«Высшая система образования за рубежом»
- Подробности
- Опубликовано: 13 февраля 2014
Толеген Мухтар Адильбекович, проректор по учебно-методической работе.
Обучение за рубежом, вне своей страны, всегда, во все времена, в разных культурах и у разных народов всегда имело важное значение, не только в области образования, но и в возможности увидеть разные традиции и культуры, узнать менталитет, воспитать уважение к другим культурным ценностям. Так в средние века на территории Казахстана знаменитые мыслители, философы, проповедники, теологи, которые двигали науки и культуру своих стран вперед, обучались в наиболее знаменитых в те времена научных школах Востока - медресе, мектебах, таррикатах, библиотеках Дамаска, Багдада, Мекки, Каира, Бухары. Такими были Абу Насыр Аль-Фараби, Арыстанбаб, Ахмед Яссауи, Юсуф Баласугуни и др. Обучаясь, путешествуя по арабским странам, они впитывали в себя все знания современной арабской культуры и культуры Востока в целом. В XVII-XVIII веках Петр I понимая, что Россия безнадежно отстает от европейских стран в промышленном, социальном, политическом и экономическом развитии, видит в первую очередь решение данных проблем в европейском образовании. Поэтому тысячи молодых отпрысков дворянских семей отправляются добровольно и даже в принудительном порядке в европейские вузы Франции, Англии, Голландии.
Сегодня, в современном мире высшая образовательная система (в том числе и Казахстана) также нуждается в обмене опытом, создании своей специфики и конкурентоспособности. В Казахстане создана государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, в рамках этой программы стартовала подпрограмма ФАО НЦПК «Өрлеу» РИПКСО по повышению квалификации работников образования за пределами республики. Так за два года с 2012 по 2013 год выехало за рубеж на научную стажировку около 300 преподавателей и научных сотрудников казахстанских вузов в такие страны как Япония, Англия, США, Португалия, Германия и Испания.
Первые университеты в Испании создавались для привлечения в города студенческой молодежи. В Валенсии на сегодняшний день существует всего два крупных университета: Университет Валенсии и Политехнический университет Валенсии, несмотря на то, что общая численность жителей в городе составляет около 1,5 млн. человек. Валенсия по праву считается студенческим городом Испании, где обучается около 100000 студентов. Территория Политехнического Университета Валенсии занимает территорию равную ¼ части самого города, куда входят научные центры Galileo Mayor College, Gallileo Mayor Centre, информационные центры, видеостудии, спортивные площадки, студенческие общежития, пансионаты, факультеты архитектуры, информатики и другие технические специальности. Техническое оснащение политехнического университета стоит на должном уровне. Можно привести лишь один пример, на оснащение аудиторий, технических лабораторий, центра информатики выделяется около 5 миллионов евро. На обеспечении интернет - ресурсами всего университета работает 40 программистов, следящих также за системой дистанционного обучения. Сравнивая испанские университеты с казахстанскими вузами, все - таки, мы видим большую разницу, в материально-техническом оснащении. Сам процесс обучения также связан с кредитной технологией обучения, где аудиторные занятия занимают примерно 30% занятости самого студента и также преподавателя, все остальное время студент тратит на самостоятельную подготовку. Планирование обучения в испанской системе образования, прежде всего, основано на системе компетенций, на каждую специальность выделяется примерно 14-15 общих компетенций. В Политехническом Университете Валенсии проверкой и контролем качества компетенций следит европейское агентство EUR-ACE. Оплата за обучение в испанских университетах составляет около 4-5 тысяч долларов в год. Система стипендий рассчитана только на молодых людей, которые занимаются спортом. Поэтому в Валенсии практически вся студенческая молодежь занимается спортом. Валенсийский политехнический университет является одним из самых престижных университетов в Испании и высоко котируется на международном уровне. В этом университете особое внимание уделяется науке и технике. Он имеет несколько кампусов, самый важный из всех расположен в районе, который называется Вера Кампус (Campus de Vera). Валенсийский политехнический университет и Валенсийский университет были отмечены в октябре 2010 года Международным знаком качества для университетских городков.
В Валенсии состоялась встреча с доктором физико-математических наук, профессором Балакаевой Гульнар Тултаевной - директором РИПКСО. Куратором на курсах была Джантемирова Дана Советовна, доктор PhD, зав.кафедрой Международных образовательных программ ФАО НЦПК «Өрлеу» -РИПКСО.
«...Первый день наших занятий начался с вводной лекции, касающейся профессионального роста педагога, совершенствования умений планировать обучение. Лектор Пилар Касерес Гонсалес обозначила проблемы компетенций вузовского преподавателя (профессиональная компетенция, духовно-нравственные качества, социально-экономическая компетенции, педагогическая компетенция, коммуникативная компетенция и др.).
Лектор Хосе Байестер Бордес проводила экскурсию в проектную мастерскую, где мы смогли познакомиться с работающими инженерами и прояснить для себя интересные вопросы.
Преимущества эффективной лекции прекрасно описала Пилар Бонет Эспиноза, где говорилось о важности правильного подачи материала и не менее важно внешнее составляющее подачи материала.
Лектор Ампаро Фернандес Марк сделала акцент на развитие компетенции. Что примечательно лекция напрямую связана с лекцией по планированию и компетенциям. Кристина Сантандреу Маскарель познакомила с практическим применением оценки компетенций, градацией баллов в зависимости от поставленных задач. Внедрение кредитной технологии в учебный процесс предъявляет большие требования к системе контроля и оценки, что было отражено в модуле «Оценка». Материалы этого модуля дают четкую, логически связанную и обоснованную систему ведения контроля и оценки знаний студентов в формате обучения, ориентированного на обучаемого; помогают выстраивать круг взаимоотношений в образовательной среде, знакомят с моделями контроля, высвечивают преимущества СМАРТ- модели по сравнению с моделью Д.Киркпатрика и т.д. Хосе Луис Поса Лухан преподаватель Валенсийского политехнического университета поделился с нами, как следует использовать потенциал социальных сетей на благо воспитательной и образовательной области. Валенскийский университет обладает собственным центром исследований нанотехнологий, а так же внедряет новейшие веб-ресурсы поддержки преподавателей.
Хочется отметить высокий профессиональный уровень профессоров, информационную насыщенность изученных инновационных методов и технологий, которые сегодня активно внедряются преподавателями вуза на занятиях. Положительная эмоциональная обстановка, созданная профессорами, активизация познавательной деятельности слушателей способствовали созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания. Очевидно, что нам необходимо совершенствовать учебный процесс и стараться соответствовать мировым стандартам».
Ищанова Раиса Садыкпаевна, начальник центра проблем непрерывного педагогического образования.
«...Основополагающим содержанием курсов явилось не только ознакомление с инновационными подходами в обучении, но и демонстрация при помощи обучающих тренингов возможности применения современных образовательных технологий в обучении. Особую значимость для меня имели занятия, посвященные интерактивным методам повышения эффективности образовательного процесса. Практическое применение на занятиях метода кейса, автодидактов, концептуальных карт будет способствовать активизации деятельности студентов на занятиях, умению самостоятельно добывать необходимую информацию, правильно ее использовать, делиться новыми знаниями со своими сокурсниками, формированию навыков успешного общения. Кейс-метод позволит актуализировать теоретические знания по изучаемому курсу, накапливать практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты получат возможность проявить и усовершенствовать аналитические навыки, научатся работать в команде, применять на практике теоретический материал. Использование кейс-метода позволит увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой. При изучении лексических тем по русскому языку использование кейсового метода позволит повысить эффективность деятельности преподавателя, покажет студенту сложность и многоплановость проблемных ситуаций, возникающих в реальной жизни.
Большое внимание на занятиях уделялось автономному обучению, которое помогает получать знания самостоятельно, сознательно принимать на себя ответственность за свое обучение, проявлять инициативу в отношении своего обучения с постоянным контролем и достигнутым уровнем обучения. При автономном обучении студенты могут анализировать свою работу и работу сокурсников, корректируя и совершенствуя, применять навыки работы в парах, группе, свободно высказывать свои мысли, думать критически, прислушиваться к мнению своих товарищей, стремиться к самостоятельному добыванию знаний через поисковые стратегии при чтении, выполнении письменных работ и дискуссиях. Этому способствует использование на занятиях и технологии критического мышления. Технология развития критического мышления создает условия, при которых преподаватель и студент взаимодействуют как партнер; преподаватель не дает готовые ответы, а учит студента замечать проблемы, ставить вопросы и находить способы самостоятельно получать на них ответы; важна идея ценности личности, безусловный приоритет создания благоприятных возможностей для развития, самосознания и самовыражения. Три стадии технологии развития критического мышления позволяют студентам самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации, исследовать поставленную проблему со всех сторон и осознанно размышлять о том, что они узнали. Критическое мышление позволяет преподавателю встать на одну ступень со студентами и вести его к определенным высотам. Когда преподаватель дает возможность студентам быть лидером, хозяином в аудитории, он добивается больших результатов: занятия превращаются в азартный поиск знаний, а студенты чувствуют себя первооткрывателями, творцами, и радость открытий дарит им Слово. Стратегии критического мышления помогают студентам развивать их внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, а также умение сравнивать, сопоставлять, принимать оптимальные решения. Студенты расширяют свой кругозор, познавательную деятельность, учатся применять знания на практике; в процессе сотрудничества они более общительны, полны ожиданий, восторга и любопытства. Содержание курсов позволило расширить границы знаний о критическом мышлении, критической грамотности и способах ее развития у обучающихся. Программа повышения квалификации еще раз убедила в том, что задача педагога заключается не в передаче и суммировании знаний, а в вооружении обучающихся инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно. Этим инструментом является критическое мышление, ставшее неотъемлемой частью учебно-воспитательного про¬цесса и основой современного обучения.»
Кушмурзина Даметкен Хажмухановна, мектепке дейінгі, бастауыш және арнайы білім беру кафедрасының аға оқытушысы, п.ғ.магистрі.
«... Лиссабон қаласының ISEL институтында өткен біліктілікті көтеру курсында «Карьераны зерттеу және дамыту», «Жоғары білім», «Білім берудің педагогикасы, әдістемесі және бағалау», «Білім беру жобасы», «Европалық жоғары білім», «Білім берудегі педагогика мен әдістеме» тақырыптары негізінде Паола Лора, Катя Ваш, Жозе Собрал, Жозе Карлос Куадрадо және Ваня Рока дәріс берді.
Доктор Паола Лора өткізген «Карьераны зерттеу және дамыту» тақырыбында ғылыми зерттеу нысаны, базасы, ұғымы, технологиясы мен әдістемесі туралы дәріс оқыды. Ғылыми зерттеу жұмысының қазіргі таңдағы маңызы туралы кеңінен тоқталып өтіп, қазіргі заманауи технологиялардың дерлігі ғылыми ізденістің нәтижесі екендігін атап өтті. «Ғылым» дегеніміз не? - деген сұрақтар төңірегінде анықтамаларға талдау жасай отыра ғылыми мақала өзіндік мазмұнымен жаңалық болып табылатындығы және ғылымды дамытушы фактор екендігін нақтылады. Ғылыми жұмыстарды орындаудың өзіндік талаптары туралы айта отырып, оның типтері мен әдістерін жан-жақты талқылап, ғылыми жұмыстағы көрсетілетін әдебиет тізімінің берілу талаптарын да атап өтті.
Сонымен қатар, доктор Паола Лора мақала жазу, басылымдарға жіберу туралы да түсіндірді. Яғни, өзіңнің жазған мақалаңа сын пікір алу үшін конференцияларға қатынасу қажет екендігін, себебі, жұмысымызды басылымнан шығару – бұл біздің осы білім беру саласына қатынасымызды көрсетеді. Арнайы-ғылыми журналдарда мақалаларды басылымнан шығарудың он-лайн басылымдардан артықшылығы бар екендігін сөз етті. Жалпы арнайы-ғылыми журналдарда басылымнан шыққан ғылыми мақалалардың қолданылу қажеттілігінің мерзімі 10 жыл шамасында болып, қоғамның өзіндік талабы мен заманауи технологиялардың шарықтауына байланысты болып келетіндігіне тоқталды. Сондықтан мақаланы осындай жоғары деңгейдегі ғылыми журналдарға беру қажет екенін айтты. Ал кітаптарға ұсынған мақаланың көбіне өмір сүру мерзімі шамамен 1-2 жыл. Сондықтан көбіне мақаланы кітаптарға жібергеннен гөрі арнайы-ғылыми журналдарға басылымға жіберілетінін нақтылады.
Доктор Катя Ваш «Жоғарғы білім» тақырыбында дәріс өткізді. Әлемдік білім беру жүйесінің үздігі болып табылатын еуропалық ақпараттық және коммуникациялық технологиямен тығыз байланысты екендігін айтты. Мұндағы тақырыптың мазмұны Еуропалық мектептер мен жоғары оқу орындарында «onlain» және қашықтықтан оқыту әдістерінің жаңа формалары электронды білім беру. Бұл әдістің ерекшелігі бір мезгілде бірнеше білім алушы мен тьютор арасында скайп арқылы синхронды түрде ақпараттармен алмасу тәсілі пайдаланылады. Электронды білім беруде мультимедиялық материалдар пайдаланылады. Сандық кітапхана (жоғары оқу орнына арналған) арқылы білімгерлер қажетті оқулықты барлығы бір уақытта пайдалану, кітапханадағы «onlain» сабақтарында конференция ретінде өзара ақпаратпен алмасу, ұжыммен жұмыс жасау әдістері кең таралған. Біздің мемелекетіміздің жоғары оқу орындарындағы қашықтықтан оқыту әдістемесі Еуропалық әдістемемен бірдей екен. Доктор, Катя Ваш электронды оқытудың «е-Learning» жүйесі бойынша дәріс берді. Қазіргі виртуальды сыныптардың жетістігі туралы баяндады.
Доктор Жозе Собрал инженерлік механика саласының профессоры, «Орта Азия инженерлік білім сапасы» Еврожобаның жетекшісі. Лекция соңында тыңдаушыларды алты топқа бөліп, Қазақстандағы оқу үдерісінің басым және әлсіз жақтарына талдау жасатып, тартысты тренинг өткізді.
Боливия институтының вице президенті доктор Ваня Рока «Білім берудің педагогикасы, әдістемесі және бағалау» тақырыбына тоқталды. Білім беру жүйесінің негізгі үш кезеңі дәстүрлі, модернизм, постмодернизм туралы ой бөлісті. Білім берудің құрылымын, мақсатын, пайдаланылатын дидактикалық материалдарды, оқытуды бағалау әдісін, білім процесінің маңызын айта келе, дәріскер мынандай сұрақтар қою арқылы, пікірталас ұйымдастырды:
- білім беру процесінде студенттермен байланыс қандай?
- білім беру жоспарының мақсаты қандай?
- оқу процесінің мақсаттары және қандай нәтиже күтесіз?
- оқытушы ретінде сіздің ұстанымыңыз.
Аталған сұрақтар бойынша тыңдаушылар өте тартысты жауап беріп, дәріскердің ризашылығына бөленді. Білімді жетілдіру курсы барысында алған білімге негізделе отырып портфолио жасалынды. Портфолио тағылымдаманың бірінші бөлімінде 4 модуль бойынша өтілген сабақтармен байланыстырылды. Қазіргі жағдайда жоғары оқу орынында білім берудің мақсаты білім, білік және дағдымен қаруландыру ғана емес, солардың негізінде дербес, өзгермелі қоғамда лайықты өмір сүріп, жұмыс жасай алатын, әлеуметтік және кәсіби біліктілікке – ақпаратты өзі іздеп тауып, ұтымды пайдалана алатын, жан-жақты дамыған білімді, өз ісіне және өзгенің ісіне әділ баға бере алатын жеке тұлғаны қалыптастыру. «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы тарапынан ұйымдастырылған бұл курс мазмұны мен құрылымы жағынан көптеген оқытушылар көңілінен шықты. Білім мен тәжірибені ұштастыру, біліктілікті арттыру мәселесі Португалия еліндегі жоғары оқу орнында жоғары деңгейге қойылғандығына көзіміз жетті.»
Программа курсов в зарубежных университетах была нацелена на освоение новых педагогических технологий, совершенствование техники преподавания в высшем учебном заведении. Многообразие тематики лекций и практических занятий, разносторонность контактов с лекторами университетов, высокая степень организованности учебного процесса оказало воздействие на профессиональное самосознание, стало мощным толчком для творческого саморазвития и позитивного стремления к участию в реформировании отечественного образования.
Ищанова Р.С, начальник НИЦПНПО