Мир усложняется. А значит, и наше прибывание в нём»
Костанайские новости, 2019 год, 21 февраля (№ 22), С. 8. | СОБЕСЕДНИК «КН»
Сегодня международный день родного языка. Он учрежден ООН 19 лет назад. За эти годы стали ли мы грамотнее? Какое место занимает чтение в жизни современного человека? Об этом говорим с кандидатом филологических наук, ассоциированным профессором Татьяной ПЧЁЛКИНОЙ.
Мало знать правила
– Татьяна Ростиславовна, сегодняшняя дата напоминает прежде всего о сохранении языка. Но есть ли в этом такая необходимость сегодня, в 21 веке?
– Есть. Потому что эта проблема была, есть и будет. Не все владеют красивым, грамотным, нормированным языком. Это касается и казахского, и русского языков. Во-первых, не каждому от природы дана языковая интуиция. Учить правила еще не значит быть грамотным. Во-вторых, я всегда буду убеждена, что для того, чтобы владеть всем богатством языка, нужно много читать. К сожалению, никакие слова и убеждения здесь не помогут. Увлекать чтением ребенка нужно с раннего детства. Показывать, что благодаря книге он приобретет опыт общения и выстраивания отношений.
В жизни мы не всегда проходим через ситуации, которые описывает автор. То, как поступает герой, как выходит из разных проблем, учит нас жизни. Если выбирать хорошие книги, то человек будет испытывать потребность читать ради удовольствия. А литература выполняет огромную языкотворческую функцию. Читая Тургенева, наблюдаешь за его стилем и вольно или невольно перенимаешь его. Читая Чехова, учишься сжатости и емкости. Ироничности, заметить которую можно только лишь в подтексте. Философская глубина Льва Толстого также очень многому научит своего читателя.
– А если этой любви с детства не привили, а ты уже взрослый?
– Тут зависит от того, в чем человек испытывает потребность. Если он не чувствует, что ему необходимо в чем-то поработать над собой, то у него и не возникнет мысли «как начать читать». У нас сейчас есть тенденция, что люди хотят заниматься самосовершенствованием. Не так давно ко мне обратился достаточно успешный бизнесмен. Он прекрасно владеет казахским языком, очень грамотный и глубокий человек. Почувствовал необходимость позаниматься русским языком для двуязычных публичных выступлений. Другой пример – к нам на кафедру позвонил сотрудник суда. Составляя документ и выступая публично, ему нужно делать это грамотно, выразительно и интересно. Не искажать факты и выделять важную информацию. Это искусство, которым владеет даже не каждый педагог.
– Вы упомянули о тенденции самосовершенствоваться. Как считаете, почему сегодня так популярно самообразование?
– Думаю, все дело в высокой конкуренции во всех сферах.
Человек наблюдает за другими и соотносит то, насколько он уверенно себя чувствует
в тех или иных ситуациях, с успехами других. Мир усложняется. А значит, и наше пребывание в нем. Это хороший процесс, благодатный. Человек находится в постоянном совершенствовании себя, больше работать над собой сегодня должен и педагог в школе, и работник любой государственной структуры. Мне как преподавателю сегодня нужно не только знать литературу и язык, свои профильные сферы, но и хорошо разбираться в тенденциях образования в западных странах, достойно владеть историей и ориентироваться в нюансах и тонкостях ораторства. Последнее, кстати, очень важный момент. Мы скоро будем готовить команду учащихся школ на республиканскую олимпиаду. Среди заданий по русскому и казахскому языкам – ораторское выступление. Потому что сегодня мало знать правила и уметь воспользоваться ими. Нужно показать, как ты пользуешься языком на практике. Как можешь презентовать Как можешь презентовать себя и свою начитанность.
Читай!
– Говорит ли это о том, что сегодня устная речь становится гораздо важнее письменной?
– Эти понятия нельзя разделять. Если человек грамотно говорит, то и на письме это будет отражаться. Другое дело, что письменная речь не всем и не каждому необходима в повседневной жизни. Например, для студента-филолога это область профессиональной деятельности. Для продавца в магазине, возможно, не так важно знание орфографии и пунктуации. И я повторюсь, что первое, что я советую сделать всем, кто считает, что ему необходимо поработать над своей речью, читать. Если хочешь работать над стилем – читай классику. Если чувствуешь, что трудно выражать свои мысли – читай классику. Понимаешь, что твой мыслительный процесс строится по выработанным схемам, а хочется креативности? Читай современную литературу. Главное – читай!
Чтение заставляет думать, а человек думающий – интересный человек. Он будет выражать свои мысли более правильно и интересно. В любой форме. И я всегда говорю студентам, что при выборе книг для чтения нужно соблюдать паритет. Классика не может быть панацеей. Современная литература заставляет размышлять над проблемами, которые есть в нашем обществе сегодня.
– Кого из современных авторов считаете необходимым читать?
– Я бы очень хотела, чтобы мы больше читали казахстанских авторов, незаслуженно обделенных вниманием и недооцененных. Со студентами мы недавно знакомились с книгой «Хардкор» журналиста Зары Исеноман. Она написана от лица молодого человека, страдающего наркотической зависимостью. И у нас возник вопрос: надо ли писать о таких вещах? Кто-то сказал, что нет. Но большинство все-таки сошлись во мнении, что нужно. Потому что книга написана так, что автор не пропагандирует вредные привычки. Наоборот, призывает нас обратить внимание на то, что происходит с теми, кто рядом. Очень интересный прозаик Илья Одегов, поэт Надежда Чернова. Сейчас мои студенты пишут научные работы по творчеству Шухова, Черногольцевой. Я считаю очень важным поддерживать наших отечественных авторов.
Ошибки есть у каждого
– И на русском, и на казахском языках сейчас очень популярна акция «Тотальный диктант». Как способ проверить себя и обратить внимание на ошибки. Вы считаете это эффективным?
– Настороженно отношусь к слову «тотальный». Из-за того, что оно слишком категоричное. Но считаю, что само явление диктанта, благодаря которому люди не
стесняются проверить свои знания – отличная тенденция. Те, кто проходит диктант, получают информацию о своем уровне и понимают, надо ли что-то исправить. И это очень хорошо. Главное, чтобы человек не боялся делать ошибки и понимал, что они есть у каждого, надо просто над ними работать. Например, я не боюсь рассказать студентам о трудностях, через которые сама проходила. Я владела языком на достаточно хорошем уровне, но предметы исторического цикла давались нелегко. Сдавать их на пятерки помогала только кропотливая работа. Поэтому очень важно объективно оценивать себя. Понимать, над чем нужно работать и что развивать.
Добраться до острова...
– Можно ли взрослому человеку с нуля выучить язык, на котором он никогда не говорил? Или упущенный в детстве момент – навсегда упущенный?
– У нас недавно был выпуск группы, где училось множество ребят, приехавших из южных регионов. Конечно, они сначала с большим трудом выражали свои мысли и
просто боялись говорить по-русски. В большей степени просто молчали. И преподаватели были вынуждены сказать: «Говорите! Как можете, но главное – говорите». И на 3-4 курсе они заговорили!
Конечно, у каждого преподавателя свой подход, но мне очень помогла технология творческих мастерских. Благодаря ей развивается креативность мышления. Заключается она в том, что студент знает тему, но не знает, какого рода задания придется выполнять. Например, у нас есть очень серьезная дисциплина – теория литературы. Я попросила студентов поработать группами и представить, что им надо убедить учащегося в том, что теория литературы – очень необходимый предмет. Сказать что-то такое, что действительно убедит. Кто-то выступил, но сильных аргументов не привел. На месте школьника я бы точно не поверила. А одна группа очень интересно построила работу. Представили картину. Остров, а вокруг много воды. В ней плывут люди, и им нужно добраться до острова. И объяснение студентов было в том, что островок, цель – это владение языком. Элементы знаний – спасательные круги, благодаря которым можно до него добраться. И теория литературы – один из них. Потому что таких кругов много. Это и умение правильно построить предложения, и расставить ударения, навык хорошего выступления. Я считаю, что это отличная метафора всей необходимости языкового образования. Остров, добраться до которого не так уж и просто. Но если вы все-таки доберетесь до него, то вас ждет множество открытий.
Беседовала Дилара АРОНОВА