Великий ученик великого учителя
Учительская плюс, 2019 год, 4 октября (№ 38), С. 10. | ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
Костанайская область дала Казахстану многих выдающихся людей. Накануне всенародного праздника Дня учителя хотелось бы вспомнить Спандияра Кобеева –педагога и просветителя. Личность, на мой взгляд, недооцененную и почти забытую.
Напомню, он родился в 1878 году в ауле № 3 Убаганской волости Кустанайского уезда в бедной семье. В детстве ему посчастливилось стать первым учеником двухклассной русско-казахской школы Убаганской волости при озере Алаколь (ныне Аксуат) Боровского уезда. Это одна из более 20 школ, открытых на территории современной Костанайской области самим Ибраем Алтынсариным. Великий учитель сразу обратил внимание на пытливого и любознательного подростка. Впоследствии Ибрай Алтынсарин назовет Кобеева одним из лучших своих учеников. По его совету Спандияр поступил в педагогический класс при Кустанайском русско-казахском училище. После его окончания началась длившаяся много десятилетий просветительская деятельность Спандияра Кобеева.
Учительствовать он начал в Аксуатской школе, в которой сам учился. В 1901 году Кобеев начал работать в ауле Кишикум Торгайской волости Иргизского уезда. С тех пор вся жизнь Кобеева будет связана с обуче-нием и воспитанием казахских детей. По его инициативе были открыты Тубекская, Каркинская, Шолаксайская, Боровская, Уали-сайская школы. В 1931 году он ходатайствовал о реорганизации Аксуатской начальной школы в семилетнюю, а в 1944 году – в среднюю. Опыт работы в этой школе, бессменным директором которой он был, описан Спандияром Кобеевым в книге «Сбывшаяся мечта», изданной в 1951 году.
Мне посчастливилось слышать рассказы о Кобееве от выпускника Аксуатской школы Амантая Баязитовича Турсынбаева. Все ученики были увлечены казахской литературой, поэзией. Многие писали стихи, в том числе и Амантай Баязитович. Очень жаль, что в наше время не удалось сохранить это учебное заведение, школа опять стала начальной, и в этом учебном году в ней обучается только пятеро детей. Кобеев работал в Аксуатской школе почти до конца жизни, до 78 лет. И ушел из школы, когда до смерти остался один месяц.
Влияние великого учителя на Спандияра Кобеева оказалось настолько мощным, что в педагогической деятельности он следовал идеям Ибрая Алтынсарина. Хочу остановиться на основных принципах учебно-воспитательной работы Спандияра Кобеева, многие из которых до сих пор актуальны.
Кобеев отстаивал необходимость прямого контакта учителя и ученика. Под этим «контактом» он понимал то, что в современной педагогической науке называется взаимодействием учителя и ученика. Для более тесного контакта он советовал исполь-зовать простые методические приемы и объяснение нового материала советовал проводить самым доступным языком. Он считал, что только при таком взаимодействии учитель в полной мере сможет оценить знания ученика, его развитие. Сегодня из-за модернизации, которая сотрясает систему образования в нашей стране, мы пришли к тому, что между учителем и учеником появляется всё больше и больше барьеров.
Спандияр Кобеев был сторонником индивидуальной работы учителя с учеником. По этому поводу он замечает, что ученики усваивают знания по-разному, поэтому учитель обязан подобрать подход к каждому. В старой школе принцип индивидуального подхода очень активно внедрялся. Сейчас, на мой взгляд, этот принцип носит оттенок социально-элитарного характера. Больше внимания уделяется одарённым школъникам. Для них создаются специальные организации образования: «Дарын», Назарбаев Интеллектуальные школы. А массовой школе уделяется внимания меныне. Между тем Кобеев, говоря об индивидуализации обучения, имел в виду именно работу массовой школы.
Спандияр Кобеев был уверен, что педагогический процесс должен формировать гражданина страны. В своей школе он создал систему воспитательной работы, направленную на формирование казахстанского патриотизма. Те, кто бывал в его учебном заведении, отмечали особую атмосферу, дух гражданственности. Буквально каждый ученик был мотивирован на то, чтобы принести пользу обществу. Кроме того, Кобеев болыное внимание уделял получению специальности. Выпускники школы овла-девали профессиями водителя, тракториста, повара, бухгалтера. Современной школе тоже необходимо давать выпускникам элементарные основы некоторых специальностей, чтобы они чувствовали себя увереннее на рынке труда.
Личность Кобеева оказалась настолько мощной, что идеи, которые он высказывал в ХIХ веке, до сих пор актуальны. Но нужно признать, что многие заветы Спандияра Кобеева не реализованы до сих пор. Модернизируя отечественное образование, мы не должны забывать об этом бесценном наследии.
Подобно своему учителю, Кобеев сочетал педагогическую деятельность с литературным трудом. Спандияр Кобеев начинал с переводов басен Ивана Крылова. Эти переводы вместе с переводами других поэтов и оригинальным стихотворением «Родина» составили первую книгу писателя, вышедшую в 1910 году в Казани. Через два года Кобеев издает хрестоматию для чтения в казахских школах «Примерный мальчик», подражая хрестоматии К. Ушинского «Родное слово». В книгу вошли переводы детских рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, басен И.А. Крылова, образцы казахского фольклора, рассказы о природных явлениях и животном мире и ряд собственных произведений.
В костанайском колледже «Зерек» будущие учителя начальных классов и воспитатели детских садов знакомятся с деятельностью Спандияра Кобеева. На занятиях студенты изучают педагогическое наследие известного просветителя. Для них проводятся встречи с учениками и потомками Кобеева. Но эту работу затрудняет отсутствие трудов выдающегося педагога. С 1966 года не переиздавались научные труды Кобеева. В 2009 году был переиздан только его роман «Калын мал». Поэтому не удивительно, что учителя школ и воспитатели детских садов недостаточно хорошо знают работы Спандияра Кобеева.
Хотелось бы, чтобы к 145-летию со дня рождения Кобеева были переизданы его труды. Кроме того, заслуги Спаңдияра Кобеева перед Костанайской областью настолько значительны, что крайне необходимо увековечить его имя. Например, новой казахско-русской школе № 29 в микрорайоне «Аэропорт» г. Костаная можно было бы присвоить имя Кобеева. Спандияр Кобеев принадлежит к плеяде просветителей и внес значитель-ный вклад в дело развития образования и педагогической науки Казахстана.