Пришла не одна, а уходить не всем хочется...

Костанайские новости, 2018 год, 22 ноября (№ 130), С. 11.| ПОЛИТКОММЕНТАРИЙ

samarkin sergey

В конце недели пройдет очередной саммит Евросоюза, на котором будут решаться вопросы Brexit и дальнейшая судьба британских заморских владений в ЕС.

Кроме общеизвестных непосредственно Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии в состав нынешней Великобритании входят еще 14 заморских территорий. Все они имеют статус колониальных владений короны. Но не все высказались за выход из ЕС. Интересно, что когда Великобритания в 60-х годах прошлого века стремилась попасть в «Общий рынок», одним из препятствий были именно ее заморские территории, которые имели более низкий уровень экономического развития. Тогда этот вопрос разрешился, а сейчас эти территории снова стали барьером. На этот раз – по выходу страны из Евросоюза.

Сегодня вопросы несамоу-правляемых территорий находятся под контролем ООН. Согласно ее резолюциям народы малых островов и территорий могут провозгласить независимость или найти наиболее приемлемую форму отношений с государством, которое им управляет. Этим правом активно пользуются малые колониальные владения некогда величайших империй. Так, в начале ноября была неудачная попытка с помощью референдума признать независимость французского владения в Тихом океане – Новой Каледонии. Но подобные референдумы выглядят сегодня как особая форма давления на метрополии. Хотя Франция уже заявила, что признает любой исход нынешнего и предстоящих референдумов о независимости.

За последние семь десятилетий число несамоуправляемых территорий сократилось в несколько раз. Большая часть оставшихся относится к британской короне. Среди на-иболее известных – Гибралтар, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Фольклендские острова, остров Святой Елены. Статус Гибралтара, например, активно оспаривается с 60-х годов прошлого века. Однако референдумы ничего не дают. Зато позиции Гибралтара в системе Евросоюза только укрепляются. С 2004 года жители полуострова участвуют в выборах в Европейский парламент. А на референдуме 2016 года по выходу из ЕС 96% гибралтарцев проголосовали против выхода и из метрополии, и из союза.

Отметим, что противниками выхода из Евросоюза были и 62% жителей Шотландии. Первый министр правительства Шотландии Никола Стерджен на днях заявил, что референдум по независимости территории вновь может быть проведен в конце 2018 – начале 2019 года. И если попытка будет успешной, Шотландия из Евросоюза не выйдет.

Северная Ирландия также проголосовала против Brexit. Евросоюз теперь пытается воспользоваться этим. Так, министр иностранных дел ЕС Мишель Барнье предложил план создания на границе с Ирландией контрольно-пропускных пунктов и единого таможенного пространства. Эта идея категорически не понравилась премьер-министру Великобритании Терезе Мэй. Но мнению экспертов, экономическая интеграция будет способствовать интеграции политической, а также возможному объединению Ирландии в единое целое. Итак, Северная Ирландия, Шотландия и заморские владения – главные внутренние противники Brexit. При этом политическое руководство страны заявляет, что Великобритания неминуемо завершит процедуру. 25 ноября состоится саммит стран Евросоюза, на котором определятся этапы Brexit. Британское руководство называет датой выхода 29 марта 2019 года. Но, скорее всего, реально это состоится не ранее 2022 года. За основу в таких прогнозах эксперты и заинтересованные стороны берут дату очередных парламентских выборов в Великобритании. Для ЕС проблема перехода важна и по финансовым соображениям. Его волнуют размеры взносов, которые продолжает выплачивать Туманный Альбион.

Большинство заморских территорий уже давно попали в программы финансовой поддержки ЕС. Допустим, Европейский фонд развития был главным инструментом помощи в развитии туристской сферы Карибского бассейна. В том числе и потому они препятствуют выходу британской короны из Европейского союза. В течение последнего года заморские территории Великобритании постоянно подливали масла в огонь. Бермудские острова настаивали на свободном передвижении по Евросоюзу его жителей, Британские Виргинские острова – на сохранении безвизового режима с ЕС, Фолькленды – на стабилизации тарифов, льгот и квот. Получается, что Великобритания привела в
единую Европу вынужденных соседей, а те теперь не особо хотят отказываться от стабильности и материального благополучия. Это их право.

Сергей САМАРКИН,
кандидат исторических наук,
декан факультета дополнительного и
дистанционного образования КГПУ

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Библиотека Публикации ППС в СМИ Пришла не одна, а уходить не всем хочется...