Вернуть престиж и достоинство профессии учителя

Республика.kz. 31 мая (№ 22), 2011 г.

Куат Баймырзаев:

Развитию науки и образования государство уделяет самое пристальное внимание. Это еще раз было подтверждено в Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева «Построим будущее вместе», его выступлении на съезде НДП «Hyp Отан», а также в принятых недавно законах и нормативных актах. В свете новых задач и состоялся наш разговор с ректором Костанайского государственного педагогического института, доктором географических наук, профессором Куатом Баймырзаевым.

- Куат Маратулы, недавно Глава государства подписал Закон РК «О науке». Что дают для вуза в практическом плане введенные новшества, какова их основная цель?

-Данный закон долгое время ожидался как научным сообществом, так и организациями, в той или иной мере занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Основной вопрос, который затрагивается новым законом, главное изменение - порядок финансирования научных работ. До последнего времени уровень финансирования науки в Казахстане соответствовал показателям отсталых стран, и даже эти средства, по словам ученых, до них не доходили. Если раньше государство выделяло общую сумму на исследования, административные расходы и коммунальные платежи, то теперь финансирование разделилось на базовое и гран-товое. Утверждать проекты ученых будет научный совет, в него войдут казахстанские и зарубежные исследователи. Таким образом, повышается статус самих ученых, в распределении бюджетных средств будут участвовать не столько чиновники, сколько представители самого научного сообщества.
Определение основных принципов и механизмов функционирования и развития национальной научной системы страны, получившее место в новом законе, напрямую затрагивает и высшие учебные заведения, которые наряду с научно-исследовательскими организациями могут участвовать в соискании государственных научных грантов. Собственно, новый закон не проводит резкой грани между образовательными и научными учреждениями, финансирование научных исследований теперь зависит не от формального статуса, а от реальных научных достижений организации и отдельных ученых. Таким образом, дается новый импульс для сближения образования и науки, науки и практики.

- В последнее время много говорят о снижении роли учителя в обществе. Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять государству, чтобы вернуть учителю утерянный статус?

- Повышение статуса учительской профессии стало одним из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. В ней определены и основные пути решения этой проблемы, в числе которых и изменение системы оплаты труда, приближающей ее к заработной плате в частном секторе экономики, и совершенствование системы повышения квалификации.
Вместе с тем, есть и другие пути улучшения имиджа профессии педагога, связанные с деятельностью не столько государственных органов, сколько самого педагогического сообщества. Это вопросы консолидации учителей школ, колледжей и преподавателей вузов для решения актуальных профессиональных и социальных проблем системы образования, активизации научно-методической и общественной работы педагогов через систему специально разработанных республиканского значения мероприятий, обеспечение международных, межрегиональных, межведомственных и корпоративных связей по вопросам профессионального становления и социальной защиты и партнерства педагогов РК.
Для того, чтобы престиж учителя вырос, он должен быть услышан обществом и властью, мы должны четко понимать современные профессиональные и социальные потребности казахстанского педагога. Для этого необходима организация систематических независимых социологических исследований как среди преподавателей и педагогов, так и среди учащихся по наиболее актуальным вопросам реформы образования в нашей стране.
Для того, чтобы профессиональное сообщество педагогов могло самостоятельно решать проблему повышения престижа своей профессии, на наш взгляд, оно должно объединиться в Ассоциацию в форме добровольного общественного объединения учителей, преподавателей и ученых. «Мы обязаны вернуть престиж и достоинство профессии учителя» - такая задача была поставлена Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Выполнение этой задачи по силам профессиональному сообществу педагогов нашей страны и создание Ассоциации, как действенного социального института формирующегося гражданского общества, будет только способствовать этому.

- Педагогические институты по праву называют «учителями учителей». Чему, прежде всего, уделяется в вузе внимание для подготовки квалифицированных кадров для школ?

- Роль педагогического института по подготовке конкурентоспособных, профессионально ориентированных учителей для нашей области и Республики в целом направлена на обеспечение качества профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим большое внимание уделяется целенаправленной организации воспитательного процесса в вузе, призванной обеспечить комплексную профессиональную поддержку будущих специалистов в процессе их становления от студенческой скамьи до рабочего места. Мы понимаем важность координации усилий всех заинтересованных сторон - гарантии успешной подготовки высокопрофессиональных, конкурентоспособных педагогических кадров. В основе профессионального самовоспитания - мотивация на самоактивность, способность к рефлексии, формирование самосознания будущего учителя. Мы ставим такую приоритетную задачу, как формирование не просто готовности к педагогической деятельности, а ориентир на конечный результат - сформированность первичных навыков педагогического мастерства через обогащение содержания стандартов вариативного блока и увеличение разнообразия предлагаемых элективных курсов, центрированных на приобретение мастерства, овладение технологиями профессионально-педагогической деятельности у студентов педвуза.
Следующее приоритетное направление - взаимодействие и творческое сотрудничество с образовательными организациями области, основанное на принципах социального партнерства - сфера особой заботы ректората КГПИ, потому что создает социально-педагогическое пространство, необходимое для качественной подготовки будущего учителя.
В этом секторе деятельности педагогического ВУЗа лежат два вектора, возможности реализации которых, в профессиональной подготовке учителя неравнозначны.
Значимый вектор социального партнерства - это привлечение потенциальных работодателей не только к внешней оценке качества профессиональной подготовки студентов. Сотрудничество с ними важно ВУЗу на всех этапах становления специалиста: от определения модели личности выпускника педагогического института, соответствующего образу «учителя нового типа», до привлечения передовых педагогических сил области для ведения учебных курсов, руководства студенческими исследованиями, педагогической практикой старшеклассников.
Это направление сотрудничества только начинает развиваться вузами.
Второй вектор социального партнерства - это научно-методическая помощь профессорско-преподавательского состава ВУЗа инновационным школам; научная поддержка реформы школьного образования; научное сопровождение профессионального самосовершенствования и творческой самореализации учителя.
Это направление сотрудничества уже традиционно для КГПИ и имеет длительный положительный опыт, но не вполне удовлетворяет нас, поскольку имеет несколько «потребительский» подход школы к науке, ее представителям. Оно имеет большее значение для повышения мастерства практикующего учителя, и влияет на качество подготовки студентов опосредованно. Поэтому повышение участия образовательных организаций в подготовке специалиста - важнейшая область деятельности ВУЗа.

- Приближается срок перехода на 12-летнее образование. Как к этому готовятся в Вашем вузе?

- Переход школы на модель 12-летнего образования видится нам в необходимости дальнейшего развития системы образования по ключевым направлениям: создание качественной предметно-пространственной среды для всех участников образовательного процесса; обновление содержания образования с ориентацией на полиязычие, информационно-компьютерную грамотность, возрождение моральных ценностей, повышение профессиональной компетентности педагогов. В концепции современного 12-летнего среднего общего образования написано, что педагог должен обладать высоким уровнем сформированности компетенций: специальной, социальной, образовательной. Формирование названных компетенций мы осуществляем в ходе всего учебного процесса (теоретического и практического). Проводится совместная работа кафедры педагогики с лабораторией 12-летней школы при областном институте повышения квалификации педагогических кадров. Хотелось бы, чтобы стандарты педагогических вузов были более ориентированы на подготовку учителей к работе в условиях 12-летней школы.

- Нередко после окончания института выпускникам трудно устроится на работу. Как Вы поддерживаете связи с образовательными учреждениями города, области?

- Успешное трудоустройство выпускников института, их востребованность - это оценка деятельности коллектива ВУЗа, подготовившего к профессиональной деятельности молодых специалистов.
Ежегодно около 600 человек заканчивают очное отделение института. Трудоустраиваются, в соответствии с полученной квалификацией на основании заявки на вакантные места в учреждениях образования, предоставляемой областным управлением образования и северными регионами Казахстана.
В вопросах трудоустройства мы тесно сотрудничаем с нашими основными работодателями-руководителями учреждений образования. С областным управлением, городскими и районными отделами образования заключены договора о трудоустройстве, ежегодно с участием их представителей проводятся Ярмарки вакансий.
Создан в структуре учебно-методического центра отдел по трудоустройству выпускников. На каждого выпускника подготовлены Резюме-характеристики, которые помещены на сайте института и адресованы нашим потенциальным работодателям.

- Как известно, КГПИ является членом Болонского процесса. К чему это обязывает и как влияет на деятельность вуза?

- Болонский процесс представляет собой продолжающийся диалог между системами высшего образования разных стран, нацеленных на создание единой Европейской зоны высшего образования. В марте прошлого года Комитетом Министров образования стран-участниц Болонского процесса было принято решение о присоединении Казахстана к Болонскому процессу. Особую важность обретает присоединение к Болонской декларации и в свете Послания Президента Н. А. Назарбаева, в котором была прописана конкретная задача: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира».
Преимущества от присоединения к Болонскому процессу для казахстанских вузов очевидны. Это приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами, признание отечественных квалификаций и академических степеней, обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей, принятие образовательных кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах, реализация программ двухдипломного образования, конвертируемость казахстанских дипломов о высшем образовании в еврозоне, право выпускников на трудоустройство в любой из стран-участниц Болонского процесса.
Кроме того, одним из основных принципов Болонского процесса является обеспечение академической свободы вузов. Казахстан, взявший на себя определенные обязательства по соблюдению этих принципов, уже включил вопросы расширения академических свобод вузов в текущую повестку дня образовательных реформ. Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы предусмотрено увеличение компонента по выбору в структуре и содержании образовательных программ в бакалавриате до 70%, в магистратуре до 80%, а в докторантуре до 90 - 95%. Это даст возможности вузу самостоятельно определять содержание обучения и гибко реагировать на запросы практики и рынки труда.
Более того, в соответствии с требованиями Болонского процесса в Казахстане будут реализованы принципы автономии вузов не только в академической, но и в финансовой и управленческой деятельности, что наряду с системой независимой аккредитации вузов и внедрением системы независимой оценки качества и сертификации профессиональных навыков и квалификаций специалистов, должно снизить уровень коррупции в казахстанском высшем образовании и поднять авторитет и престиж наших вузов.

- Что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты, казахстанской молодежи?

- Пожелание одно: будьте успешными в своих начинаниях, планах и проектах. Гарантом этого является ваша главная особенность, можно даже сказать «ноу-хау» издания, которое заключается в том, что его публикации разноуровневые, понятные и привлекательные для читателей, имеющих различный образовательный ценз, при сохранении неизменно высокого качества любых материалов!

- Спасибо за интервью.

М. Манаспаев, Астана-Костанай-Астана

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ біз жайлы Вернуть престиж и достоинство профессии учителя