Цикл методических семинаров по итогам повышения квалификации преподавателей
- Подробности
- Опубликовано: 12 января 2018
С 10 по 12 января 2018 года в Костанайском государственном педагогическом институте были проведены методические семинары тренерами-преподавателями, прошедшими курсы по Трёхуровневой программе, разработанной Центром педагогического мастерства АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Кембриджским университетом (Великобритания) для преподавателей вуза. Семинар прошел в три этапа.
1. Новые подходы в преподавании и обучении: диалоговое и групповое обучение; обучение критическому мышлению.
Преподаватели вуза Алиева Д.А, Абдрашева А.К, Сейсембай Г.А., Данилова В.В., Жусупова Д.Ж., Кушмурзина Д.Х., Молдахметова Г.М., Демисенова Ш.С., Маканова А.Ж., Калиниченко О.В. поделились опытом внедрения инновации в учебном процессе. Активное участие в работе семинара приняли преподаватели разных факультетов, которые работали индивидуально и в группах, применяя интерактивные методические приемы.
Теоретические знания подкреплялись практическими занятиями. Было отмечено, что, благодаря применению новых подходов в преподавании и обучении (диалоговому и групповому обучению; обучению критическому мышлению), на занятиях повышается учебная и познавательная мотивация студентов и преподавателя, снижается уровень тревожности оказаться некомпетентным в решении каких-то задач; повышается эффективность усвоения и актуализация знаний; при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый студент вносит свой вклад в общую работу; групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе: развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Участники семинара отметили, что обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между студентами, между студентом и преподавателем помогает студентам построить и развить свое собственное мышление. «Обучение тому, как учиться» направлено на оказание помощи студентам в понимании и принятии ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно. Использование диалогового обучения способствовало интеллектуальному развитию обучающихся и их результативности в обучении. В процессе парной и групповой работы слушатели стали равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения результата.
2. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и обеспечивают единый подход к организации учебного процесса. Преподаватели вуза (Анасова А.Б., Еришева Т.А., Есмагамбетова Ш.К., Абильмаликов К.К., Божекенова Ж.Т., Таурбаева Г.У., Шагиахметова Л.М., Баубекова Г.К.) ознакомили участников семинара с критериальной системой оценивания, объединяющей в себе формативное и суммативное оценивание.
На семинаре активное участие приняли учителя ФМЛ, СШ № 1 и 8, которые поделились опытом работы. Ими было отмечено, что проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.
Семинар прошел продуктивно. При ознакомлении с системой критериального оценивания в условиях обновления содержания образования были четко определены смарт-цель занятия, озвучены и обсуждены основные критерии оценивания. Согласно разработанным критериям проведена большая работа: составление постера, их защита, оценивание работы других подгрупп. Были использованы различные методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся: «Две звезды и одно пожелание», «Сигналы рукой», «Светофор», «Одноминутное эссе», «Речевые образцы», «Трехминутная пауза», «Словесная оценка», викторины, опросы и др.
3. «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании»
Преподаватели кафедры ИКТ и кафедры естественных наук Даулетбаева Г.Б., Ергалиева Э.М. ознакомили участников семинара с возможностями пакета ISpring, в частности с программой для создания тестов QuizMaker и сервисами, доступные онлайн, не требующих установки: Kahoot, Survio и Google Формы.
С помощью данных программ участники составили различные типы тестовых заданий. В игровой и практической деятельности участники ознакомились с сервисами для создания опросников, тестов и викторин.
В качестве разминки в начале семинара участники приняли участие в игре, созданной в сервисе Kahoot.
Kahoot- программа для создания викторин, дидактических игр и тестов.
Kahoot разрабатывается как инструмент для быстрого создания всего интерактивного, что можно представить: викторин, опросов и обсуждений. В эти мини-игры можно вставлять видео и изображения. Для добавления соревновательного эффекта к вопросам добавляется таймер. Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса. При желании можно ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Использование данного сервиса может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи.
Интересно прошло анкетирование участников в сервисе Survio. Survio (survio.com) - очень удобный сервис для создания анкет онлайн. Участники семинара отметили, что Survio предоставляет множество готовых шаблонов анкет разных стилей: можно создать анкету с профессиональным оформлением и содержанием несколькими кликами мыши; можно просматривать данные ответов в реальном времени в форме графиков, таблиц, PDF-отчетов и файлов данных в самых распространенных форматах; в приложении Survio сможет создать анкету даже тот, кто ее еще никогда не создавал; Survio доступен из любого браузера; пользователи могут бесплатно размещать анкеты на своих сайтах или на страничке Facebook; Survio можно использовать в воспитательской или проектной деятельности, когда нужно провести анкетирование студентов, школьников, родителей; так же сервис может быть использован в профориентационной работе.
Участники активно участвовали в создании тестов в сервисе Google Forms. Google Формы - это инструмент создания электронных анкет, опросных листов, с возможностями совместного редактирования, адресной рассылки. Были отмечены возможности использования Google Форм в образовательном процессе: выполнения учебных заданий, Google Формы удобны для проведения анкетирования, сбора информации; при записи ответов на форму всегда фиксируется автор и дата и время заполнения; результаты фиксируются в Таблице, что удобно для анализа и обработки данных; имеются встроенные средства анализа полученных результатов; групповая рассылка позволяет давать доступ сразу целым классам, или группам; индивидуальная рассылка позволяет давать доступ конкретным ученикам; студенты смогут посмотреть свои результаты, проанализировать ошибки.
В качестве практического задания участникам семинара было предложено создать тестовые вопросы разных форм с помощью данного сервиса.
Ковш Н.А, ст. преподаватель кафедры теории и практики физкультуры, спорта и туризма поделилась опытом внедрения критериального оценивания на занятиях. Семинар оправдал ожидания участников.