Сотрудничество КГПИ с сельскими малокомплектными школами
- Подробности
- Опубликовано: 20 декабря 2013
Одним из направлений работы Научно-исследовательского центра проблем непрерывного педагогического образования является взаимодействие и сотрудничество вуза с сельскими малокомплектными школами. Малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. В настоящее время учитель малокомплектной школы в своей деятельности нуждается в квалифицированной научной и методической помощи. Это актуализирует необходимость организации такой системы подготовки будущего учителя, которая обеспечивала бы формирование их готовности к деятельности в малокомплектной школе уже в стенах вуза.
В нашем институте накоплен определенный опыт работы по оказанию методической помощи учителям малокомплектных школ.
Кафедры вуза заключают договора о педагогическом сотрудничестве с базовыми малокомплектными школами области, согласно которым оказывают им конкретную методическую помощь в организации учебной и воспитательной работы; проводят выездные обучающие семинары, тренинги, круглые столы, конференции в режиме on-line по актуальным вопросам развития малокомплектной школы.
Разработан совместный план работы кафедры русского языка и литературы с Жамбылской МКШ. Учителя и учащиеся данной школы принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Недели кафедры, Дня открытых дверей факультета и института. В ноябре преподаватели кафедры вместе со студентами 4 курса специальности «Русский язык и литература» провели на базе школы методический семинар «Инновационные технологии в обучении русскому языку». Учителя школы участвовали в обсуждении вопросов по теме семинара и поделились опытом работы.
На кафедре иностранных языков ведется подготовка к выпуску учебно-методического пособия «Обучение иностранному языку в условиях МКШ», запланирован обучающий семинар на базе Чапаевской малокомплектной школы по теме «Интеграция обучения в малокомплектной школе. Интегрированные уроки.»
Кафедрой Всемирной истории и общественных дисциплин в ноябре проведен круглый стол «Пути взаимодействия малокомплектных школ с вузом», а на базе опорной Александровской МКШ проведен семинар «Проблемы преподавания краеведения в малокомплектной школе». Преподавателями кафедры выпущен ряд публикаций по проблемам поурочного планирования в малокомплектных школах, методике преподавания истории и формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
На кафедре естественных наук по ряду дисциплин разработаны методические рекомендации по технологии планирования и организации учебного процесса в МКШ, проведен выездной круглый стол в Маяковской МКШ по проблемам обучения и воспитания в малокомплектной школе. Педагогический коллектив школы вышел с просьбой оказать помощь по организации научной работы по химии, биологии, географии и обеспечению школы кадрами. На 2014 учебный год кафедрой запланирована следующая работа: мастер-класс по постановке, технике, методике проведения химического (биологического) эксперимента, проведение семинара-консультации по организации научной работы и подготовке учащихся малокомплектных школ к предметным олимпиадам. Эти мероприятия, безусловно, способствуют повышению профессиональной компетентности учителей малокомплектных школ и качества обучения в малокомплектной школе в соответствии с требованиями Концепции развития малокомплектных школ.
Кафедра теории и практики физической культуры, спорта и туризма оказывают Садовой малокомплектной школе методическую помощь в планировании учебно-воспитательного процесса по физической культуре, организации и проведении школьной спартакиады по национальным видам спорта, в освоении здоровьесберегающих технологий; ведется работа по внедрению инновационных педагогических технологий: «Спортизированное физическое воспитание», «Олимпийская культура в физическом воспитании». Вопросы по малокомплектной школам включены в тематику курсовых работ и НИРС.
На кафедре физико-математических и общетехнических дисциплин запланирован семинар в оn-line режиме с Авдеевской МКШ Камыстинского района на тему «Преподавание общетехнических дисциплин в малокомплектной школе». Оказание практической помощи МКШ осуществляется и в сотрудничестве с Управлением образования: Кафедрой искусств совместно с региональным научно-практическим центром «Костанай-Дарыны» проведена региональная научно-практическая конференция в режиме on-line «Проблемы музыкального образования в малокомплектных школах». В работе конференции приняли участие 5 ресурсных центров опорных малокомплектных школ.
Кафедрой дошкольного, начального и специального образования совместно с Управлением образования проведён научно-методический семинар в режиме on-line «Актуальные проблемы обучения и воспитания в условиях малокомплектной начальной школы». Активное участие преподаватели вузов из Костаная, Алматы, Тараза, Караганды, Актобе, Семей приняли в Республиканском образовательном форуме малокомплектных школ «Модернизация малокомплектной школы как основа обеспечения качественного образования сельских школьников», который состоялся 11-12 декабря на базе Аркалыкского государственного педагогического института.
Была создана диалоговая площадка, на которой участники Форума предъявили широкому кругу педагогического сообщества и общественности результаты инновационной деятельности в малокомплектных школах, были обсуждены и выработаны конструктивные предложения по вопросам научно и программно-методического сопровождения инновационных процессов в МКШ.\
Ищанова Р.С, начальник научно-исследовательского центра
проблем непрерывного педагогического образования КГПИ