Модернизация сознания педагога как необходимое условие результативного функционирования системы образования
Наш Костанай, 2017 год, 14 декабря (№ 99), С. 18.
Идеи Нурсултана Назарбаева, изложенные в его статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», отвечают вызовам современности, это программа перспективы страны и каждого ее гражданина.
Особенно актуальны эти идеи для педагогов, чья деятельность напрямую связана с формированием будущего гражданина страны.
Президентом справедливо отмечается, что «Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе». Преемственность в развитии обозначена Президентом, как важнейший принцип проведения модернизации, и это означает, что лучшие достижения системы образования могут служить фундаментов для ее дальнейшего развития.
Наша задача сегодня состоит не в том, чтобы строить взаимоотношения со студентами с позиции авторитета, мы должны быть гибкими в восприятии жизни, построении учебного процесса, выстраивании системы коммуникации. Нуждаются в переоценке и сама система знаний.
Важно понять, что целью обновленного образования становится подготовка человека к жизни в современных условиях изменчивости и нестабильности на основе освоенных практических способов деятельности по преобразованию действительности.
Первая задача педагога – уйти от традиционной системы подачи учебного материала в готовом виде. Предполагается более проблемная постановка вопроса, обозначение основных направлений в изучении данной проблемы. Основная деятельность студента должна выстраиваться им самостоятельно, педагог же может помочь в поиске, организуя рефлексивную деятельность. Знания должны добываться опытным путем, через конкретную работу с текстами произведений, учебной и научной литературой, выполнение творческих заданий.
Вторая задача – включение студентов в исследовательскую деятельность ужу на первом курсе путем организации проблемных групп. Микротемы, предложенные для разработки, должны носить актуальный характер и учитывать этно-культурный компонент. Это позволит одновременно с расширением научного кругозора сформировать уважительное отношение к культуре родного края, а через это повлиять на формирование самосознания студента. Человек в современном мире должен иметь активную четко выраженную позицию, быть в социуме, понимать свое место в мире.
При организации научных исследований следует помнить о приоритетах, обозначенных в программной статье Президента Н.А.Назарбаева. От узкоспециальных тем, интересных узкому кругу исследователей, мы должны перейти к изучению проблем значимых для современного общества, переживающего кардинальные перемены. Не наука, сама по себе, а исследование, полезное для практической деятельности студента - будущего педагога, должно стать приоритетным.
Учитель сегодня, не только знающий человек, но и умеющий оценить многообразие мира, его изменчивость, выделить главное, акцентировать свое внимание на ключевых позициях, применить знания на практике и использовать их в организации воспитательного процесса.
Н. Назарбаев подчеркнул, что обществу очень важен патриотический настрой. На мой взгляд, патриотизм начинается с любви к своей малой родине, культуре своих соотечественников.
Очевидно, что изменения в нашем сознании должны касаться вопросов связи с современным состоянием общества, расширения общекультурного кругозора, формирования креативности мышления.
Понимание этого является важным этапом на пути совершенствования себя, а без этого профессия педагога невозможна.
Т.Р.Пчелкина, канд.филол.наук,
зав.кафедрой русского языка и литературы КГПИ