Курсы повышения квалификации на базе крупнейших зарубежных университетов
- Подробности
- Опубликовано: 04 февраля 2014
Европейское образование в современной образовательной системе является одной из наиболее прогрессивных, направленной на научные достижения и подготовку высококвалифицированных специалистов. В ноябре-декабре 2013 года тринадцать преподавателей нашего вуза прошли курсы повышения квалификации на базе крупнейших зарубежных университетов: Дюссельдорфском университете (Германия), Норвическом институте языкового образования (Великобритания), Лиссабонском высшем техническом университете (Португалия), Валенсийском политехническом университете (Испания).
Преподаватели поделились своими впечатлениями, рассуждениями и предложениями.
Жигитов Алибек Бекежанович, ст. преподаватель кафедры физико-математических и общетехнических дисциплин:
«... Прежде всего, отправляясь в поездку в зарубежный вуз, да еще такой как Валенсийский политехнический университет в Испании, на берегу Средиземного моря, далеко не последний в рейтинге вузов Европы меня интересовали такие вопросы как: «чему нас будут учить?», «как нас будут учить?», «что интересного в их программах подготовки студентов?», «какие веяния в их испанском образовании происходят?».Загодя вперед должен сказать, что я получил исчерпывающие ответы на все свои вопросы. Для меня наиболее интересным был модуль «Информационно коммуникационные системы».
Лектор Хосе Луис Поса Лухан, который уже имел степень PhD по информатике, доходчиво объяснял нам, что мы в современном мире реликты, что нам тяжело понять молодежь, которая уже далеко впереди нас по части использования информационных систем, а в частности и интернет. Что интернет - это скорее друг, чем враг. Что обучать можно и прибегая к социальным сетям. Кроме этого много практической информации о том, как и где найти информацию по визуализации своих материалов по тому, как создать собственную социальную сеть. И я понимал, что интуитивно мы это делали, мы создавали страничку кафедры в интернете, но использовали ее не как инструмент обучения, а как инструмент сообщения новостей. Кроме этого профессором Мигелем Фернандо Батаером был презентован его проект видеолекции по дисциплине «электротехнические антенны», то есть абсолютно бесплатный, имеющийся в свободном доступе в ютубе ресурс, посвященный просвещению людей. Для меня это был ценный опыт. Так как три года назад мы с моим коллегой Комиссаровым С.В. исследовали положительные моменты в применении видеолекций на занятиях, а также в использовании различного рода программ. Этот прекрасный опыт знакомства с другой культурой будет по возможности внедрен в учебный процесс и найдет свое отражение в научных статьях по использованию новых информационных технологий. Мы живем в информационном обществе, и как говорил наш тьютор, мы в нем гости, потому что это век молодого поколения, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором, изменяются требования к системе образования и профессиональной деятельности.»
Абильмаликов Куаныш Кабдулович, магистр истории, преподаватель кафедры истории Казахстана:
«...Поездка на курсы повышения квалификации по программе «Өрлеу» в политехнический университет города Валенсии значительно обогатила знания многих моих коллег и меня в частности по организации учебного процесса в вузе, методике обучения и воспитания.
Говоря о техническом оснащении университета можно привести лишь один пример, на оснащение аудиторий и технических лабораторий, центра информатики в год выделяется около 5 миллионов евро. На обеспечении интернет-ресурсами в вузе работает 40 программистов, следящих за системой дистанционного обучения. Сам процесс обучения также связан с кредитной технологией обучения, где аудиторные занятия занимают примерно 30% занятости самого студента, остальное время студент тратит на самостоятельную подготовку.
Планирование обучения в испанской системе образования прежде всего основано на системе компетенций, на каждую специальность выделятся примерно 14-15 компетенций. В Испании существует несколько агентств, проверяющих качество этих компетенций: ABET, MECES, EUR-ACE, Ordenes CIN. В политехническом университете Валенсии проверкой и контролем качества компетенций следит европейское агентство EUR-ACE.
В испанской системе образования нет такого понятия, как государственный общеобязательный стандарт образования. В вузах прежде всего преследуют реализацию компетенций у студентов, которые они должны получить в конце обучения. Срок обучения – 5 лет, сам диплом выдается только через два года после обучения, потому что все дипломы об окончании вуза подписывает король Испании.
В кредитной технологии обучения 1 кредит равен 10 часам работы студента и преподавателя, в форме аудиторных занятий – лекции, семинары. На дисциплину выделяется по 3 кредита в 25-30 аудиторных часов. Хотя такого понятия как семинарские занятия преподаватели университета не употребляли. Лекционные занятия проходят в различной форме с активным участием студентов. На лекциях преподаватели учат студентов технике и методике самостоятельной работы. При этом материал для работы не перегружается, потому что преподавателю будет сложно оценивать самостоятельную работу студента, если в группе 25-30 человек. Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся сам конструирует процесс обучения, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.»
Шумейко Татьяна Степановна, к.п.н., и.о.доцента кафедры педагогики:
«... Во время стажировки в институте науки и образования политехнического института г. Валенсия мы изучили теоретические подходы и опыт испанских профессоров по планированию и оцениванию результатов обучения, а также внедрению инновационных технологий обучения, способствующих повышению его эффективности. В соответствии с предложенной программой в ходе лекционных занятий и выполнения практических работ, преимущественно в группах, мы изучили подходы испанских коллег к планированию и оцениванию результатов обучения, а также к его организации с использованием активных методологий и информационно-коммуникационных систем. Данные подходы соответствуют нашему пониманию и отражают практику образовательного процесса. Мы были ознакомлены с опытом использования технологии проектного обучения в ходе разработки архитектурных проектов, метода кейсов, автодидактов и концептуальных карт на учебных занятиях. Несмотря на то, что мы систематически используем технологию проектного обучения при подготовке будущих педагогов, мы увидели интересные идеи, реализованные в опыте преподавателей архитектуры политехнического университета г.Валенсии по использованию метода проектов, которые считаем целесообразным реализовать в своей практике.
Метод кейсов мы эпизодически используем в своей практике преподавания педагогических дисциплин. Однако опыт преподавателей Валенсийского университета убедил нас в том, что данную технологию следует использовать систематически, в частности, в преподавании таких дисциплин как педагогический менеджмент и методология научно-педагогических исследований для создания базы возможных решений и выбора наиболее оптимального.
В своей педагогической практике мы достаточно широко используем составление логико-структурных схем в процессе выполнения самостоятельной работы студентами различных форм обучения (очной, заочной и дистанционной). С целью активизации познавательной деятельности студентов и наглядного представления содержания учебного материала представляем его графически в виде схем, которые включаем в презентации к лекционным занятиям и в виде блоков графического представления информации в разработанных нами учебных пособиях (по конструированию одежды, проектированию бизнеса, инновационной педагогике), имеющих модульную структуру.
Прослушав лекцию профессора политехнического университета Валенсии Элоины Гарсии Феликс на тему «Автодидакты. Концептуальные карты», мы пришли к выводу о возможности совершенствования графического представления учебного материала с использованием концептуальных карт, в которых, в отличие от схем, обозначаются не только компоненты исследуемого явления и связи между ними (обычно стрелками), но и указывается (обычно словами по направлению стрелок или в виде надписи в геометрических фигурах возле стрелок) характер связи между данными компонентами. Причем концептуальные карты можно использовать не только для представления содержания учебного материала, но и для разработки инструкционных карт для студентов по выполнению различных заданий. Таким образом, стажировка в политехническом университете Валенсии по программе «Основные положения университетской педагогики» показала, что построение учебного процесса в данном вузе основано на актуальном сегодня компетентностном подходе с использованием активных методов и технологических ресурсов поддержки для получения знаний. Результативность данной стажировки определяется тем, что на основе изучения опыта испанских педагогов можно внести определенные усовершенствования в организуемый нами процесс подготовки будущих педагогов в вузе.»
Бородулина Ольга, к.б.н, доцент кафедры естественных наук.
«... К активным методам обучения наши коллеги из политехнического университета Валенсии относят автодидакты и концептуальные карты. В современном понимании процесс обучения это – активный и конструктивный процесс, с помощью которого человек, обычно при содействии других, включает информативное содержание, выстраивая из него знание, приобретает, изменяет и развивает умения и стратегии у мения или/и знания. Современная педагогика настроена на активный метод познания, который предполагает самостоятельное обучение (автодидакт), активизирующее студентов в большей степени, чем лекции, практические занятия, работа в исследовательских группах, лабораторные работы. Для преподавателя остается чисто методическая задача – мотивировать студентов быть более самостоятельными и независимыми в процессе обучения. Особый интерес в связи с этим у меня вызвал метод Пазл Арсона, который я представила в своем портфолио. Коротко, он состоит из трех этапов: работа по заданной теме самостоятельно; работа в группах «экспертов»; возвращение экспертов и обсуждение материалов в рабочей группе. Преподаватель оценивает работу и на втором и на третьем этапах, возможна оценка групповая, которая стимулирует в этом методе чувство ответственности каждого студента. Метод очень хорошо подходит для изучения объемного материала. Создание портфолио по конкретным дисциплинам тоже очень удачный метод автодидакта. Особенно это касается методик конкретных дисциплин или их разделов, в дальнейшем портфолио может использоваться как отправная точка в создании УМКД будущего преподавателя.
Концептуальные карты используют естественный иерархический принцип ассоциаций, обнаруженный биологами в коре головного мозга. Концептуальные карты особенно полезны в тех дисциплинах, где присутствует объемный понятийный аппарат и необходимо связать одно новое понятие с другим, причем мотивировать эту связь. Преимущество концептуальных карт заключается в их емкости и компактности. Информация одной карты включает 30 страниц обычного текста. В политехническом университете разработана электронная программа для построения концептуальных карт, которую осваивают студенты в первые часы обучения дисциплине.»
Kushneruk Madina, A senior teacher of Kostanai State Pedagogical Institute:
«...I have been teaching for almost 10 years. First at Kostanai State University named after A. Baitursynov, then at Kostanai State Pedagogical Institute. And this year I had a great chance of taking part in "The Program of Professional Development of Teachers, employed by Higher Pedagogical Institutions", created by the branch of JSC «The National Center for Professional Development «Orleu».
It is quite difficult to describe what I was feeling when I learnt that I was one of the participants. But let's start from the very beginning. The training course in Spain included 4 modules. The training was in English. It was an incredible experience.
Module 1: Planning. It consisted of 1 class. It was devoted to Learning planning and carried out by Professor Miguel Leiva Brondo. We were trained how to set learning outcomes and learning results. The class included theoretical part and practical part, so we had a chance to apply the gained skills.
Module 2: Active Methodologies. It was a bigger module and it consisted of 4 classes. They were devoted to Project based planning, Case method, Autonomous learning, Concept maps and Participatory lecture. The classes were conducted by Igor Fernandez Plazaola, Eugenia Babiloni Grinon, Felix Buendia Garcia, Ester Guijarro Tarradellas.
We were introduced to project based planning, where it is important that students must be engaged and motivated. According to it the feedback is compulsory. To make students motivated it is necessary to create for students a problem, which they must solve and while solving the problem they gain new skills and knowledge. Also we enriched our knowledge about case method. Case method supposes some situation which facilitates students' activity and makes them think creatively. There is no single solution of the problem. And it involves lots of teacher's efforts to create a situation, which is true to life and which encourages students to work hard.
Speaking about the autonomous learning, as it was introduced to us, it is very similar to individual learning, but we were explained some new details. The new experience for me was singing a learning contract. A learning contract is very motivating and it has clear outcomes for a student and for a teacher.
A participatory lecture is an active lecture, which supposes effective communication.
Module 3: Evaluation
It consisted of two classes. They were devoted to Overview on the competence assessment and Practical applications of skills assessment. As you see the first class was theoretical and the second class was practical. The classes were conducted by Frances Watts. We were introduced to such notions as assessment learning, assessment techniques and assessment tools. Lots of examples were given how to use them effectively. Also we discussed assessment criteria and tried to work out some of them for assessing the learning process in our subjects. Different kinds of assessment were introduced to us as well.
Module 4: New technologies.
It consisted of two classes and they were devoted to Technological resources for learning support. The classes were conducted by Miguel Ferrando Bataller and Miguel Rebollo Pedruelo. We were told about modern technologies, which can be used in educational process. Also the professors described us the facilities of the Politechnical University of Valencia. We were shown a highly-technological recording studio with the latest equipment.
Each class lasted about 2 hours. Our classes started at 9.00 a.m and finished at 14.00. After the classes we had a chance to work autonomously. Also we had a great opportunity to walk around Valencia in the evenings. It is an out-of-the-world city. It is the third largest city in the world. One part of the city is old and you can see lots of historical buildings here. In this part the streets are very narrow, but they are fascinating. And the other part of the city is quite modern with the latest architecture design.
As I have already mentioned all the classes were conducted in English. Most of the teachers were Spanish, but they could speak fluent English and there were not any problems with communication. Among the Spanish teachers there was one American, Frances Watts and her English was just amazing. Moreover she is also a teacher of English and she could share her professional experience with us.
People in Valencia are very friendly and open. They are always ready to help. Though very few of them can speak English and that was very surprising for me.
Saturday and Sunday were days off. The University arranged for us 4 excursions:
- An excursion to the historical part of Valencia
- An excursion to oceanarium of Valencia.
- An excursion around the premises of Valencia University
- An excursion to the porcelain factory.
All the excursions were very informative and interesting. Most of all I liked the oceanarium of Valencia and the porcelain factory. In the oceanarium we could see various specious of fish, sharks, dolphins, etc. At the porcelain factory we were shown the whole process how the figures out of porcelain made. All of them are hand-made. The Ministry of Education is very much interested in promoting higher education in Kazakhstan. It is a great experience of doing training courses abroad. Spanish teachers shared their experience with us and we are grateful to them. On the other hand it is also a great responsibility. Now at our Institutes, all the participants of the program will share the gained experience with our colleagues. Also all the gained skills and knowledge we can use in teaching making teaching process, in my case teaching foreign language, a fascinating experience.
Сейсембай Гүлмира Амангелдіқызы, қазақ тілі мен әдебиеті кафедрасының аға оқытушысы:
«...Португалия елінде өткізілген курс барысында ҚР ЖОО оқытушылары «Карьераны зерттеу және дамыту», «Жоғары білім», «Білім берудің педагогикасы, әдістемесі және бағалау», «Білім беру жобасы», «Европалық жоғары білім жүйесі», «Білім берудегі педагогика мен әдістеме» тақырыптары негізінде дәріс алды. Бұл тақырыптар бойынша институттың жетекші ғалым-оқытушыларының дәрістері тыңдалып, топтық практикалық жұмыстар атқарылды.
Біз үшін бұл тәжірибелік іссапардың пайдалы жақтары көп болды. Әсіресе, Еуропалық білім жүйесінің кейбір ұтымды жақтары туралы алған ақпараттар қызықтырды. Біздің елмен бірдей Болон процесі бойынша білім беруді жүзеге асырғанмен, оқыту үрдісінде айтарлықтай ерекшеліктердің бар екендігін байқадық. Студентке еркіндіктің көп берілетіндігі, тіпті сабаққа қатысуда да, өз бетімен орындалатын топтық жұмыстарға басым назар аудару, қорытынды емтиханның болмауы т.б. өзгешеліктердің тиімділігі де бар сияқты. Әрине, бұл біздің жүйеде кемшіліктер бар дегенді білдірмейді. Кейде студенттердің тек қорытынды баға үшін, яғни балл үшін ғана нәтижесіз жұмыс атқаратындығын, өкінішке орай көп жағдайда білім көрсеткіші бола алмайтын шартты жаттаудан тұратын қорытынды тесттік бақылауды есепке алар болсақ Португалия оқу орындарындағы нақты жұмыс нәтижесін, яғни студенттің семестр бойғы теориялық-практикалық жұмысының көрсеткішін бағалау тиімдірек емес пе деген ойға қалдық. Студентті күйзеліс жағдайына ұшыратпауға ерекше мән берулері де үлгі алуға болатын жайт дегім келеді. Білім сапасын көтерудің жолдары көп. Біздің Португалия еліне бару мақсатымыз да осы жолдарды іздеумен байланысты екендігі анық. Әлем мойындап отырған Еуропа елдерінің білім беру жүйесіндегі ерекшеліктерді көру, салыстыру, қажеттісін тиімді пайдалана білу де біз үшін аса қажет.»
Кушмурзина Даметкен Хажмухановна, Психология және педагогика факультеті Мектепке дейінгі, бастауыш және арнайы білім беру кафедрасының аға оқытушысы, п.ғ. магистрі
«Қазақстан Республикасының білім беруді дамытудың 2011-2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасын іске асыру мақсатында «Біліктілікті арттырудың ұлттық орталығы» АҚ «Өрлеу» филиалы Білім беру жүйесінің басшы және ғылыми-педагогикалық кадрлары біліктілігін арттыратын Республикалық институтының ұйымдастыруымен Португалия мемлекетінің астанасы Лиссабон қаласындағы «ISEL» инженерлік-техникалық университетінде 2013 жылдың 12 қарашасы мен 24 қарашасы аралығында педагогикалық тәжірибе алмасу мақсатында өткізілген арнайы курстан өтіп келдім.
Курста 2006 жылдан бастап ISEL президенті болып қызмет атқарып отырған, профессор Хосе Карлуш Куадраду, Санта -Крус-де -ла-Сьерра (UPSA) университетінің ғылым және әлеуметтік сала бойынша проректоры, профессор Ваниа Рока Уриосте, электротехникалық машина құрылысы саласы философиясының докторы Паула Лауро Антунеш, машина құрылысы саласы философиясының докторы Жозе Собрал, азаматтық құрылыс саласы философиясының докторы Филипп Васкеш және компьютерлік ғылымдар философиясының докторы Катя Важ дәріс оқыды.
Дәріс барысында жоғары оқу орындарындағы өзгерістер және осындай өзгерістерді ортаның қабылдауы және оған айтылатын сын мәселесі де қарастырылды. Негізі оқу процесі білімді қалыптастыру, беру және қабылдау кезеңдерімен жүйеленсе, білім беруде экономикалық, әкімшіліктік және философиялық деңгейлер негізгі құрал болатындығы айтылды. Дәріскерлер аудиториямен тығыз қарам-қатынаста болып, дәріс сұрақ-жауап, диспут әдісі бойынша жүріп отырды. Білімді жетілдіру курсы барысында алған білімге негізделе отырып портфолио жасалып, аналитикалық есеп берілді. Портфолио тағылымдаманың бірінші бөлімі 4 модуль бойынша өтілген сабақтармен байланыстырылды.»
Тойымбетова Динара, старший преподаватель кафедры психологии:
«... Основным подходом в построении системы образования в Португалии (инженерно-технический университет ISEL г.Лиссабон) является гуманистический подход, «студентоцентрированный», позволяющий определить полученные знания, навыки и умения студентов в процессе изучения курса. При подготовке специалиста в Европе большое место отводится проектной деятельности, процессу планирования и организации исследовательской деятельности студента. Мы ознакомились с алгоритмом разработки образовательных программ для своей специальности, что и составляло содержание практических занятий, проводимых в университете профессурой ISEL. Для меня была интересной информация, касаемая процесса контроля и оценивания знаний студента. Формы оценивания разнообразны: оценка преподавателем, самооценка, взаимооценка, системы оценки и контроля знаний и умений по таксономии Блума, Гомеса, Багойя и т.д.
Европейская система образования активно использует IT-технологии в организации учебных занятий. Одной из форм активизации самостоятельной работы студентов служит широкое использование Интернет-ресурсов в образовательной практике. Эти формы предполагают использование Интернет-ресурсов двух типов: социальные сервисы и учебные Интернет-ресурсы».
Балжанова Айгуль Магжановна, ст.преподаватель кафедры иностранных языков:
« ... Во время обучения в Норвическом институте языкового образования в г.Норвич (Великобритания) были проведены совместные сессии, тренинги с преподавателями вузов из Узбекистана и Италии. Большое внимание уделялось обсуждению личностного развития как педагога, изучению современных подходов в обучении английскому языку. Сотрудничество, совместная работа во время тренингов, семинаров и сессий дали не только огромные возможности для совершенствования своих профессиональных навыков, но и общения с носителями языка, лучшего понимания людей и культуры зарубежной страны.»
Саналин Сабит Маратович, ст.преподаватель кафедры физико-математических и общетехнических дисциплин:
«... курсы повышения квалификации по теме «Инновационные методы и технологии обучения в университетах Германии» прошли на базе Международной академии менеджмента и технологий INTAMT.
Интересно, плодотворно прошли презентации в Учебном центре производственного предприятия Siemens AG в Мюльхайме, Технопарке при техническом университете Дортмунд, в государственном университете дистанционного обучения Хаген, в дидактическом центре Вестфальского Университета прикладных наук в Бохольте.
Более подробно были освещены современные подходы в системе непрерывного практико- ориентированного образования; организация учебного процесса в университетах Германии; основные направления развития инноваций в учебно-методической деятельности университетов Германии. Большое внимание отводится в вузах организации внедрению проектного обучения, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов и аспирантов в процессе обучения.
Данные курсы повышения квалификации открыли для меня широкие возможности профессионального роста в качестве преподавателя, дали стимул для применения новых образовательных технологий в учебном процессе. Общение и работа в группе с преподавателями других ВУЗов способствовали обмену опытом и расширению кругозора.»
Ищанова Р.С, начальник научно-исследовательского центра проблем непрерывного педагогического образования