Курсы повышения квалификации преподавателей

14.11.13

С 2012 года впервые на базе ФАО «Өрлеу» РИПКСО реализована новая программа обучения преподавателей вузов Казахстана по инновационным программам. Новым направлением повышения квалификации преподавателей вузов является обучение в лучших зарубежных университетах. С 2012 по 2013 годы девятнадцать преподавателей нашего вуза прошли двухнедельную стажировку на базе университетов Германии, Японии, Великобритании, Португалии и Испании. Обучение на базе зарубежных университетов в контексте программы повышения квалификации является уникальным событием в академической среде Казахстана.

14.11.13В ноябре 2013 года восемь преподавателей КГПИ прошли курсы повышения квалификации на базе одной из крупнейших университетов Испании - Валенсийском политехническом университете.
Цель курсов - повышение квалификации педагогов в области современных технологий обучения для повышения конкурентоспособности системы высшего образования страны. Курсы прошли в дистанционной и очной форме обучения. За период дистанционного обучения была освоена программа повышения квалификации по казахстанской программе РИПКСО. Современные подходы в системе непрерывного образования позволили улучшить качество преподавания, благодаря использованию современных технологий и методов обучения. Изучение технологий саморазвития, самосовершенствования, самореализации позволило освоить методы активизации мыслительной деятельности студентов в учебном процессе. Системы оценивания результатов образования позволили глубже понять критериальный характер современной системы оценивания.

По программе обучения в Валенсийском политехническом университете повышение квалификации прошли 59 преподавателей педагогических специальностей из разных вузов Республики Казахстан, что способствовало обмену педагогическим опытом. Программа курса была нацелена на освоение новых педагогических технологий, совершенствование техники преподавания в высшем учебном заведении. Мы получили прекрасную возможность изучить теоретические подходы и опыт испанских профессоров по планированию и оцениванию результатов обучения, а также внедрению инновационных технологий обучения, способствующих значительному повышению его эффективности. Программа основана на компетентностном подходе к организации образовательного процесса. Данный подход предполагает осуществление планирования образовательного процесса и оценку его результативности с точки зрения сформированнности у обучающихся определенных компетенций. На формирование компетенций обучающихся направлены образовательные технологии, позволяющие активизировать деятельность студентов. Подходы к планированию и оцениванию результатов обучения, а также к его организации с использованием активных методологий и информационно-коммуникационных систем, изложенные испанскими профессорами в ходе лекционных занятий, соответствуют нашему пониманию данной позиции и отражают практику образовательного процесса.

14.11.13-3Основополагающим содержанием курсов явилось не только ознакомление с инновационными подходами в обучении, но и демонстрация при помощи обучающих тренингов возможности применения современных образовательных технологий в обучении. Особое внимание коллеги из Валенсии уделяют методу проектов, что вполне оправдано направлением работы ВУЗа. Проекты делятся на учебные и финальные. Последние защищаются как диплом и даже могут быть реализованы, если будут востребованы. Некоторые специальности настолько востребованы, что проекты, созданные, например, на архитектурном факультете не требуют никаких согласований кроме подписи архитектора. Практическое применение на занятиях метода кейса, автодидактов, концептуальных карт способствует активизации деятельности студентов на занятиях, умению самостоятельно добывать необходимую информацию, правильно ее использовать, делиться новыми знаниями со своими сокурсниками, формированию навыков успешного общения. Кейс-метод позволит актуализировать теоретические знания по изучаемому курсу, накапливать практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты получат возможность проявить и усовершенствовать аналитические навыки, научатся работать в команде, применять на практике теоретический материал. Использование кейс-метода позволит увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой. Концептуальные карты особенно полезны в тех дисциплинах, где присутствует объемный понятийный аппарат и необходимо связать одно новое понятие с другим, причем мотивировать эту связь. Преимущество концептуальных карт заключается в их емкости и компактности. Информация одной карты включает 30 страниц обычного текста. В политехническом университете разработана электронная программа для построения концептуальных карт, которую осваивают студенты в первые часы обучения дисциплине.

-Лекции, практические занятия профессоров политехнического университета по планированию обучения, обучению, основанного на проектах, метода кейсов, автодидактов, концептуальных карт, практическому применению оценки компетенции были продуктивными, интересными, познавательными. Многообразие тематики лекций, разносторонность контактов с лекторами университета г.Валенсии стало стимулом для творческого саморазвития и стремления к применению полученной информации в педагогической практике. Использование интерактивных технологий на занятиях повышает интерес к дисциплине, делает материал более доступным, освобождает преподавателя от некоторых постоянных стандартных действий, учит студентов навыкам работы со специальными программами, способствует развитию взаимодействия между всеми участниками процесса обучения.

Большой интерес в плане ознакомления с новыми информационно-коммуникативными и компьютерными технологиями представили лекции профессоров информатики Хосе Луиса ПосаЛухан и Мигеля ФеррандоБатайер, которые ознакомили с ИКТ и продемонстрировали методику их использования в процессе занятий. Студенты университета используют веб-страницы социальных сетей для работы над своим дипломным проектом и для общения с преподавателем по поводу самостоятельной работы. Преподаватели используют различные электронные платформы, такие как Sakai, для рассылки заданий и для проведения экзаменов. Все 15 аудиторий оснащены компьютерной техникой и могут передавать дистанционно информацию, кроме того, есть специальная телестудия для записи лекций. Лекции транслируются студентам непосредственно, что, безусловно, улучшает восприятие информации по сравнению с простым прочтением текста.

-Большое внимание на занятиях уделяется автономному обучению. Автономное обучение – это самостоятельное обучение, но под руководством преподавателя. При этом студент освобождается от психологического давления, связанного с тем, что ему необходимо соответствовать требованиям преподавателя. У него появляется другое отношение к процессу обучения: повышается уровень мотивации, самооценки, понижается страх перед возможностью допустить ошибку. У студента при самостоятельной работе с различными материалами со временем развивается способность использовать определенные техники и стратегии обучения на другом, аутентичном, материале. Таким образом, автономное обучение помогает получать знания самостоятельно, сознательно принимать на себя ответственность за свое обучение, проявлять инициативу в отношении своего обучения с постоянным контролем и достигнутым уровнем обучения. При автономном обучении студенты могут анализировать свою работу и работу сокурсников, корректируя и совершенствуя, применять навыки работы в парах, группе, свободно высказывать свои мысли, думать критически, прислушиваться к мнению своих товарищей, стремиться к самостоятельному добыванию знаний через поисковые стратегии при чтении, выполнении письменных работ и дискуссиях.

Таким образом, стажировка в политехническом университете Валенсии по программе «Основные положения университетской педагогики» показала, что построение учебного процесса в данном вузе основано на актуальном сегодня компетентностном подходе с использованием активных методов и технологических ресурсов поддержки для получения знаний. Очень полезно было заниматься дистанционно, но еще важнее было погрузиться в атмосферу Политехнического университета Валенсии, работать в прекрасно оснащенных аудиториях университета, непосредственно общаться с преподавателями, ощутить себя студентами и все 10 дней посвятить методическим проблемам высшей школы на европейском уровне.

-
Встреча с директором Института повышения квалификации Валенсии
Ищанова Раиса Садыкпаевна,
начальник научно-исследовательского центра
проблем непрерывного педагогического образования

Наши координаты

110000, г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Мы в социальных сетях

Вы здесь: Главная Новости Учебно-методическая работа Курсы повышения квалификации преподавателей