Возможности информационных технологии обучения на современном этапе
- Подробности
- Опубликовано: 21 апреля 2020
Хочу поделиться с вами о возможностях информационной технологии обучения на современном этапе. Дистанционное обучение стремительно вошло в нашу жизнь. Происходящие сегодня изменения, детерминированные развитием информационного общества, привели к осуществлению разных способов организации образования, к его вариативности в целом.
Одной из серьезных проблем, поставленных сегодня практикой, является дидактическое осмысление изменений в образовании, детерминированное использование информационных коммуникативных технологий (ИКТ). Преподаватели и студенты активно осваивают информационно-образовательное пространство. Появление и внедрение в образовательную практику ИКТ создало дополнительные возможности, положительно влияющие на результаты образования.
В первую очередь, это связано с особенностями информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда задает особые характеристики процесса обучения, которые выступают как предпосылки для реализации потенциальных возможностей повышения результативности обучения при использовании ИКТ. Безграничный доступ к информации имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
В данный момент хочу остановиться на положительных моментах. Итак, наиболее значимой характеристикой процесса обучения в информационно-образовательной среде является приоритет индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, а также востребованная активная и субъективная позиции их. Следующей характеристикой процесса обучения в информационно-образовательной среде является – интерактивность, возможность обучающегося взаимодействовать со всеми субъектами этой среды. В частности, можно выделить следующие виды интерактивности : бинарная – человек-человек, человек-ИКТ ; синхронная и асинхронная интерактивность; субъективная интерактивность : преподаватель-студент, преподаватель-группа студентов, студент-студент (группа). Другой положительный момент – коммуникативность, которая является неотъемлемой составляющей интерактивности. Коммуникативные возможности ИКТ особенно значимы сегодня, так как обновление знаний и увеличение их объема настолько велики, что знания, даже в узкой области, не могут быть освоены в одиночку. Люди все больше используют совместную деятельность для получения информации.
Еще хочется остановиться на одном аспекте как мультимедийность, которая характеризует процесс обучения с использованием ИКТ, во всех образовательных подходах предполагает целесообразное совместное использование нескольких средств передачи информации, таких как текст, звук, изображение, анимация, видео, что позволяет в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события и т.д. Процесс обучения в этом случае строится с учетом восприятия и запоминания информации (зрение, слух), видов мышления (наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое).
Анализируя небольшой промежуток времени работы дистанционно, можем сделать вывод, что применения в учебном процессе информационных и коммуникативных технологий дают положительный результат и в нашем вузе созданы достаточные условия для применения на занятиях ИКТ; преподаватели обладают умениями использования информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе, умениями работы в информационно-образовательной среде. Но еще предстоит большая работа по самосовершенствованию. Таким образом, эффективное использование ИКТ в образовательном процессе способствует лучшему усвоению учебного материала. Хочется всем пожелать творческих успехов, двигаться вперед к намеченной цели!
Шалгимбекова А.Б. ст.преподаватель кафедры педагогики