Как воспитать патриота?

Костанай-АГРО, 2017 год, 23 ноября (№ 45), С. 6. | Высокая духовность

Светлана НАЗАРОВА

На эту темы рассуждает кандидат политических наук, доцент КГПИ Светлана НАЗАРОВА.

– Есть такие периоды в развитии общества, когда основами мировоззрения становятся идеи, обращенные к Отечеству, когда политические взгляды имеют значение для личности лишь в том случае, если они связаны с патриотизмом. К такому времени относятся эпохи национального испытания, «рождения и становления новых государств», переломных этапов в их политической жизни. Именно тогда идет смена ценностных ориентиров, меняется социальное положение и интересы всех слоев населения, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются основные силы общества. Такой подход позволяет по-новому оценить роль патриотизма как консолидирующего начала в сложных, противоречивых и неоднозначных процессах, вызванных продолжающейся модернизацией всей системы общественных отношений в нашей республике, – считает Светлана Назарова.

Становление суверенного Казахстана сопровождалось изменениями во всех сферах – экономике, политике, социальной и духовной сферах. Они не могли не вызвать изменения в сознании людей. Это было связано с утратойстарых ценностей и установок – это кризис мировоззрения. В результате в какой-то момент патриотическое созание в обществе приобрело неустойчивый, аморфный и неопределенный характер. Наиболее сильно возникший нравственно-идеологический вакуум сказался, безусловно, на молодежи как наименее защищенной и самой подверженной такого рода идеям части населения. В этих условиях патриотическое воспитание казахстанцев, формирование у них активной гражданской позиции и осознание ими ответственности за свое будущее и будущее своей страны становится важнейшей задачей всего общества, – отмечает ученый.

– Светлана Викторовна, часто мы используем термин патриотизма и гражданственности как синонимы. Так ли это?

– Патриотизм и гражданственность – самые важные характеристики отношения государства и человека в современном мире. Они становятся основой формирования мировоззрения гражданина.

Среди важнейших мировоззренческих принципов часто называют патриотизм (любовь к Родине, преданность Отечеству, забота о его процветании) и гражданственность (ощущение себя полноправным членом политического сообщества и готовность активно действовать для его процветания). Между этими понятиями существует сходство – положительное отношение к своей стране и желание быть ей полезным, эти чувства используются обществом для защиты от внешней агрессии. Вместе с тем они отличаются друг от друга: гражданственность является более осознанным чувством и подразумевает наличие определенных действий человека, кроме того, патриотизм не зависит от способа управления государством, а гражданственность характерна только для демократии.

– Почему важно воспитывать патриотизм именно у молодого поколения?

– Важно по нескольким причинам. Во-первых, идет развитие процессов демократизации общества, также деполитизацией системы образования, увеличением потока информации и сложностью преобразований, происходящих в обществе. Поэтому патриотизм стал важной характеристикой взаимоотношений с Родиной и Отечеством.

Как сложный феномен, патриотизм может рассматриваться в различных аспектах. В философском аспекте патриотизм представляет общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества наличием «естественных» основ. Данные характеристики отражают инвариантную (Родина) и вариативную (Отечество) составляющие понятия «патриотизм».

В политическом аспекте идея патриотического воспитания, ее актуальная необходимость признаются во всяком государстве и являются одним из главных направлений воспитания. Патриотизм (греч. pathris – отечество) – нравственный и политический принцип, внутренне присущий гражданину. Это глубоко социальное чувство, стержнем которого является любовь к Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем. Это стремление защищать интересы Казахстана как внутри страны, так и за его пределами. Интересным представляется следующее мотивационное обоснование: патриотизм, понимаемый как любовь к Родине, как гражданская ответственность за ее судьбу, можно формировать разными способами, в том числе через изучение истории страны, ее великих и трагических страниц. Его основой может стать также изучение жизни великих личностей, составляющих гордость страны.

В каких сферах может проявляться воспитание патриотизма?

– Есть два уровня, две сферы воспитания патриотизма в национально-этническом понимании – казахского, русского, украинского, немецкого и любого другого народа. Что включает национально-этнический патриотизм? Это возможность и создание условий для развития родного языка, культуры, традиций и осуществление связей со
своей исторической Родиной, понимание религии, обычаев, уклада и образа жизни. При
этом отправление культовых обрядов и праздников не должны наносить вред, оскорбление другим народам, а обогащать всех в культурном плане. Так, в Казахстане создана и активно действует Ассамблея народа Казахстана, разные этнические
объединения осуществляют большую культурно-воспитательную и организационно-политическую работу.

В национально-государственном понимании личность должна идентифицировать и консолидировать себя с гражданских позиций, т.е. реализовать себя, свои таланты и способности как представитель гражданского общества, обладая всеми конституционными правами и свободами гражданина РК. Нести ответственность за дела правового государства. Нам не следует забывать истину о том, если человек проживает за пределами своей исторической Родины, то его патриотические чувства испытывают раздвоение. Он в равной мере переживает за состояние дел во вновь обретенной Родине и за международный авторитет своей исторической Родины.

Патриотизм обеспечивает в том числе межнациональное согласие, дружбу, дальнейшую консолидацию гражданского общества...

...несомненно, причем на базе конституционных прав, равенства, свобод, ответственности и законопослушности. Этому способствует взвешенная внутренняя и внешняя политика государства, проводимая Президентом РК Н. Назарбаевым. Задача решается традиционной практикой совместного проживания, терпимости и сотрудничества многих народов Казахстана.

Поэтому проблема воспитания казахстанского патриотизма требует постоянного внимания и умелой коррекции самочувствия и гражданской воспитанности граждан, готовности защищать свою Родину, гордиться ее достижениями. Потребность вносить свой вклад, радоваться жизни и становиться гармонично развитой личностью, вести здоровый образ жизни – наш гражданский долг. Воспитание патриотизма – задача всенародная, государственная.

На сегодняшний день немаловажное значение в воспитании патриотизма в эмоциональном плане придается уважительному отношению к нашим государственным символам. Именно мифы и легенды, положенные в основу Герба и Флага Республики Казахстан, несут миру и нам историческую информацию о жизни и стремлениях казахского народа на основе форм художественной стилизации. Особую роль играет ритуал их правильного восприятия, т.е. стоя приветствовать появление в общественных местах, торжествах Президента РК, членов Правительства, национальных героев и почетных гостей.

Сергей ИСМАИЛОВ

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека Публикации ППС в СМИ Как воспитать патриота?