Путь в 75 лет, которым можно гордиться

Учительская плюс, 2014 г., 24 октября (№ 41), стр. 1 (окончание на стр. 4).

24 октября 75 лет со дня своего основания отмечает Костанайский педагогический институт - колыбель костанайского образования, альма-матер многих прославленных педагогов, динамично развивающийся вуз, с которым связаны перспективы образовательных реформ. Об истории становления КГПИ, о задачах, стоящих перед вузом сегодня, рассказывает проректор по научной работе и зарубежным связям доктор исторических наук Еркин АБИЛЬ.

- Костанайский педагогический институт - один из старейших вузов в стране. Именно в 30-х годах прошлого века начала развиваться система высшего образования. Учительский институт (так он назывался в 1939 году) был открыт не на пустом месте. До него существовали учебные заведения с достаточно большой историей, в том числе казахское педагогическое училище, на базе которого и возник институт. И профессорско-преподавательский состав, и первое руководство нашего института перешли из педучилища, в том числе первый ректор Даулет Ибраев. Это были люди, которые прошли большой путь в системе образования Костанайской области и прекрасно знали ситуацию в регионе.

kspi 75
Необходимость создания института была вызвана огромным дефицитом педагогических кадров, который тогда существовал. Вообще, система образования в Казахстане конца XIX - начала XX века была недостаточно развита для такого большого региона. Мы все прекрасно знаем о тех школах, которые открывал Ибрай Алтынсарин, но это была капля в море. Даже в 20-х годах львиная доля школ в Костанайском уезде не имела собственных помещений. Существовал огромный дефицит квалифицированных педагогов. Любой грамотный человек привлекался к преподаванию, а учитель с высшим педагогическим образованием - это была просто мечта. Поэтому открытие педагогического института в Костанае явилось серьезным прорывом для сферы образования всего северного Казахстана.
Особые страницы истории вуза связаны с Великой Отечественной войной. Половина преподавателей пединститута во главе с тогдашним ректором Иваном Найденовым и практически весь первый выпуск студентов ушли на фронт. Но при этом пришли очень хорошие преподаватели, которые были эвакуированы в Костанай, приехала широко известная на тот момент профессура, что явилось стимулом для развития института. И многие направления научной деятельности, например, биология, история, которые до сих пор известны по всему Казахстану, складывались именно в военное время.
К концу 80-х годов педагогический институт - это уже крупный образовательный центр с очень хорошим профессорско-преподавательским составом. На тот момент около 100 преподавателей имели ученые степени, что достойный показатель для региональных вузов даже сейчас. Институт высоко оценивался министерством просвещения СССР, он был вожатской базой для пионерского лагеря «Артек», здесь был высокий уровень научно-методической работы в масштабах Союза.
Сложными стали 90-е годы. Реорганизация, создание университета подкосили педагогическую составляющую вуза. Вся страна в тот момент была вынуждена переходить в режим экономии, проводить так называемую оптимизацию. Через некоторое время и жить стало легче, и бюджетные поступления появились, начался рост экономики. И в то же время специалисты забили тревогу, что в этих объединенных вузах начала слабеть педагогическая составляющая, начали исчезать специальности, школы стали испытывать нехватку специалистов. Чуть не потеряли подготовку специалистов по дошкольному образованию. Поэтому в 2004 году сеть педагогических вузов в стране была восстановлена. В том числе и наш пединститут. Очень часто, когда говорят о развитии вуза, говорят о науке, о материальной базе. Но мне кажется, самое главное, что удалось, самое большое достижение в том, что сохранили профессорско-преподавательский состав. Конечно, многие ушли, уехали в Россию, причем достигли там солидных высот. Но костяк ППС сохранился. Сохранились традиции вуза.

- Мои коллеги-журналисты, окончившие филфак КГПИ, с уважением и благодарностью вспоминают таких преподавателей, как Андрей Обердерфер, Екатерина Меркер, Николай Кандалин... Наверняка каждый факультет института может назвать свои имена-легенды?

- Конечно. Все выпускники иняза знают Айшу Султановну Оспанову. Она училась во Франции, кавалер ордена Пальмовой ветви. Благодаря ее усилиям у нашего вуза такие хорошие связи с французскими университетами. КГПИ - единственный в Казахстане вуз, который готовит учителей французского языка. Недаром французское посольство контактирует именно с нашим институтом. Мы являемся базовым вузом для северного Казахстана, Приуралья и западной Сибири в подготовке учителей французского языка по договору с посольством Франции и университетом Перпиньян. Это заслуги Айши Султановны и ее учеников, многие из которых работают в посольствах Франции и Бельгии и оказывают поддержку своей альма-матер.
У нас очень хороший уровень подготовки учителей немецкого языка, студенты без проблем становятся стипендиатами DAAD (Германская служба академических обменов). Не хуже у нас развит английский язык. Сейчас стоит задача расширять сотрудничество с англоязычными странами в рамках академической мобильности.
В сравнении со многими региональными вузами у нас традиционно очень сильный исторический факультет. Большое количество докторов наук, известных в Казахстане и за его пределами, состоялись именно благодаря работе исторического факультета. Среди его выпускников Сапар Колдыбаев, Дмитрий Легкий. Очень сильная научная школа у биологов. Все знают Татьяну Братину. Она руководит докторскими программами в США. Она ведет огромную работу не только в институте, но и по линии правительства, реализуя очень интересные проекты по сохранению экологии Казахстана.

- Выпускники Костанайского педагогического института сформировали в свое время уникальный пласт учительства, создавшего славу многим городским и сельским школам области.

- Это действительно так. Среди наших выпускников - огромное количество людей, которыми мы можем гордиться. Это заслуженные педагоги, которые работали и работают в школах области. Они не занимают большие должности, но это десятки, если не сотни учителей, получивших почетные звания, государственные награды за
педагогическую деятельность. Также отмечу, что выпускники нашего института работают не только в образовании, но и во многих сферах общественной жизни, государственных структурах. Среди них секретарь областного маслихата Сайлаубек Ещанов, аким Кокшетау Жомарт Нургалиев, аким Лисаковска Марат Жундубаев, такие известные в недавнем прошлом общественные деятели, как Валерий Вишниченко, Багила Баймагамбетова. Почти весь состав руководителей областных управлений - Маканов, Турткараева, Умбетов, Матвиенко, Даумова - это тоже выпускники пединститута. Я уже не говорю о директорах школ и колледжей. За 75 лет КГПИ проделал такую работу, за которую не стыдно.

- А чем живет институт сегодня, какие задачи решает?

- Очень интересное время сейчас. Жизнь меняется быстро, растут требования к выпускникам, и мы вынуждены все время расти и меняться. В 2010 году одним из первых в Казахстане КГПИ прошел аккредитацию Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества образования. Буквально на днях мы прошли специализированную аккредитацию, выставив 22 специальности. В 2008 году ректор КГПИ подписал Великую хартию университетов, знаменитую Болонскую хартию, подтвердив настроенность вуза на стратегию модернизации. Мы и свою стратегию разработали до 2020 года, поставив для себя определенные требования.
Первое - это выход в международное научное пространство, публикации наших ученых в журналах с высоким рейтингом. Публикации необходимы для того, чтобы знали, кто такой Иванов из КГПИ и что он действительно ученый. Это способствует рейтингу вуза, а рейтинг вуза — это приток студентов. Международный рейтинг вуза -это интерес зарубежных партнеров. Одно дело, когда обращается с просьбой об организации академической мобильности никому не известный институт из Костаная, а другое дело, когда обращается вуз, работы профессоров которого признаны на международном уровне. И вот год еще не завершился, а у нас уже вышло 19 статей. Процесс этот сложный. Работы должны быть на английском языке, должны получить рецензию, пробиться в известный научный журнал. Не каждый год, конечно, так будет, но для хорошего вуза 10 статей в год - отличный показатель. Публикации в журналах с высоким импакт-фактором ценятся в международной научной практике выше, чем написание книги.
Еще одна цель - академическая мобильность. Лет пять назад для нас была большая загадка, как сделать так, чтобы наших студентов приняли на один семестр в каком-то западном вузе. На сегодняшний день мы третий год отправляем студентов в Европу, и это уже отработанная практика. Сейчас пытаемся установить связи с США.
Важное направление - научные работы по заказам международных организаций. Лет пять-семь назад это, опять-таки, казалось нереальным. Теперь у нас немало специалистов работают по международным грантам - биологи, филологи. Сегодня не мы ищем партнеров, а партнеры сами на нас выходят, предлагают заключить договоры.

- Научная деятельность — это важно, но у пединститута цель - воспитать будущих педагогов. Какие задачи ставятся в этой связи?

- Дело в том, что учитель сейчас нужен совершенно другой. Современный учитель должен быть исследователем. Дать какой-то объем знаний ученику сегодня нереально, настолько велик этот объем, и он постоянно растет и меняется. Мы и так в школе детей перегружаем и никак не можем подобрать оптимальную модель обучения. Поэтому в КГПИ мы пытаемся научить студентов самостоятельно добывать знания, чтобы затем они этому же научили школьников. На первое место выходит не формальная грамотность, а функциональная грамотность. Поэтому педагог должен дать ученику инструмент, с помощью которого тот получит требуемые знания. А студентам мы должны дать в руки методику обучения детей по тому же самому принципу. Для этого и нужна научная деятельность. Мы стремимся к тому, чтобы 100% студентов были заняты научно-исследовательской работой, стараемся мотивировать их на эту деятельность с помощью конкурсов, материальных поощрений и т. п. Но при этом базовые знания, конечно же, остаются. Остается и традиционная педагогика, от которой никто не собирается отказываться. Все зависит от поставленных задач, решение которых может идти и классическими, и инновационными методами. Та же интерактивная доска иногда может мешать, а где-то без нее не обойтись. Поэтому у нас в аудиториях висят и интерактивные доски, и обычные, с мелом. Что, кстати, понравилось одному из членов аттестационной комиссии - московскому профессору Вербицкому.

- Учиться в КГПИ всегда было непросто. Есть документы прошлых лет, из которых видно, что до 30% студентов за время обучения могли быть отчислены. Вы сохраняете традицию жестких правил?

- Мы стараемся традиции сохранять. По отзывам студентов других вузов, приезжающих к нам по академической мобильности, у нас достаточно жесткая система образования, у нас высокомотивированные студенты, мотивированные режимом, отношением к организации учебного процесса, контролем над учебным процессом. Студенты отмечают, что учиться у нас непросто, потому что надо именно учиться. Неуспевающие отчисляются. Бывает, переводятся в другие вузы. Мы не держимся за каждого студента только ради того, чтобы он остался и дальше деньги платил. Мы на это идем, чтобы сохранить определенный уровень и престиж вуза. План набора, слава богу, выполняется, несмотря на тяжелую демографическую ситуацию прошлых лет. 800-1000 студентов каждый год поступают.
Сейчас в КГПИ учится около 4 тыс. студентов, работают более 200 преподавателей, половина из которых имеет научные степени. Это хорошие показатели, хороший потенциал для большой и интересной работы.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото Юрия ЛАПАТИЕВА

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ біз жайлы Путь в 75 лет, которым можно гордиться