«Слон» в посудной лавке, или Благими намерениями...»

Костанайские новости, 2017 год, 14 декабря (№ 139), С. 11. | ПОЛИТИКА

samarkin sergey

Последние официальные заявления американского президента-республиканца по ближневосточному вопросу не только стали серьезной угрозой для внешней политики этой страны, но и вызвали политический ажиотаж внутри нее.

Проблема Иерусалима – одна из древнейших в мировой истории. Сегодня в результате авантюрных действий американского президента Дональда Трампа, заявившего об официальном признании города столицей Израиля, ближневосточный вопрос может выйти за рамки регионального, превратившись в глобальный конфликт.

В современной истории уже почти семь десятилетий арабо-израильский мир не может определиться с политическим статусом этой религиозной колыбели человечества. Еще в ходе арабо-израильской войны 1948-1949 годов Иерусалим был разделен на две части: восточную в составе Иордании и западную в составе Израиля. Но в 1950 году вопреки решениям ООН еврейское правительство определило город как самостоятельную административную единицу, формально объявив Западный Иерусалим столицей государства. С этих пор в городе заседает парламент и правительство. Однако и этого Израилю оказалось недостаточно. В ходе очередной войны он захватил и восточную часть города, провозгласив его «единой и неделимой столицей Израиля». Естественно, такое положение не устраивало арабский мир, любыми средствами стремившийся вернуть Иерусалим.

В конце 70-х годов прошлого века именно США стали инициатором Кэмп-Дэвидских переговоров об ограниченном самоуправлении палестинцами Западного берега реки Иордан и Сектора Газа. В 1979 году был подписан мирный договор, по итогам которого американский президент Дж. Картер даже получил Нобелевскую премию мира. И хотя конфронтация не спадала, диалог продолжался. В 1993 году Израиль и Организация Освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом подписали в Осло Декларацию о принципах урегулирования и ограниченного самоуправления палестинцев. Казалось, окончательное решение проблемы не за горами. Однако в октябре 2000 года из-за несовпадения позиций по вопросу раздела и статуса Иерусалима мирный процесс вновь был сорван. Началась очередная интифада, движение, которое поставило целью уничтожить Израиль как государство. Это привело к тысячам жертв с обеих сторон.

США никогда не поддерживали арабский мир. Признание Израилем Иерусалима своей столицей случилось еще при Билле Клинтоне. Однако ни он, ни его преемники так и не решились узаконить это решение. Такое намерение появилось в предвыборной программе Дональда Трампа. И оно могло так и остаться обещанием, если бы не исключительное внутриполитическое давление на главного «слона»-республиканца. Похоже, что, стремясь ослабить это давление и «отыграться» на внешнеполитической арене, президент объявил о переносе американского посольства в Израиле в Иерусалим. При этом Трамп, считая свои решения исключительно правильными, усугубляет ситуацию в отношениях и с внутренними оппонентами, и с внешнеполитическими союзниками. В первом случае действия Трампа можно воспринять как желание уколоть соперницу по избирательной гонке Хиллари Клинтон, которой ближневосточная проблема набила оскомину еще со времен президентства ее супруга Билла Клинтона. Он как будто пытается доказать, что год назад американцы сделали правильный выбор.

Расчет был сделан и на то, что определенная часть американского общества чутко реагирует на любые проявления антисемитизма. В свое время неосторожные действия Хиллари чуть не стоили ей поста сенатора от Нью-Йорка. В 1999 году Клинтон приезжала в Палестину и встречалась с Сухой Арафат, супругой Ясира Арафата. В ходе беседы Суха заявила, что из-за отравляющих газов, которые Израиль якобы применяет против палестинцев, увеличилось число онкозаболеваний у детей. Хиллари уклонилась от разговора на эту тему, но на прощание первые леди обнялись и расцеловались. Для политической карьеры Клинтон этот поступок чуть не стал роковым. В 2000 году на вопросы журналистов о том, как она могла обняться с женщиной, фактически сравнившей израильтян с военными преступниками, Хиллари отвечала, что «не была уверена в правильности перевода слов госпожи Арафат». В более поздних интервью ей тоже постоянно приходилось оправдываться: «...я получила хороший урок о тех опасностях, которые представляли собою мои попытки совмещать деятельность на международной арене с внутриполитической борьбой...».

Но надо заметить: критика бывшего оппонента Трампу совсем не удается. В среде американского истеблишмента все больше политиков, считающих, что на фоне острого проявления ближневосточного конфликта американские действия выглядят провокационно и опрометчиво. Ведь, приняв позицию одной стороны, США исключают себя из числа посредников в разрешении арабо-израильского конфликта.

Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета дополнительного и
дистанционного образования КГПИ

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека Публикации ППС в СМИ «Слон» в посудной лавке, или Благими намерениями...»