Эффективные пути овладения искусством делового общения и профессиональной этики будущими педагогами
- Подробности
- Опубликовано: 13 апреля 2018
Важное место в профессиональной подготовке будущих педагогов занимает процесс овладения студентами технологией делового общения. Культура управленческого общения в педагогическом коллективе школы является неотъемлемой частью профессионального мастерства учителя.
С целью формирования компетентности будущих педагогов в вопросах делового общения, профессиональной этики, построения эффективных коммуникаций на межличностном и профессиональном уровнях в рамках методической недели кафедры педагогики прошло открытое практическое занятие по дисциплине «Менеджмент в образовании» со студентами II курса специальности «Дефектология». Занятие было проведено старшим преподавателем кафедры педагогики, кандидатом педагогических наук Карпыковой Г.У. 13 апреля текущего года.
Практическое занятие проходило в форме ситуационной игры, каждая из 4-х групп подобрала и разыграла ситуации по проблемам построения эффективных коммуникаций между участниками образовательного процесса, официальных и неофициальных форм общения, выбора стиля взаимодействия субъектов педагогического менеджмента, преодоления барьеров и препятствий в налаживании взаимоотношений в коллективе школы.
В качестве ключевой идеи занятия были выбраны слова английского ученого, банкира и писателя Джона Леббока «Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».
Участниками игры были предложены различные ситуации межличностной коммуникации на основе устного общения, письменного обмена информацией, в режиме on-line, общения учителей и администрации школы с внешней средой, неформальной коммуникации в педагогическом коллективе. Также студенты продемонстрировали на практике соблюдение или несоблюдение принципов этики делового общения, правил эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса в школе. На занятии, моделируя возможные ситуации делового общения и этического поведения, студенты отрабатывали навыки управления процессом профессионального общения в педагогическом коллективе.
Специфической особенностью современного педагогического коллектива школы является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Не секрет, что женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны. Поэтому факт того, что данная группа сплошь состоит из представительниц прекрасного пола, обеспечила реалистичность возможных ситуаций и эффективную отработку необходимых навыков управления практикой делового общения в школе.
Проведенная в конце занятия рефлексия показала усвоение студентами содержания ключевых понятий, принципов, правил делового общения и этики управления, наличие способности интерпретации имеющихся знаний в новых контекстах, сформированность рефлексивно-оценочной культуры будущих педагогов.