«Теперь мяч на нашей стороне!»
Костанайские новости, 2020 год, 23 мая
Как изменится подготовка будущих костанайских педагогов после пандемии и чего ждать абитуриентам? Говорим с и. о. ректора КГПУ им. Султангазина Гульвирой МУСАБЕКОВОЙ
Стимул для цифровизации
- Гульвира Айдархановна, как университет прошел адаптацию к дистанционному формату работы со студентами?
- Вполне успешно. В настоящее время мы проводим в таком формате итоговую государственную аттестацию и летнюю экзаменационную сессию. Разработаны пошаговые инструкции и методики, студенты с ними ознакомлены. Возможно, кто-то ожидал, что сессия не будет проводиться вообще, но наш университет держит курс на безоговорочное соблюдение академической честности.
В автоматизированную информационную систему «Платонус» бесшовно интегрирована система прокторинга (наблюдения). Внедрен модуль проверки дипломных работ на наличие плагиата системой Тurnіtin. Поэтому, несмотря на то что прием экзаменов и защита дипломных будут проходить в необычном формате, процесс все равно остается официальным, серьезным и сложным.
Режим ЧП помог провести цифровую трансформацию вуза. Мы полностью перешли на электронный документооборот, создали цифровой фронт-офис, Helpdesk и Саll-сеntег. Для обеспечения бесперебойного дистанционного обучения руководству вуза удалось добиться безвозмездного увеличения скорости Интернета в два раза. Поставщик пошел нам навстречу.
- Насколько вам удалось справиться с социальной миссией и сохранить рабочие места для своих сотрудников?
- Наш менеджмент изначально построен на человекоцентричности. А значит, никто не брал отпуск без содержания, не было допущено снижения уровня заработной платы. Даже тем сотрудникам, которые в связи с переходом на дистанционное обучение оказались временно без рабочих функций. Эти специалисты выполняли дополнительную работу и таким образом были заняты. Зарплата выплачивалась своевременно. Так же, как и стипендии.
Для тех студентов, кто на время карантина съехал из общежития, мы провели перерасчет, и ребята заплатили только за время своего фактического проживания. Кроме того, принимаем заявки на отсрочку оплаты обучения до 30 июня. Мы понимаем, что многие оказались в сложной финансовой ситуации, и готовы войти в положение.
98% наших сотрудников перешли на удаленный формат работы, но это не сказалось на качестве. Все преподаватели значительно повысили свои цифровые навыки, которые обязательно пригодятся им и после пандемии. Университет также предоставил 200 единиц технических средств своим сотрудникам и школам одного из районов области.
«Абитуриент, тебя ждут!»
- Есть мнение, что многие абитуриенты будут переориентированы на местные вузы. Ожидаете ли вы наплыва в приемной комиссии?
- Престиж профессии педагога с каждым годом повышается. Выпускники школ понимают, что это сфера, в которой можно развиваться профессионально и получать достойную оплату труда. Поэтому мы ежегодно ждем наплыва абитуриентов.
Не стоит забывать, что в этом году принят Закон «О статусе педагога», в котором четко регламентировано, что может получить человек, если будет усердно работать в этой профессии. Думаю, это также подогреет интерес к нашим образовательным программам.
В этом году мы сделали все, чтобы жителям Костанайской области и даже за ее пределами было удобно ознакомиться с нашими специальностями, учебными программами и подать документы на поступление. Ради этого даже не нужно приезжать в Костанай. Мы наладили систему онлайн-приема заявлений на поступление и проживание в общежитии. Планируем открытие наших вилладж-офисов.
Мы также планируем привлекать иностранных студентов. Для этого разрабатываем программы, по которым можем проводить их обучение на английском языке, готовим англо-язычный библиотечный фонд. Отрадно, что опираться мы можем на свой опыт. Уже не первый год мы выпускаем полиязычных педагогов.
- Изменится ли как-то основная образовательная программа в будущем учебном году?
- На сегодняшний день обновлено 48% дисциплин. Важно, что в разработке наших образовательных программ принимают участие 20 лучших педагогов области. Это люди, которые являются высококлассными профессионалами. Нам удалось привлечь к разработке образовательных программ 56 организаций образования. Среди них отдел образования Костаная, Назарбаев Интеллектуальная школа и семь специализированных учреждений инклюзивного образования.
Кроме того, сейчас мы занимаемся разработкой сверхновых дисциплин - «Компьютерное зрение» и «Дизайн образовательного трека», а также miner-программ: «Педагогика инноваций», «Игропрактика в школе», «Язык и коммуника-ции» и другие. Время диктует новые требования к высшему образованию, среди которых цифровизация. Мы стараемся идти в ногу со временем. В этом году также впервые определили модель своего выпускника и ценности университета.
- То есть у вас есть портрет выпускника КГПУ им. Султангазина? Чем интересен этот человек?
- Наш выпускник - это человек, обладающий глубокими профессиональными знаниями, инновационным мышлением и развитым эмоциональным интеллектом. Его отличают лидерские качества и предпринимательские навыки.
«Нужна академическая революция»
- Каким, на ваш взгляд, должен быть современный вуз?
- Прежде всего, открытым для своего студента. Студенты ежедневно пишут мне напрямую в WahtsАрр, и я не вижу в этом ничего зазорного. Еженедельно мы проводим диалоговую площадку Frее Sреесһ. Уведомление о ее проведении студенты получают в своем личном кабинете в системе «Платонус». Для нас очень важно вложить в них принцип добропорядочности, которому наш вуз исторически следует.
Мы крайне строго относимся к тому, чтобы наши студенты были знакомы с антикоррупционными принципами и следовали им. Правительство РК в этом году осуществило беспрецедентное повышение стоимости гранта. В особенности для педагогических специальностей. Это обязывает нас всемерно улучшать качество педагогического образования.
Мяч теперь на стороне вузов. Нужна своего рода академическая революция. Я опытный игрок в сфере образования и четко знаю по опыту: вуз двигает не ректор, а экосистема! Поэтому много сил и ресурсов вкладывается в развитие коллектива университета. Я считаю, что будущих учителей Казахстана смогут качественно подготовить такие преподаватели, которые сами открыты сознанием, продвинуты, креативны и могут прогнозировать тенденции развития современного образования.
Беседовала Дилара АРОНОВА