неудовольствие со стороны Саудовской Аравии и ее союзников, яростно критикующих примиренческие настроения США в отношении Ирана. Иранская сторона, в свою очередь, не без удовольствия сообщает об исторической, культурной и политической близости страны с южноаравийскими государствами.
В итоге мы наблюдаем разрастание очередного регионального конфликта, который стремительно расшатывает как весь Ближневосточный регион, так и испытывает на прочность систему международной коллективной безопасности.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета
дистанционного обучения КГПИ
кандидат исторических наук,
декан факультета
дистанционного обучения КГПИ