Старший научный сотрудник кафедры
Сивохин Иван Павлович
Доктор педагогических наук
- Совершенствование спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва.
- Применение инновационных технологий в образовательном процессе подготовки специалистов сферы физической культуры, спорта и туризма.
- Здоровье и поведение студенческой и учащейся молодежи г.Костаная.
- Совершенствование образовательного процесса подготовки специалистов сферы «Физическая культура и спорт» и «Туризма» в вузовской системе образования.
- Модели учебно-тренировочного процесса спортсменов пауэрлифтеров с использованием компьютерных технологий.
- Туристско –языковой лагерь «Success»
Изобретательская и патентно-лицензионная работа в 2019 году выражена в работе Комарова О.Ю., по «Методическим рекомендациям к тестированию и количественной оценке динамической силовой выносливости мышц кистей и предплечий у спортсменов в гиревом спорте», рег.№5341 от 17 09.2019 года
Высокий уровень смертности людей трудоспособного возраста, сравнительно низкая общая продолжительность жизни, масштабы временной нетрудоспособности по причине простудных заболеваний являются убедительным свидетельством отсутствия у населения Казахстана достаточного уровня физической культуры. Наиболее эффективным способом противодействия негативным факторам здоровья является приверженность здоровому образу жизни. Ученые разных стран установили, что состояние здоровья человека больше всего (на 40-50%) зависит от образа жизни. Остальные 50% приходятся на независящие от человека причины; на состояние окружающей среды и экологию (20-30%), наследственность (15-20%), медицину (10-15%). Здоровый образ жизни имеет сложную структуру, в которой основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, на долю которого приходится 30% влияния на состояние здоровья человека.
Статистический анализ показывает, что только 15,6% населения Казахстана активно занимаются физической культурой и спортом. Данный показатель для Костанайской области составляет 23,7%. В послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана перед образовательными и физкультурно-спортивными и туристскими организациями поставлена важная задача вов¬лечь до 30% казахстанцев в массовый спорт. Планируется реализация комплекса государственных мер, в том числе и по формированию позитивного отношения и навыков здорового образа жизни, что позволит на 30% снизить общую смертность, при этом ожидается, что продолжительность жизни увеличится до 72 лет.
Реализация столь масштабных и социально значимых задач требует разработку принципиально новых образовательных и оздоровительных программ, в которых высокий удельный вес долж¬ны занимать проблема сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи и взрослого населения. Значимость проблемы изучения состояния здоровья детей школьного возраста обусловлена несколькими факторами. Во-первых, особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека; во-вторых, наличием негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников и учащейся молодежи; в-третьих, тем, что именно подростки и молодежь представляют собой потенциал трудового и популяционного ресурса любой страны.
Двигательный режим учащихся в школе выполняет в основном поддерживающую функцию для здоровья, в связи с чем возникает необходимость разработок инновационных моделей двигательной активности, обеспечивающей не только сохранение, но и развитие, и формирование здоровья школьников. В школьном возрасте важно прививать любовь к физической культуре и спорту, так как именно в этом возрасте человек наиболее внушаем, и спортивные занятия в школе, в семье, в спортивных секциях по видам спорта могут стать неотъемлемой привычкой. Статистический анализ показывает, что в этой сфере не все так благополучно. В частности в костанайской области работает 28 спортивных школ, в которых различными видами спорта занимаются 16 тысяч детей и подростков, что составляет 15,2 %. Средний республиканский показатель по количеству занимающихся спортом школьников в системе ДЮСШа составляет 7,2 %.
Важным направлением является разработка и внедрение принципиально новых, современных технологий спортивной подготовки, которые должны обеспечивать высокую эффективность тренировочного процесса на всех этапах становления спортивно-технического мастерства в различных видах спорта, а также иметь выраженную направленность на укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности подростков и молодежи. Решение данных задач требует проведение серьезных научных исследований с применением современных инструментальных методик и соблюдением основных методологических принципов по планированию экспериментальной работы, а также анализу и статистической оценки результатов педагогических исследований.
В связи с вышеизложенным становится очевидной проблема изучения социально-педагогических факторов здоровья, воспитание культуры здоровья, формирование устойчивых ценностных ориентиров по отношению к здоровому стилю жизни у современных подростков, а также педагогические, медико- биологические и психо-физиологические факторы всей системы спортивной подготовки юных и высококвалифицированных спортсменов.
Научной основой для разработки рекомендаций по формированию здоровьесберегающей среды среди учащейся молодежи и привлечению их к спорту высших достижений является системный социально-педагогический мониторинг всех аспектов образа жизни детей и подростков и их мотивация и поведение в отношении здорового образа жизни и спортивной деятельности. Совершенствование системы соревновательной и тренировочной деятельность предполагает дальнейшее исследование педагогических, медико-биологических и психофизиологических факторов спортивной подготовки.
Целью научно-исследовательской работы кафедры является инициация и выполнение научных программ по изучению проблем физического воспитания учащейся молодежи и спортивной подготовки спортсменов различной квалификации.
Задачи научно-исследовательской работы кафедры:
- проведение социально-педагогического мониторинга в системе школьного и высшего профессионального образования с целью сбора эмпирического материала по проблеме физического воспитания, двигательной активности и состояния здоровья учащейся молодежи;
- создание базы данных и аналитическая работа по проблеме физического воспитания, двигательной активности и поведения учащейся молодежи в отношении здоровья;
- координация комплексных научных исследований различных аспектов спортивной тренировки и системы подготовки спортсменов в видах спорта на различных этапах становления спортивно-технического мастерства;
- апробация и внедрение результатов научных исследований в практику подготовки спортсменов в спортивных школах и сборных командах области и Республики Казахстан;
- обеспечение соответствия педагогических, медико-биологических и психо-физиологических исследований мировым стандартам и тенденциям в сфере спортивной подготовки;
- обобщение и распространение передового научно-методического и педагогического опыта в сборных командах, спортивных школах и других учебных заведениях в регионах РК и в зарубежных странах;
- организация международного сотрудничества в области физического воспитания, спортивной и туристской деятельности, спортивной тренировки, системы восстановления организма спортсменов;
- подготовка и издание научных статей, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, монографий и учебников;
- создание научных сайтов с целью информирования научной общественности о результатах изучения проблемы физического воспитания и спортивной подготовки;
- содействие в организации и проведении научных семинаров, конференций, симпозиумов, круглых столов и рабочих встреч и других форм обмена научной информацией;
- привлечение студентов, магистрантов и молодых ученых к разработке научно-исследовательских тем при написании курсовых и дипломных работ;
- повышение квалификации специалистов разного уровня для различных спортивных и образовательных учреждений на основе внедрения новых спортивно-педагогических технологий.
За время работы было проведено 7 научно-образовательных семинаров и круглых столов по различным актуальным вопросам физической культуры и спорта, проведена Международная студенческая научно-практическая конференция, 5 научно-методических разработок внедрены в практику спортивной подготовки в сборных командах РК и спортивных школах, опубликовано более 50 научных статей, учебных пособий, научных сборников в Казахстане и за рубежом.
Заведующий центром
Тулегенов Аманжол Багытжанович
Старший преподаватель
Организация учебного процесса в учебно-воспитательном центре физической подготовки осуществляется в соответствии с планом, постановленными целями и задачами, утвержденными нормативно-правовыми документами и утвержденной годовой нагрузкой преподавателей.
В целях повышения качества учебного процесса преподавателями центра осуществляется:
- применение информационных технологий в процессе учебных занятий (лекционных, практических);
- повышение преподавателями качества учебного процесса путем освоения новых технологии в области разработки тестовых заданий для студентов;
- повышение квалификации (участие в семинарах, научно-практических конференциях);
- внедрение инновационных методов и технологий для совершенствования учебного процесса.
Преподаватели принимают активное участие в подготовке и организации спортивно-массовых мероприятиях в течение учебного года.
Студенты в течение учебного года участвуют в соревнованиях различного уровня, такие как: ежегодный лыжный фестиваль, спартакиада среди ВУЗов города, областной фестиваль «Студенческая Весна», весенний и осенний кроссы, пробеги на 9 мая, на призы просветителя-педагога Ибрая Алтынсарина и т.д. Также наши студенты участвуют в Национальной Студенческой Лиге по мини-футболу, баскетболу, в Летних и Зимних Универсиадах Республики Казахстан, Всемирных Универсиадах и Международных студенческих соревнованиях.
Тренера проводят спортивные секции по разным видам спорта:
- волейбол
- баскетбол
- мини-футбол
- настольный теннис
- борьба
- фитнес
- интеллектуальные игры (шашки, шахматы, тоғызқұмалақ)
- президентское многоборье
- гиревой спорт
- пауэрлифтинг.
Кафедра была создана в 1968 году и называлась кафедрой спортивных дисциплин; в настоящее время называется кафедра Теории и практики физической культуры, спорта и туризма и осуществляет подготовку кадров по следующим образовательным программам:
В числе преподавателей: 3 имеют звание «Заслуженный тренер РК», 2 – «Заслуженный инструктор туризма Республики Казахстан», 3 - «Мастер спорта», 4 - «Тренер высшей национальной категории», 3 - «Судья международной категории», 5 преподавателей имеют звание «Судья национальной категории». Многие преподаватели имеет правительственные награды: «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в Республике Казахстан», «За заслуги в развитии туризма Республики Казахстан», Почетный знак Национального Олимпийского Комитета РК, грамоты МОН и акимата области.
Преподаватели кафедры тесно взаимодействуют с Региональным центром по физической культуре и с Центром олимпийской подготовки по вопросам развития физической культуры и спорта в Костанайской области, повышению квалификации учителей и тренеров ДЮСШ. По вопросам подготовки кадров в сфере туризма с ведущими туристскими компаниями Костанайской области и Республики.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
- воспитание ответственного отношения к учебе,
- содействие профессиональному становлению будущих специалистов,
- повышение правовой культуры,
- формирование Казахстанского патриотизма,
- развитие творческих способностей и коллективизма студентов.
Приоритетные направления научной деятельности кафедры связанны с разработкой проблемы: «Совершенствование физического воспитания и спортивной подготовки учащейся молодежи». «Инновационные технологии развития туристской отрасли».
За последние годы опубликовано более 100 научных статей, тезисов докладов, методических рекомендаций. По материалам научных исследований по указанной теме в 2009 году была защищена докторская диссертация на тему: «Управление подготовкой тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля тренировочной деятельности» (Сивохин И.П.).
В 2019-2020 году планируется защита двух докторских диссертаций (Комаров О.Ю., Жумекенова Д.Е.).
Научно-исследовательская работа студентов
На кафедре ТиПФКиС постоянно действуют 10 научно-исследовательских кружков, в которых ведутся исследования по нескольким направлениям: подготовка специалистов в сфере туризма, педагогика ФК и С, психология ФК и С, ТМФК и С, избранный вид спорта. Итогами данной работы являются публикации в международных конференциях (УралГУФК 2019, Сургут 2018, ЮурГУ 2018, Костанай 2017) и выпускные квалификационные работы.
Ежегодно проводятся предметные олимпиады, в которых студенты образовательных направлений показывают знания по туризму, анатомии и физиологии, психологии ФК и педагогике ФК.
В 2018 году команда факультета заняла на Республиканской предметной олимпиаде по туризму 2 место (г.Астана).
Студенты кафедры ТиПФКиС совместно с магистрантами Урал ГУФК принимают активное участие в организации и проведении семинаров по проблеме внедрения инновационных технологий в учебный процесс вуза.
Кафедра истории Казахстана является ведущей кафедрой КГПУ. Ее история связана с именами Галихана Джантурина и Кенжекей Таскужиной, которые еще в советское время говорили о необходимости изучения отечественной истории. Пророческими стали слова Г.Джантурина: «Придет время и историю Казахстана будут изучать во всех учебных заведениях».
После распада СССР в декабре 1991 года начался процесс преобразования существовавших кафедр истории КПСС в кафедры истории Казахской ССР. В 1992 году Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР был преобразован в Кустанайский государственный университет. С 1 сентября на историческом факультете КГУ стала функционировать кафедра истории и культуры Каз. ССР. Первым заведующим кафедрой был кандидат исторических наук, доцент Малик Альшуразович Ауган.
В сентябре 1994 года была образована кафедра истории Казахстана Костанайского сельскохозяйственного института во главе с доктором исторических наук, профессором А.Кузембайулы. На кафедре работали проф. Задорожный Г.К., доцент Мухаметов Ф., и другие. В связи со слиянием этого института с Костанайским государственным университетом в 1999 году одноименные кафедры объединились.
В связи выделением из состава университета педагогического института в 2004 году была создана кафедра истории Казахстана. Заведующим кафедрой был назначен д.и.н., профессор Аманжол Кузембайулы. Возглавляли кафедру к.и.н., доцент Шахаман З.Б., к.и.н. Наурызбаева Э.К. В настоящее время заведующим кафедрой является Байдалы Р.Ж.
В разное время на кафедре работали доктора исторических наук, профессоры - З. Алдамжар, Г. Задорожный, кандидаты исторических наук, доценты К. Тасқожина, Қ. Дүтбаев, Ф. Мұхаметов, Ә. Мұқтар, Н. Жұмабаев, Л. Мұқатаева, С. Қолдыбаева, Ұ. Жанатаева, А. Айтмұхамбетов, Ұ. Ахметова, Л. Ордабаева, Г. Асанова.
Кафедра готовит высококвалифицированных кадров историков, а также обеспечивает преподавание истории Казахстана на неисторических специальностях.
Кафедра курирует подготовку специалистов по следующим образовательным программам:
- 6В01601 «История»
- 6В01602 «История и религиоведение»
- 7M01601 «История» (магистратура)
Выпускники специальности «История» являются конкурентноспособными специалистами, трудоустраиваются в школах, средне-специальных учебных заведениях, в научных лабораториях, музеях и архивах, на государственной службе.
Учебно-методическая работа кафедрыКафедра истории Казахстана обеспечивает изучение современной истории на первых курсах всех специальностей института.
На кафедре имеется вся необходимая учебно-методическая документация по всем формам обучения: государственные общеобязательные стандарты образования, типовые учебные планы, рабочие учебные планы, типовые, рабочие программы по дисциплинам, рабочие программы (силлабусы) по всем дисциплинам. Рабочие учебные планы по специальности «История» составлены в соответствии с типовыми учебными планами, включают в себя все дисциплины обязательного компонента, а также дисциплины компонента по выбору и по содержанию, соответствуют требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования. Траектория обучения студентов выстроена последовательно и логично.
На кафедре в рамках профессионально-ориентационной работы осуществляется организация следующих видов практик:
- археолого-этнографическая - проводится в полевых условиях с выездом на раскоп или в населенный пункт;
- педагогическая - осуществляется в школах города Костаная и области.
Археологическая практика, поселение Ботай
За кафедрой истории Казахстана закреплены 4 именные аудитории, посвященные личностям внесших огромный вклад в развитие отечественной исторической науки: академику Манашу Кабашевичу Козыбаеву, Галихану Жантурину, Кенжекей Жаппаровне Таскужиной, Сейлу Зейнеловичу Баймагамбетову.
Научно-исследовательская деятельность кафедры
Профессорско-преподавательский состав кафедры успешно занимается научно-исследовательской работой. Разрабатывается комплексная тема «Этнополитическая, социально-экономическая история населения Северо-западного Казахстана», в рамках которой выполнены хоздоговорные темы «Историческая топонимика Костанайской области» по поручению акимата Костанайской области, также «Историческое краеведение Костанайской области».
Преподаватели кафедры активно выступают с докладами на международных, республиканских и региональных конференциях, семинарах. Публикуют в научных журналах совместные статьи со студентами и в журналах, включенных в глобальные индексы цитирования Scopus и Web of Science.
Воспитательная работа и студенческая жизнь
Преподаватели кафедры используют возможности своих дисциплин в воспитании казахстанского патриотизма, формировании активных жизненных позиций у студентов. Многие преподаватели, магистранты и студенты старших курсов активно принимают участие в общественной жизни института, города, области и республики. Выступают с лекциями перед населением, по областному радио и телевидению на страницах областных и центральных газет по актуальным проблемам истории Казахстана и современной политики.
Студенты специальности «История» участвуют в общеинститутских и факультетских мероприятиях.
Кафедра поддерживает связи со школами города Костаная и области. Преподаватели участвуют в различных мероприятиях, конференциях, олимпиадах в качестве жюри в школах города, лицеях и гимназиях.
Достижения наших преподавателей
- 2006 г. - д.и.н., профессор Аманжол Кузембайулы по решению коллегии Министерства образования и науки РК получил звание «Лучший преподаватель вуза - 2006».
- 2014 г. – д.и.н., профессор Е. Абиль по решению коллеги Министерства образования и науки РК получил звание «Лучший преподаватель вуза – 2014».
- 2014 г.– к.и.н., доцент кафедры истории Казахстана Исенов О.И. по решению коллеги Министерства образования и науки РК получил звание «Лучший преподаватель вуза – 2014».
- 2015 г. - д.и.н., профессор Аманжол Кузембайулы по решению коллеги Министерства образования и науки РК получил звание «Лучший преподаватель вуза – 2015».
- 2015 г.- к.и.н., доцент кафедры истории Казахстана Балгабаева Г.З. по решению коллеги Министерства образования и науки РК получила звание «Лучший преподаватель вуза – 2015».
- 2016 г.- к.и.н., старший преподаватель кафедры истории Казахстана Наурызбаева Э.К. по решению коллеги Министерства образования и науки РК получила звание «Лучший преподаватель вуза – 2016».
- За активное участие в разъяснении историко-культурных событий посредством местного телевидения к.и.н., доцент кафедры истории Казахстана Исенов Отеген Ихсанович был удостоен звания «Телевизионный человек года-2016».
- 2017 г. - к.и.н., профессор кафедры истории Казахстана Бекмагамбетова М.Ж. по решению коллегии Министерства образования и науки РК получила звание «Лучший преподаватель вуза - 2017».
- В 2017 году доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана А. Күзембайұлы стал обладателем премии клуба меценатов «Казына»в размере 1 миллиона тенге в номинациях «Культурное наследие».
В 2017 году доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана А. Күзембайұлы стал обладателем премии клуба меценатов «Казына» в размере 1 миллиона тенге в номинациях «Культурное наследие»
Кафедра искусств была образована в 2010 году, в результате преобразования 2 кафедр - «Музыкальных инструментов», «Истории и теории искусств».
Кафедра искусств ведет подготовку будущих педагогов по следующим образовательным программам (ОП):
6В01402 Музыкальное образование
- Код и классификация области образования: 6B01 Педагогические науки
- Код и классификация направлений подготовки: 6В014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития
- Группа образовательных программ: В006 Подготовка учителей музыки
6В01403 Визуальное искусство, художественный труд, графика и проектирование
- Код и классификация области образования: 6B01 Педагогические науки
- Код и классификация направлений подготовки: 6В014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития
- Группа образовательных программ: В007 Подготовка учителей художественного труда и черчения)
6В01403 Изобразительное искусство и черчение
- Код и классификация области образования: 6B01 Педагогические науки
- Код и классификация направлений подготовки: 6В014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития
- Группа образовательных программ: В007 Подготовка учителей художественного труда и черчения)
Профессорско-преподавательский состав кафедры
Сегодня на кафедре трудится 14 специалистов: кандидаты педагогических наук, член Союза художников Республики Казахстан, член Союза молодых художников Казахстана, магистры педагогики и психологии, лауреаты Областного клуба Меценатов, конкурса «5 новых лиц», а также лауреаты и дипломанты творческих конкурсов: «Қазына», «Международный конкурс музыки в России», «Международного конкурса Культуры, Искусства, Творчества», «Международный конкурс тюркской песни», «Международный конкурс им. Ш. Калдаякова», Республиканский конкурс «Музыкальный сувенир», «Международная ассамблея искусств «Таланты XXI века».
Основное научное направление работы кафедры
В течение 2015-2017 гг. ппс кафедры осуществлялось научное исследование по теме «Академическая инструментальная музыка композиторов Казахстана на рубеже XX–XXI вв. (1980 – 2014 гг.)», реализованное в рамках грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан
На кафедре осуществляются научные исследования по 2 направлениям: «Музыкальное наследие Костанайской области: история, культура, образование», «Творчество Костанайских художников в аспекте культурного наследия Казахстана».
Выпускники образовательных программ «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство и черчение» трудятся в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, и др.); педагогических колледжах, детских музыкальных и художественных школах, школах искусств, студиях, кружках системы дополнительного образования,дошкольных учреждениях всех типов, рекламных агенствах и других учреждениях (соответственно полученной специализации).
Номер кабинета | 710 |
Площадь | 49,3 кв.м |
Дата организации кабинета | 2004 год |
Лаборатория предназначена для изучения анатомии и морфологии растений, систематики низших и высших растений посредством ведения электронного дневника наблюдения, работы с бинокулярами и фотонасадками, позволяющими фотографировать и делать видео наблюдаемых микроскопических объектов.
Полученный материал используется для учебных и исследовательских работ. В лаборатории осуществляются учебные занятия по дисциплинам ботанического цикла, и проводятся научные исследования. Здесь студенты определяют механический и химический состав образцов почв, сушат и обрабатывают гербарий, идентифицируют растения, собранные на экскурсиях во время полевой практики и в результате выполнения индивидуальных научных проектов.
Заведующий кафедрой
Жумабаев Канат Аканович
Кандидат экономических наук
e-mail: -
Кафедра «Общественных дисциплин, основ права и экономики» одна из ведущих кафедр Костанайского государственного педагогического университета. Кафедрой реализуются подготовка специалистов по образовательной программе 6В01405 Основы права и экономики
Заведующим кафедрой является кандидат философских наук, ассоциированный профессор Амантаева А. Б. На кафедре работают 17 преподавателей. Из них, 11 кандидатов наук, 6 магистров экономики, педагогики, юриспруденции, гуманитарных наук.
Кафедра «Общественных дисциплин, основ права и экономики» направлена на преподавание и организацию учебно-воспитательной и методической деятельности в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, на исследование актуальных проблем в области права и экономики, оказание консультационных услуг, а также организационно-управленческую и координационную деятельность в организациях образования.
Профессорско-преподавательский состав кафедры ведет обучение на государственном и русском языках, применяя современные методы обучения: «Современные педагогические технологии в рамках обновленного образования в высших учебных заведениях», «Новые образовательные программы разработанные на основе уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Р.К.», «Инклюзивное образование», «Основные принципы эффективного управления финансами».
ППС кафедры постоянно работает над разработкой и применением интерактивных технологий в учебном процессе.
Учебно-методическая работа кафедры
Кафедра «Общественных дисциплин, основ права и экономики» обеспечивает студентов всех специальностей следующими дисциплинами: «Религиоведение», «Социология», «Политология», «Философия», «Основы экономики и предпринимательства», «Основы права и антикоррупционной культуры».
В целях подготовки специалистов по образовательной программе 6В01405 «Основы права и экономики» разработана модульная образовательная программа по следующим траекториям: «Основы права, экономики, лидерства и предпринимательства в образовании», «Основы права, экономики и обществознание».
На кафедре в рамках профессионально-ориентационной работы осуществляется следующие виды мероприятий: встреча с учащимися общеобразовательных учреждений, колледжей Костанайской области; «День открытых дверей» кафедры, участие в работе областных , городских турнирах, олимпиад и НОУ.
Научно-исследовательская деятельность кафедры
Профессорско-преподавательский состав кафедры занимается научно-исследовательской деятельностью: разработка научного проекта на грантовое финансирование МОН РК «Роль краеведения в формировании поликультурности и социальности молодежи Костанайской области», «диаспоры Костанайской области - субъекты национальной идеи казахстанского патриотизма»;
В составе ППС кафедры Ярочкиной Е.В., Амантаевой А.Б., Альшановой Б.Х., Шаймерден Г.И., Жумабаевой Ж.Н., Бухметовой А.А., НЦГНТЭ зарегистрирован научный проект «Диаспоры Северного Казахстана: история и современность».
Преподаватели кафедры активно выступают с докладами на международных, республиканских и региональных конференциях, семинарах. Публикуют в научных журналах совместные статьи со студентами и в журналах, включенных в глобальные индексы цитирования Scopus и Web of Science.
Научно-исследовательская работа со студентами.
ППС совместно со студентами ежегодно проводит научно-практические конференции, круглые столы, семинары, олимпиады.
Участвуют в разработке проектов по темам: «Әлеуметтік процестерді мемлекеттің және азаматтық қоғам тұрақтылығының факторы ретінде сыбайлас жемқорлыққа қарсы модельдеу», «Коррупция глазами студентов», «Антикоррупционное моделирование социальных процессов как фактор стабильности государства и гражданского общества», Анимационный проект «Казахский национальный костюм: традиция и тенденция развития». Руководителями проектов являются к.ф.н. Альшанова Б.Х., к.и.н. Бекмагамбетов Р.К., магистр права Разуваева М.В., магистр права Молдахметов Н.Б.
Воспитательная работа и студенческая жизнь
ППС кафедры участвует в работе пропагандистской группы при акимате Костанайской области. Альшанова Б.Х. «Профилактика религиозного экстремизма».
В рамках выполнения плана мероприятий по реализации Программной статьи Президента Республики Казахстан «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» ППС и студенты кафедры ОДОПЭ ведут активную публикаторскую деятельность и выступления на телевидении и радио.
Достижения наших преподавателей
- Шевченко Л. Я- к.и.н., профессор кафедры ОДОПЭ, нагрудной знак «Ы. Алтынсарин», занесена в книгу почета КГПИ
- Әлібек Т. К- к.и.н., профессор кафедры ОДОПЭ, нагрудной знак «Ы. Алтынсарин», занесена в книгу почета КГПИ
- Альшанова Б.Х - к.ф.н., ассоциированный профессор кафедры ОДОПЭ, за достижения в сфере образования и духовного и социального развития независимого Казахстана награждена грамотой.
- Амантаева А. Б. – к.ф.н., ассоциированный профессор. Награждена нагрудным знаком за заслуги в развитии университета
- Бухметова А. А.- старший преподаватель, магистр педагогики
Награждена нагрудным знаком за заслуги в развитии университета
Достижения наших студентов
- Тулегенова Жанель студентка 4 курса, обладать стипендии Первого Президента Республики Казахстан. Темирғалиұлы Кенже участник конкурса стартап проекта. Гаппар Айзере, Қуаныш Сымбат, Өмірбаева Құрманкүл, Ікрам Абзал, Мадияр Бақберген Матығұлов Дәуіржан разработчики проекта «Әлеуметтік процестерді мемлекеттің және азаматтық қоғам тұрақтылығының факторы ретінде сыбайлас жемқорлыққа қарсы модельдеу».
- Мухамедрахимова Жансулу, Оспанова Камила, Галеева Аягоз, Капишева Арайлым разработчики проекта «Коррупция глазами студентов». Галеева Аягоз, Шакирова Гайни, Жалыбин Игорь участники социального проекта «Территория возможностей» по оказанию волонтерской помощи общеобразовательным учреждениям города Костанай. Сүндет Балғын, Рахымбай Ақгүл участники конкурса «Шабыт».
Кафедра психологии открылась в октябре 1977 года в стенах еще Костанайского педагогического института им. 50-летия СССР. С 2016года была реорганизована в кафедру психологии и дефектологии.
Создание кафедры психологии и дефектологии было вызвано необходимостью углубленной профессионализации образовательного процесса и специализации преподавательского состава. В настоящее время кафедра психологии и дефектологии обеспечивает психолого-педагогическую подготовку студентов психологов, дефектологов и будущих педагогов к профессиональной деятельности, вооружает психологическими знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями квалификационных характеристик.
Преподаватели и сотрудники кафедры постоянно повышают научную и методическую квалификацию, осуществляют многосторонние связи с другими вузами Республики Казахстан и СНГ.
Кафедра психологии и дефектологии многие годы поддерживает творческие связи с рядом региональных, республиканских, российских научных учреждений и вузов: Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, Московский государственный университет им. М.Ломоносова, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), Южно-Уральский государственный гуманитарно–педагогический университет (Г. Челябинск), Новосибирским государственным педагогическим университетом.
На кафедре психологии и дефектологии работает 6 научных проблемных групп, создана научно-исследовательская лаборатория «Психология развивающейся личности», которая объединила в научном поиске преподавателей и студентов, ежегодно проводятся научно-практические конференции с участием практических психологов, социальных работников и специалистов института валеологии, ежегодно студенты принимают участие в предметных олимпиадах в сфере психологии и дефектологии.
Студенты образовательных программ кафедры психологии и дефектологии ежегодно принимают участие в Республиканских предметных олимпиадах
В распоряжении студентов кафедры психологии и дефектологии имеются оборудованные учебные аудитории, методический кабинет, где собрана современная специальная литература, кабинет компьютерной психодиагностики, кабинет практической психологии, кабинет самопознания, кабинет дефектологии, кабинет практической логопедии.
Автоматизированные психодиагностические методики фирмы «Иматон»
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в числе приоритетных задач в сфере дошкольного образования были обозначены:
- увеличение сети дошкольных организаций;
- обновление содержания дошкольного воспитания и обучения;
- обеспечение кадрами организации дошкольного воспитания и обучения;
С целью реализации поставленных задач Министерством образования и науки РК выделяется большое количество образовательных грантов для подготовки специалистов в области дошкольного образования.
Кафедра ДиНО осуществляет подготовку специалистов по двум направлениям:
1. 6В012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения
Группа образовательных программ: В002 Дошкольное обучение и воспитание:
- 6В01201 Дошкольное обучение и воспитание
Образовательная программа 6В01201 Дошкольное обучение и воспитание с присвоением академической степени «бакалавр дошкольного образования» реализует профессиональную подготовку будущих воспитателей в соответствии с Моделью выпускника и на основе передовых стандартов дошкольного образования. Объект профессиональной деятельности: педагогический процесс в дошкольных организациях образования всех типов и видов, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, педагогический процесс в педагогических колледжах ТиПО.
2. 6В013 Подготовка учителей без предметной специализации
Группа образовательных программ: В003 Педагогика и методика начального обучения
- 6В01301 Педагогика и методика начального обучения
Образовательная программа 6В01301 Педагогика и методика начального обучения с присвоением академической степени «бакалавр педагогики и методики начального обучения» реализует профессиональную подготовку учителей начальных классов в соответствии с Моделью выпускника и на основе передовых стандартов начального образования. Объект профессиональной деятельности: педагогический процесс в организациях среднего образования всех типов и видов, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности; педагогический процесс в педагогических колледжах, ТиПО.
Код и классификация области образования: 6B01 Педагогические науки
Модель выпускника включает профессиональные компетенции:
- глубокие знание и понимание своей предметной области
- критическое мышление и эмоциональный интеллект
- умение работать в команде
- лидерские качества, предпринимательские навыки, умение принимать решения
- высокий уровень личной сознательности и академической честности
- глобальная гражданственность, оставаясь при этом гражданином и патриотом своей страны.
Студенты в процессе освоения образовательных программ ведут активную учебную, социальную, научную деятельность: занимают призовые места в научных конкурсах и педагогических олимпиадах; активно занимаются волонтерской деятельностью, участвуют в концертных программах и творческих конкурсах.
Квалификация профессорско-преподавательского состава кафедры подтверждается участием в составе республиканских экспертных комиссий, разработчиков тестовых заданий в национальном центре тестирования, республиканских методических советов, жюри в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ, участников международных конференций.
Учебная и производственная практика студентов
Кафедра педагогики, являясь ведущим структурным подразделением педагогического института, выполняет различные учебные, научно-методические функции и педагогического сопровождения ряда инновационных процессов в вузе. Научно – педагогический и методический потенциал кафедры позволяет добиваться положительных результатов и перспектив самосовершенствования.
Научно-методическая тема кафедры «Совершенствование психолого-педагогической подготовки учителя новой формации», которая отражается в индивидуальных планах работы профессорско-преподавательского состава кафедры. Кадровый состав кафедры позволяет продуктивно решать задачи по основным направлениям деятельности пединститута.
Под руководством заведующей кафедрой педагогики кандидата педагогических наук, доцентом Утегеновой Б.М. преподаватели принимают активное участие во всех начинаниях, связанных с преобразованием 12-летней системы образования в Республике Казахстан и внедрением программы «Рухани жангыру» — «100 новых книг», тесно сотрудничая с Управлением образования области, Министерством образования Республики Казахстан, школами области и города.
Важным начинанием кафедры является то, что три научно-исследовательские темы по научным проектам ППС кафедры прошли экспертизу и регистрацию в НЦТИ. Тематика научного проекта представлена в таблице:
№/п | Наименование научно-исследовательской темы | Руководитель темы | Срок исполнения | |
Начало | Окончание | |||
1 | Формирование рефлексивной культуры учителя | Утегенова Б.М. | 2016 г | 2018 г |
2 | Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов средствами проектирования | Шумейко Т.С. | 2017 г | 2020 г |
3 | Формирование казахстанского патриотизма в условиях этнотолерантного образовательного пространства | Иванова Е.Н. | 10.2016 г | 10.2019 г. |
В рамках повышения квалификации ППС преподаватели кафедры педагогики проходят обучение, как за рубежом, так и в пределах страны. Повышение квалификации преподаватели осуществляют посещением семинаров приглашенных ученых дальнего зарубежья в КГПИ и других организациях. Сотрудниками кафедры продолжена работа по подготовке и публикации статей с высоким импакт-фактором.
Кафедрой ежегодно организовывается научно-студенческая конференция «Педагогическая наука глазами студента».
Материальное обеспечение кафедры позволяет вести научно-методическую работу на должном уровне. Кафедра имеет методический кабинет с книжным фондом более трех тысяч экземпляров учебной и научно-методической литературы и научные периодические издания, 15 компьютеров, шесть ноутбуков и три мультимедиа-комплекса.
ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ ХОРОШЕГО УЧИТЕЛЯ
Абай Кунанбаев