Стратегический план развития Костанайского государственного педагогического института на 2015-2021 годы
Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 был утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. Он является очередным этапом реализации стратегии «Казахстан -2030» и нацелен на повышение благосостояния граждан на основе диверсифицированной экономики. Важное место в данном документе уделено развитию системы образования, в том числе высшего профессионального. Перед вузами страны, в том числе и перед Костанайским государственным педагогическим институтом (далее - Институт) стоит задача включения в реализацию положений Стратегического плана исходя из перспективных направлений, обозначенных в данном документе и реальных возможностей и потребностей вуза.
1. Анализ современного состояния
Институт имеет государственную лицензию № 0137415 серии АБ, выданную Министерством образования и науки Республики Казахстан (без ограничения срока) по 23 специальностям бакалавриата.
В 2005 году институт прошел международную сертификацию по системе менеджмента качества. Результаты сертификационного аудита показали, что разработанная система менеджмента качества Костанайского государственного педагогического института соответствует требованиям международного стандарта ИСО 9001: 2000.
В 2010 году институт прошел Государственную аттестацию. В ноябре 2010 года институт успешно прошел институциональную аккредитацию, проведенной Независимым Казахстанским агентством. ВУЗу выдано Свидетельство № 0004.
В структуру института входят 7 факультетов: естественно-математический; физической культуры, спорта и туризма; психолого-педагогический; филологический; иностранных языков; истории и искусств; заочного обучения. Учебный процесс обеспечивают 19 кафедр.
В деятельность всех факультетов внедрена кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу обучающихся, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве.
Учебный процесс в институте обеспечивается 25 учебными лабораториями, 35 специализированными кабинетами, учебными мастерскими (состоящими из трех цехов). В вузе используется 74 мультимедийных комплексов, из них 21 интерактивных проектора, 12 мультимедийных аудиторий, оснащенных современными интерактивными досками Interwrite Board, Active Board. Имеется 4 лингафонных кабинета, компьютерная лаборатория по физике (407 каб), компьютерный математический класс им. Султангазина (422 каб), специализированный компьютерный класс по психологии, биологии, химии, иностранному языку, методический компьютерный кабинет по информатике. Имеются лицензии на следующие ПО: Windows XP PRO, MS Office, Windows Server 2003, ABC, 1C, АСУ "ДЕКАНАТ", Кабис, также используется свободно распространяемое ПО: Linux, Apache, MySQL, PHP, Open Office. Функционируют 2 электронных сенсорных терминала, содержащие информацию о структуре института, графики учебных процессов, расписание занятий. На один персональный компьютер в среднем приходится 6 студентов.
Институт располагает собственным образовательным сайтом с доменным именем kspi.kz, сайтом дистанционного обучения lms.kspi.kz, личный кабинет студента st.kspi.kz, электронной библиотекой lib.kspi.kz. Электронная почта: (КГПИ), (библиотека КГПИ).
Институт имеет документы, подтверждающие право собственности на занимаемые под учебный процесс помещения. Имеются: один 8-этажный учебный корпус, учебно-производственная мастерская, общежитие на 365 мест; столовая на 150 мест и 2 буфета на 60 мест; полевая станция в научно-образовательных целях; оздоровительный спортивный лагерь. Институт имеет медицинский пункт, деятельность его лицензирована. Медпункт оснащен необходимыми медикаментами, медицинской аппаратурой, мебелью, уборочным инвентарем. Деятельность здравпункта осуществляется на основании приказов МОН РК, МЗ РК и другими нормативными правовыми документами.
Численность профессорско-преподавательского коллектива составляет – 215 человек. В числе ППС – 6 докторов наук, 76 кандидатов наук. Остепененность ППС составляет – 38,1%. Совместителей – 20, в т.ч. кандидатов наук – 7, докторов наук – 1. Все преподаватели, задействованные в учебном процессе имеют базовое образование.
В институте 2 преподавателя являются обладателями государственного гранта «Лучший преподаватель ВУЗа» (Кузембайулы А., Брагина Т.М.); 6 являются членами академий (1 - Казахской Академии образования, 1 – Национальной академии естественных наук); 4 – общественных академий наук (3 – Академии информатизации, 1 - Академии профессиональных историков).
Общая численность студентов в институте 01.02.2013 составляет 3982 человек, из них на очном отделении - 2284, заочном - 1698. По государственным образовательным грантам обучается 1543 человек, на платной основе - 2439.
Результаты научных исследований сотрудников университета отражены в 705 работах (в 2008 году – 534, в 2009 году – 572, в 2010 году – 539, в 2011 году – 619), в том числе, в 14 монографиях (в 2008 году – 3, в 2009 году – 9, в 2010 году – 12, в 2011 году – 8), 4 сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций, 68 учебных пособиях (в 2008 году – 41, в 2009 году – 56, в 2010 году – 84, в 2011 году – 75), 602 статьях (в 2008 году – 395, в 2009 году – 452, в 2010 году – 430, в 2011 году – 528) и 21 тезисах (в 2008 году – 72, в 2009 году – 40, в 2010 году – 10, в 2011 году – 8). Общий объем публикаций в 2012 году составляет 950,88 п.л. (в 2008 году - 358,81 п.л., в 2009 году - 695,41 п.л., в 2010 году - 957,58 п.л., в 2011 году - 842,525 п.л.).
По сравнению с 2004 годом количество ежегодно издаваемых работ увеличилось более, чем в два раза (с 201 до 705),общий объем издаваемых работ вырос в пять раз (с 186,1 п.л. до 950,88 п.л.).
Стратегический план развития Костанайского государственного педагогического института был разработан и утвержден на Ученом совете (протокол № 6 от 25.01.2011 г.). В связи с прошедшими положительными изменениями в сфере высшего образования и формулировкой новых приоритетов развития в свете Стратегии «Казахстан – 2050» возникла необходимость разработки нового Стратегического плана развития Костанайского государственного педагогического института.
2. Миссия и видение
Миссия: Обеспечение подготовки педагогических кадров, позволяющие специалисту быть конкурентоспособным, эффективно реализовывать нововведения в профессиональной среде региона и РеспубликиВидение: Профессионально-педагогический научно-образовательный центр северного региона Казахстана.
3. Стратегические направления
Главной целью коллектива Института является реализация положений Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года через создание современной эффективной системы управления института на основе разделения академического и административного начал.Достижение главной цели предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям, которые охватят все стороны деятельности Института:
- Осуществление функциональной деятельности в сфере высшего профессионального и послевузовского образования, способной обеспечить высокое качество обучения и воспитания;
- Научно-информационное обеспечение образовательной деятельности института;
- Совершенствование системы управления институтом и развитие кадрового потенциала.
5. Соответствие региональным и государственным стратегическим целям
Цели и задачи развития Института коррелируются с основными стратегическими документами государства и региона: Стратегией «Казахстан-2050», Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года Стратегическим планом развития акимата Костанайской области на 2010-2014 гг., утвержденным постановлением акимата Костанайской области от 25 декабря 2009 года № 455.
6. Пути и средства достижения целей
- Формирование контингента студентов путем усиления профориентационной работы и улучшения качества подготовки специалистов;
- Воспитание гордости за педагогическую профессию путем вовлечения обучающихся в воспитательные мероприятия вуза, применения инновационных методик в образовательном процессе;
- Дальнейшее комплектование ППС компетентными специалистами, обладающих высоким уровнем профессионального мастерства, способных к постоянному самообразованию и самосовершенствованию через магистратуру и путем материального стимулирования высококвалифицированных преподавателей;
- Укрепление прочных педагогических традиций путем наставничества над молодыми преподавателями и выпускниками, работающими в сфере образования, создания при вузе научно-методического центра разработки проблем малокомплектной школы;
- Оснащение учебного процесса необходимыми учебно-методическими, информационными средствами обучения, направленными на совершенствование целостного учебно-воспитательного процесса путем приобретений и разработки преподавателями вуза;
- Укрепление материально-технической базы, соответствующей современным требованиям образовательного процесса путем поддержания ее в рабочем состоянии и приобретения необходимых ресурсов;
- Внедрение дистанционных образовательных технологий по отдельным специальностям путем совершенствования технической базы, Интернет-портала, подготовки кадров и формирования базы ЭУМКД и др.;
- Сотрудничество с международными организациями и зарубежными научными центрами и учебными заведениями.
7. Возможные риски
Наименование риска | Возможные последствия в случае непринятия и (или) своевременных мер реагирования | Механизмы и меры управления |
1 | 2 | 3 |
Неблагоприятная демографическая ситуация | Сокращение количества абитуриентов, сокращение финансирования | Совершенствование профориентационной работы |
Снижение престижа высшего педагогического образования | Сокращение количества абитуриентов, сокращение финансирования | Организация комплекса мероприятий по публикации в СМИ материалов, направленных на повышение престижа высшего педагогического образования |
Моральное и физическое устаревание материально-технической базы | Недостижение индикаторов целей и показателей задач Стратегического плана | Поэтапное обновление материально-технической базы |
Низкая мотивация ППС к участию в НИР | Недостижение индикаторов целей и показателей задач Стратегического плана | Создание механизмов учета участия в НИР при оплате труда ППС |
Неустойчивый современный книжный рынок, издание учебной литературы, не соответствующей требованиям Министерства образования и науки РК | Снижение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием | Постоянный анализ качества поступающей литературы, развитие собственной издательской базы |
Некомпетентность педагогических кадров | Снижение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием | Совершенствование системы повышения квалификации преподавателей |
8. Взаимодействие с регионом и отраслями
1. Заключение договоров о сотрудничестве с областным и районными отделами образования, школами области и других регионов Казахстана с целью проведения педагогических практик в рамках подготовки бакалавров по всем специальностям.2.Укрепление связей с отделами занятости и территориальными центрами по оказанию социальных услуг с целью содействия в трудоустройстве выпускников института.
3. Сотрудничество с институтом повышения квалификации педагогических работников по вопросам рецензирования методических разработок, учебников учителей и проведения профессиональных конкурсов.
4. Взаимодействие с областным историко - краеведческим музеем, областным и районными архивами по изучению исторического наследия Костанайской области.
5.Сотрудничество с отделами охраны природы, Нарузумским государственным природным заповедником по изучению разнообразия флоры и фауны и по организации экологических природоохранных систем.
6.Сотрудничество с «СевКазНедры»по изучению геологии и геоморфологии Костанайской области.