«Стопроцентно никто не бывает прав»
Костанайские новости, 2017 год, 8 июня (№ 64), С. 11. | ПОЛИТИКА с Людмилой Фефеловой
Еркин Абиль, ректор Костанайского государственного педагогического института, доктор исторических наук
– Еркин Аманжолович, в книге «Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы» Бжезинский называет Евразию для США «главным геополитическим призом». Как к этому относиться?
– Как к любому другому исследованию. Если брать в расчет то, что у Бжезинского очень много последователей, то и эта его теория сформировалась не на пустом месте. Нельзя говорить о каких-то ее однозначных ошибках или совпадениях за основу брались разные параметры и оценки. Мы можем не соглашаться по каким-то моментам, потому обращаем внимание на другие данные и нюансы. Но любое исследование имеет цель и выводы. Критики могут опираться на свои убеждения, взгляды, позиции, но это не дает им полного основания говорить, прав Бжезинский или ошибался. Например, по ЕАЭС он правильно обозначил проблемы. А то, что не учел, к примеру, нюансы нашей истории, цели наших лидеров и народов, то, во-первых, стопроцентно никто не бывает прав. А во-вторых, время покажет, кто прав.
– Центральная Азия занимает определенное место на «шахматной доске» Бжезинского в контексте американских интересов. Нам соглашаться с его предначертаниями или попытаться их опровергнуть?
– Я думаю, что «опровергнуть» – неподходящее слово. Нам надо учитывать выводы этого исследования, чего бы они не касались. Надо корректировать стратегию Евразийского союза, не только опираясь на позитивные идеи участников этого объединения, и тех, кто его одобряет, но и реагируя на отрицательные оценки и прогнозы. Мы можем не соглашаться с Бжезинским, но не призна вать его сильных качеств, а о сбывшихся надежд, нельзя.
– Бжезинский рисовал будущее, какого хотелось лично ему. Например, на Западе Евразии он видел гегемоном Францию. Может быть, потому, что ему, как этническому поляку, Германия не так была мила...
– А вы с этим не согласны? Я сужу хотя бы по работе Французского центра в Костанае. У нас, педагогического института, с французской стороной плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество. Центр много полезного дал нашим студентам и преподавателям. Здесь нет явной политики, но есть «мягкая сила», которая становится все более доминирующей в отношениях между государствами. О Бжезинском не раз говорили, что главное его открытие – это принцип «мягкой силы». Это касалось воздействия Америки на Европу в плане экономического и культурного примера США. И европейские государства, как мы видим, хотят и могут действовать так же. И это нельзя считать неправильным. Но в какой мере мы это должны принимать, зависит от нас самих. Сколько лет история отведет ЕАЭС, решают не только прогнозы Бжезинского.
– С его уходом могут ли измениться базовые принципы в США?
– Ни с уходом Бжезинского, ни с приходом Трампа политика и базовые принципы в США не изменятся.