Ресурс профессионального становления студентов: курсовая работа по методике преподавания химии
- Подробности
- Опубликовано: 16 мая 2019
Проведение открытых занятий является нормой в образовательной среде. На таких мероприятиях преподаватели обмениваются опытом, делятся педагогическими находками. Проводятся открытые лекции, семинары, лабораторные занятия. 16 мая 2019 года кандидат педагогических наук Ольга Михайловна Чернявская пригласила коллег на открытое занятие СРСП «Защита курсовых работ по дисциплине «Методика преподавания химии» для студентов специальности 5В011200-химия.
Кредитная технология обучения предполагает акцентирование в формах и методах обучения различных видов самостоятельной работы. Практика обучения свидетельствует, что только самостоятельно добытые знания превращают выпускника в продуктивно мыслящего специалиста, способного творчески решать предстоящие профессиональные задачи, а также уверенно отстаивающего свои позиции. Большим потенциалом в этом плане обладает выполнение курсовой работы, что и было продемонстрировано на открытом занятии.
Надо отметить высокую социальную активность третьекурсников: еще в начале учебного года каждый студент определился в выборе направления волонтерской деятельности согласно своим интересам. Так, Молдашева Жанель увлекается инновационным направлением обновления обучения химии на основе ее информатизации, да еще и на английском языке. Ее интерес вылился в интересную и перспективную в развитии курсовую работу «Организация и проведение внеклассной работы по химии в средней школе». Свой проект студентка отработала со школьниками добровольцами – будущими абитуриентами вуза.
Ережепов Ержан, увлеченный поиском химических источников электрической энергии, представил результаты работы по теме «Формирование и развитие понятий об окислительно-восстановительных процессах в школьном курсе химии».
Жиенбаев Токтасын, неоднократный призер национальных олимпиад по химии, раскрыл тему «Расчетные задачи в процессе обучения химии», уверенно доказавший, что это один из самых эффективных путей познания дисциплины.
Чапаксин Иван, не пропустивший ни одного предлагаемого конкурса по химии, успевающий продуктивно совмещать учебу и работу в лучших химических лабораториях производств города, представил другой аспект продуктивных педагогических стратегий в работе «Химический эксперимент как метод обучения».
Все работы студентов имеют проекцию в профессиональное будущее, представлены в выступлениях на конференциях, научных конкурсах.
Сама процедура защиты курсовых работ проходила нестандартно. Были приглашены студенты-сокурсники, а преподаватели на некоторое время выполняли роли, полученные в результате розыгрыша. Так, профессор Калимаш Ахатовна Абдыкаликова выполняла сложнейщую функцию беспощадного «черного оппонента», ассоциированный профессор Наталия Веняминовна Важева в роли «белого оппонента» находила положительные стороны работы. Магистр Губенко Максим Андреевич и ассоциированный профессор Таурбаева Гульжан Урмантаевна, как стейкхолдеры, пребывали в роли менеджеров образования, директоров школ и рассматривали авторов с их представленными работами на предмет потенциального трудоустройства. Жумагалиева Батжан Мукановна, как наставник, показывала проекцию дальнейшего развития курсовых работ.
Все участники занятия созвучны во мнении, что самостоятельная работа студентов в выполнении курсовой работы является одним из эффективнейших средств активизации творческой деятельности студентов. Курсовую работу, безусловно, следует рассматривать как весомый ресурс подготовки учителей химии.
Таурбаева Гульжан Урмантаевна, к.х.н.,
ассоциированный профессор