Малокомплектные школы в центре внимания КГПИ

cpk-27.03.14

Сельская школа Казахстана представлена в силу социально-экономических условий в основном малокомплектными школами, специфика которых определяется малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами, многопредметностью одного учителя, наличием разновозрастных объединений учащихся в одном классе, особой формой организации учебных занятий. Этими особенностями и обусловлены проблемы и трудности в работе учителя малокомплектной школы.

Учитель малокомплектной школы в своей деятельности нуждается в квалифицированной научной и методической помощи. Это актуализирует необходимость организации такой системы подготовки будущего учителя, которая обеспечивала бы формирование их готовности к деятельности в малокомплектной школе уже в стенах педагогического вуза.

В КГПИ накоплен определенный опыт работы по оказанию методической помощи учителям малокомплектных школ. Кафедры вуза заключают договора о педагогическом сотрудничестве с малокомплектными школами области, согласно которым оказывают им конкретную методическую помощь в организации учебной и воспитательной работы; проводят выездные обучающие семинары, тренинги, круглые столы, конференции в режиме on-line по актуальным вопросам развития малокомплектной школы.

Заключен договор и разработан совместный план работы кафедры дошкольного, начального и специального образования (ДНиСО) с Московской МКШ. Согласно утвержденному совместному плану 27-го марта 2014 года на базе Московской средней малокомплектной школы Костанайского района был проведен научно-методический семинар по теме «Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей к работе в малокомплектной школе». В работе семинара приняли активное участие преподаватели кафедры ДНиСО, представители отдела образования акимата Костанайского района, Регионального научно – практического центра «Костанай дарыны», научно-исследовательского центра проблем непрерывного педагогического образования КГПИ, заместители директоров по учебно-методической работе школ Костанайского района, педагогический коллектив Московской средней малокомплектной школы.

cpk-27.03.14 1cpk-27.03.14

Большой интерес вызвало выступление старшего методиста отдела развития малокомплектных школ Регионального научно – практического центра «Костанай дарыны» Управления образования акимата Костанайской области Ержановой Сары Оразбаевны по теме «Малокомплектная школа в условиях перехода к 12-летнему образованию». Были рассмотрены актуальные задачи, стоящие перед педагогическими коллективами малокомплектных школ и органами управления образования, освещены перспективы развития системы 12-летнего образования в Республике Казахстан.

Участники семинара отметили важность проблемы, затронутой к.п.н, ст. преподавателем кафедры дошкольного, начального и специального образования Ли Еленой Дмитриевной в докладе «Новые подходы в современном образовании». В ходе обсуждения участники семинара отметили профессионализм докладчика, сумевшего доступно и убедительно раскрыть научную суть новых подходов в образовании.
Учителя технологии, начальных классов, заместители директоров школ по воспитательной работе, руководители творческих кружков высоко оценили содержание мастер-класса, проведенной магистром педагогических наук Борщевской Ириной Петровной по теме «Формирование эстетической культуры школьников».

Особую сложность работы учитель МКШ испытывает в совмещенных классах. Организация урока в совмещенных классах требует чередования деятельности учеников под руководством учителя и самостоятельной работы. Необходимо такое обучение, которое помогло бы учащимся критически анализировать факты, мыслить творчески, ясно выражать свои мысли, с увлечением и интересом работать на уроке, видеть плоды своего труда и уметь их оценить.

cpk-27.03.14 527.03.14

Во многом решить эти проблемы обучения в малокомплектной школе может помочь образовательная программа «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (RWCT). Это обучающая программа, которая способствует развитию аналитического, критического и творческого мышления учащихся. Критическое мышление означает выдвижение собственных позиций по проблеме и умение защитить их. Эта программа способствует созданию в классе демократической обстановки, атмосферы равноправного диалога, когда учитель перестает быть просто источником новой информации, а предоставляет учащимся возможность участия в дискуссии, направленной на умение задавать вопросы, а также находить новую информацию по определенной теме из различных источников. Главная ценность в классе – это ученик, и ему предоставляется право добывать знания самому, думать, анализировать, сопоставлять и делать выбор. Естественно, меняется и роль учителя. Он учит учеников учиться и тем самым даёт им в руки мощное средство познания. Ведь ценнее вооружить ученика умениями добывать знания, чем наполнить его готовыми знаниями.

Отзывы учителей МКШ, работающих в рамках данной программы, свидетельствуют о том, что стратегии критического мышления побуждают интерес к уроку, повышают качество знаний, учат детей творчески думать, вдумчиво читать, анализировать, сравнивать и отстаивать свою точку зрения. Поэтому участники семинара проявили активность в мастер-классе, проведенной Ищановой Раисой Садыкпаевной по технологии критического мышления. Программа RWCT дает большие возможности учителям МКШ для их роста – творческого, профессионального, дает импульс к самосовершенствованию. Интересными были выступления зав.метод.кабинетом ГУ «Отдела образования» акимата Костанайского района Журкубаевой Бакыт Кудайбергеновны, директора Московской МКШ Утеевой Марины Вакильевны.

27.03.14cpk-27.03.14

Продуктивно прошли индивидуальные консультации, проведенные преподавателями кафедры ДНиСО, в области методики обучения в начальной школе: по русскому языку и литературному чтению - Шевченко Г.В., по методике обучения познанию мира - Бекмурзиной Ж.М., по методике организации учебного процесса в разновозрастном коллективе - Олейниковой Т.Н., по методике трудового обучения и технологии - Борщевской И.П. В процессе индивидуальной работы с учителями начальных классов особое внимание было уделено начинающим специалистам, имеющим стаж работы менее 3-х лет, а также учителям, работающим в классах с государственным языком обучения и классах- комплектах. Консультирование учителей начальных классов, работающих в классах с государственным языком обучения, проводила магистр педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры Кушмурзина Д.Х. Для проведения практически ориентированных консультаций преподаватели кафедры использовали привезенные с собой дидактические материалы, наглядные пособия, собственные авторские учебно-методические пособия.

На семинаре были высказаны пожелания о дальнейшем сотрудничестве в разработке перспективного плана совместной деятельности по совершенствованию профессиональной подготовки студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения», в совместной подготовке методических рекомендаций по внедрению новых подходов в педагогический процесс МКНШ; в совместных публикациях, участие учителей школы в научно – практических конференциях КГПИ.

По результатам работы научно-практического семинара разработаны методические рекомендации.

Ищанова Р.С. начальник научно-исследовательского центра
проблем непрерывного педагогического образования

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Новости Учебно-методическая работа Малокомплектные школы в центре внимания КГПИ