Одно дело лучше тысячи слов…

Костанайские новости, 2016 год, 8 декабря (№ 137), С. 14. | ПОЛИТКОММЕНТАРИЙ

samarkin sergey

Решение экономических и политических проблем Мексики во многом зависит от ближайших перспектив развития Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA) и политики нового американского руководства. У Казахстана с Мексикой – свои отношения.

Избранный американский президент Дональд Трамп еще во время своей предвыборной кампании безапелляционно заявил о необходимости сооружения стены вдоль мексиканской границы. Объясняется это просто: он пообещал всячески защищать внутренний рынок. На тот момент подобное высказывание выглядело радикально. Оно вызвало волну возмущений со стороны мексиканцев и даже самих американцев, которые уверены: только запретительными актами снизить миграционный поток и наркотрафик невозможно.

Удивительно, но нынешний президент Мексики Энрике Пенья Ньето оказался готовым к подобному «диалогу». Уже 31 августа 2016 года он принял кандидата-республиканца. Однако оправданий от того не последовало, что вызвало негодование многих. Оно и понятно: сотни тысяч мексиканцев в поисках лучшей жизни по-прежнему стремятся проникнуть в США. Несмотря на то что в 1994 году, после вступления в силу договора о создании Североамериканской зоны свободной торговли, в приграничной зоне было создано много совместных производств. Но это, с одной стороны, создало новые рабочие места. С другой – увеличило зависимость Мексики от американской экономики. Ведь подавляющая часть продукции мексиканских заводов экспортируется на рынок США.

«Гнев на милость» мексиканцы условно сменили после победы Трампа на выборах. Отношения с ним теперь воспринимаются как возможность выстроить с новым американским политическим руководством конструктивные отношения, не замалчивая конкретных проблем. Об этом в конце ноября прямо объявил министр иностранных дел Мексики. Речь шла как о защите соотечественников-мексиканцев, так и о перспективах экономической интеграции. При этом давление США в стиле «политика большой дубинки» никуда не делось. Более того, можно сказать, оно усилилось.

Одновременно с этим отчетливо проявился кризис мексиканской политической власти. В феврале 2017 года Мексиканская федерация отметит столетие действующей конституции, согласно которой исполнительная власть находится в руках президента, избираемого на 6 лет без права переизбрания. Единственный тур выборов предполагает победу кандидата, набравшего наибольшее число голосов. Параллельно переизбирается и состав Конгресса. Очередные президентские и парламентские выборы в Мексике состоятся в 2018 году. Однако очевидно: такая регулярная смена власти – идеал прошлого. И он не всегда способствует стабильности политического и экономического курса, что проявляется в последние годы.

Для Мексики характерно и наличие особого «революционного духа», в частности, в лице левых радикальных партий и движений антиглобалистского толка. Противники интеграционных процессов обозначились в стране задолго до создания Североамериканской зоны свободной торговли. В том же 1994 году, одновременно с подписанием соглашения, начались вооружённые выступления сапатистов (леворадикальное движение, названное в честь лидера Мексиканской революции начала XX века Э. Сапаты). Президентские выборы 2006 года, на которых победил консервативный кандидат, вылились в социальные протесты, названные по аналогии с «цветными революциями» – «революцией кактусов».

Политический кризис обозначил и экономические проблемы. Среди них –  безработица и коррупция, нищета и излишняя урбанизация, мафия и рост теневой экономики. Еще одна проблема – сырьевая. Мексика, как один из ведущих американских экспортеров нефти, напрямую заинтересована в стабилизации цен на «чёрное золото». Чего, как известно, пока нет.

Надо сказать, что перспективы дальнейшей североамериканской интеграции для Мексики выглядят туманно. На днях страна открыто заявила о готовности начать переговоры о будущем NAFTA. Ведь для Мексики возможный выход США из объединения может означать потерю миллионов рабочих мест. А Дональд Трамп уже начал политику защиты американского производителя любыми средствами. Ответ – за мексиканцами, не случайно, самый богатый человек Мексики медиамагнат Карлос Слим заявил о необходимости скорейшего укрепления внутреннего рынка страны.

Что касается отношений Казахстана и Мексики, то в последние годы они вышли на принципиально новый уровень. В сентябре 2014 года эту американскую державу посетил министр иностранных дел республики Ерлан Идрисов. Обоюдный интерес к сотрудничеству обозначен несколькими направлениями: образование, аграрный и сырьевой секторы экономики, межпарламентский диалог. Во время визита обсуждался вопрос о безъядерной зоне в районе Сообщества Латиноамериканских и Карибских государств. Мексика, как один из лидеров экономики Западного полушария, по объективным данным, способна в ближайшие десятилетия войти в десятку ведущих экономик мира. И она – второй поеле Бразилии экономический партнер Казахстана в Латиноамериканском регионе. Отметим также, что Мексика поддержала кандидатуру Казахстана в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы. А, как говорится в известной мексиканской пословице, «одно дело лучше тысячи слов...»

Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета дополнительного
образования КГПИ

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека Публикации ППС в СМИ Одно дело лучше тысячи слов…