«Распутица» в стране утренней свежести…

Костанайские новости, 2017 год, 5 января (№ 1), С. 10. | ПОЛИТКОММЕНТАРИЙ

samarkin sergeyСразу после новогодних праздников прошли первые слушания в Конституционном совете Южной Кореи по поводу законности процедуры импичмента в отношении президента Пак Кын Хе. Сегодня ожидается их предварительный результат...

Прошедший год стал серьёзным испытанием для большинства ведущих политиков мира. В том числе и женской части истеблишмента.

Ушедшую с поста аргентинского президента Кристину Киршнер обвинили в коррупции, преступных сговорах и мошенничестве. Бразильского президента Дилму Руссеф парламентарии отправили в отставку незадолго до Олимпиады в Рио-де-Жанейро и окончательно подтвердили импичмент в последний день лета 2016 года. А 8 ноября американский избиратель предпочёл женщине-политику Клинтон бизнесмена-прагматика Трампа. Британцы сегодня на все лады обсуждают не только внешний вид нынешнего премьер-министра Терезы Мэй, но и постоянно напоминают ей о неизбежности запуска процедуры Brexit. Неустойчивость «общеевропейского дома», миграционный кризис и последний террористический акт в Германии всё больнее бьют по рейтингу канцлера Ангелы Меркель.

На фоне западных стран восточноазиатский регион всегда казался оплотом политической стабильности. Но с осени 2016 года начало изрядно лихорадить политическую систему Южной Кореи. С учётом ядерных провокаций северного соседа, сложностей в отношениях с Японией и Китаем это не добавляет региону безопасности как военно-политической, так и экономической.

Пак Кын Хе уверенно победила своих соперников, став в 2012 году первой женщиной-президентом Южной Кореи. Однако осенний скандал 2016 года настиг главу государства столь стремительно, что её внушительный рейтинг популярности с ноября по декабрь обвалился более чем в десять раз, достигнув всего 4 процентов. А ведь ещё в октябре Пак Кын Хе не без оснований рассчитывала продлить свой срок полномочий (сейчас это только пять лет), внеся изменения в конституцию страны. Главу государства обвинили не только в превышении полномочий и коррупции, но и «мистическо-шаманистском» влиянии на нее подруги детства, с которой она постоянно советовалась. Политики назвали это «синдромом Распутина» в южнокорейской власти.

Чем может грозить положительное решение Конституционного совета по импичменту президента? Оно скажется как на всей политической системе страны,так и личной судьбе Пак Кын Хе. Подобные прецеденты для Южной Кореи – не новость. Так, первый демократически избранный президент Ро Дэ У впоследствии был обвинён в коррупции и измене, его надолго посадили.

Судьба экс-президента Но Мун Хёна оказалась ещё более трагичной. Сначала против него, как действующего главы государства, была начата процедура импичмента. Конституционный совет не признал законность отстранения от власти. Новые обвинения, теперь уже в получении многомиллионных взяток, настигли Но Мун Хёна в 2009 году. Итог – самоубийство и серьёзный политический кризис в стране.

Сегодняшний кризис власти отнюдь не случаен. Спад в экономике, непродуманность управленческих решений, рекордный уровень молодёжной безработицы. Страна ждёт реальных перемен. С середины декабря прошлого года в Сеуле начались массовые столкновения между противниками и сторонниками президента. Противников – в разы больше.

Ещё до начала импичмента правящая партия предложила компромиссный вариант с уходом Пак с поста президента в апреле 2017 года. Теперь все зависит от решения Конституционного совета. При удачном стечении обстоятельств уже к весне нынешнего года страна может определиться с проведением досрочных президентских выборов. При плохом – кризис продлится до конца года.

Кто, кроме лидеров оппозиции, может рассчитывать на успех в новой избирательной кампании? На первый план в правящей партии выходит фигура самого известного корейского политика Пан Ги Муна. Его полномочия на посту Генерального Секретаря ООН истекли к концу 2016 года. Южнокорейский политический истеблишмент рассчитывает на его авторитет. Отстаивавший в ООН либеральные принципы Пан Ги Мун при этом вынужден будет перейти к «охранительству» – защите существующего положения дел во власти. Это значит еще более жёсткий экономический курс, усиление давления на Северную Корею и военное сближение с США. Оппозиция же настаивает на усилении диалога с Китаем и Японией.

Несколько лет назад ряд международных рейтинговых агентств прогнозировал, что Южная Корея к 2018 году должна войти в число ведущих экономик мира. Прогнозы пока не оправдываются. Причины этого видятся, в том числе в политической нестабильности. Преодоление «политической распутицы» в Южной Корее наверняка позволит и Казахстану получить прямые политические и экономические дивиденды. Хотя в последнее время уровень экономического взаимодействия, в том числе и по объективным причинам, заметно снижается.

Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета дополнительного
образования КГПИ

 

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека Публикации ППС в СМИ «Распутица» в стране утренней свежести…