Есть ли порох в пороховницах?

Костанайские новости, 2015 год, 19 марта (№ 42), С. 11.

В свое время немецкий политик Отто фон Бисмарк назвал Балканы пороховым погребом Европы. Это подтвердилось в период двух мировых войн и, конечно же, событиями в Югославии. Но сегодня именно Сербия имеет шанс стать миротворцем, снижающим напряжение в современной Европе.

В 90-е годы прошлого века на территории бывшей Югославии произошел крупнейший военный конфликт. В результате на карте континента появилось семь новых государств, в том числе Сербия, которая именно в марте вспоминает о печальных событиях своего недавнего прошлого.
Бомбардировки Югославии силами НАТО начались 24 марта 1999 года. Они унесли жизни около 2 тысяч мирных жителей и привели к нестабильности в регионе. В 2001 году боевики из Косово при попустительстве западных миротворческих сил вторглись в безмятежную Македонию. Эти события, по мнению многих политологов, окончательно раскололи югославскую государственность. Сначала в результате референдума независимость получила Черногория, затем суверенитет в одностороннем порядке провозгласило Косово. Процесс распада и сейчас воспринимается болезненно: «главный агрессор» в лице Сербского государства до сих пор не примирился с утратой Косово. Но стране приходится думать о будущем. Избранный в мае 2012 года президент страны Томислав Николич в очередной раз поставил задачу войти в Европейский союз. Однако эта перспектива пока остается туманной. На этом фоне главные критики Евросоюза из числа сербских патриотов настаивают на расширении экономических и политических контактов с постсоветским пространством. И даже поговаривают о возможности вступления Сербии в Евразийский экономический союз (что, скорее, из области фантастики).
Надо заметить, что практические шаги по взаимодействию с Россией Сербия уже сделала. На сентябрь 2015 года намечены совместные военные летно-тактические учения. То, что Евросоюз недавно заговорил о необходимости создания собственной армии, не является случайностью. Его беспокоит не только военная мощь России. Ему важно усилить давление на «неприсоединившихся» на европейской территории. Готова ли Сербия выдержать этот пресс, и не оказались ли нынешние контакты с российской властью очередной формой шантажа по отношению к Старой Европе? Вопрос открытый.
Меж тем от Сербии сегодня во многом зависит нормализация украинского конфликта. С 2015 года она в лице министра иностранных дел Ивицы Дачича председательствует в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Дачич -не новичок в политике. И для него укрепление югославянской и общеевропейской безопасности в рамках ОБСЕ - не пустой звук, поскольку сам он является уроженцем Косовского края. Сегодня Косово - это частично признанное государство. Интересно, что среди стран, признавших его, нет представителей постсоветского пространства, в том числе Украины.
В середине февраля Сербия открыто заявила о своем нежелании присоединяться к санкциям в отношении России. На этот демарш на днях Европейский парламент ответил ультиматумом, в котором призвал сербское политическое руководство привести свою внешнюю политику в соответствие с общеевропейской. Про-российские настроения со стороны Сербии не слишком нравятся и Украине, которая настаивает на замене миссии ОБСЕ на юго-востоке страны на постоянно действующие контингенты миротворцев ООН. Хотя главный аргумент Сербии из уст Ивицы Дачича выглядит обоснованно: «Благодаря имеющемуся у нас опыту, мы понимаем природу конфликта и важность своевременного достижения компромисса».
Сейчас значительная часть европейских политиков стремится извлечь для себя «очевидные уроки» из югославянского конфликта. На днях депутат Европарламента, бывший глава МИД Латвии Сандра Калниете заявила, что все события кровопролитной югославянской войны - следствие нерасторопности западных стран, не спешивших после объявления санкций Сербии (Союзной Республике Югославии) в 1992 году, предоставлять ее соседям тотальное вооружение. Подобная риторика направлена на то, чтобы «уберечь» Европу от повторения югославского сценария на Украине. Суждения сомнительные, но от этого не менее популярные среди части западного истеблишмента.
Сумеет ли Сербия в этих обстоятельствах достойно проявить себя на посту председателя ОБСЕ? Удастся ли стране, которая последние 20 лет с трудом выходила из политического и экономического кризиса, стать главной примиряющей стороной в не угасающих конфликтах современности? Пока это вопросы без ответов.
Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета дистанционного обучения КГПИ

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека Публикации ППС в СМИ Есть ли порох в пороховницах?