Институциальная перезагрузка образовательной системы педагогического вуза

Білім ел – Образованная страна, 2018 год, 16 октября (№ 39), С. 9. | ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» сказано, что «идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свою историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды». Эта сложная задача решается нами с использованием всех ресурсов Костанайского государственного педагогического университета.

Перезагрузку образовательной системы КГПУ коллектив вуза начал с того, что были пересмотрены рабочие учебные планы всех специальностей и форм обучения. В частности, увеличили число элективных дисциплин, исключили из учебного процесса устаревшие курсы и внесли дисциплины, ориентированные на результат обучения в соответствии с международными требованиями, дескрипторами Болонского процесса.

Подготовка конкурентоспособных, прагматичных, открытых инновациям и креативным идеям специалистов требует деятельного участия потенциальных работодателей, стейкхолдеров нашего вуза в разработке образовательных профамм. Скажем, на сегодняшний день обновлено около 80% образовательных профамм. Ключевой особенностью данных модульных образовательных профамм является то, что каждый учебный модуль учитывает требования работодателей, которыми являются управление образования, образовательные организации и учреждения и т. д.

С самого первого дня студенты КГПУ получают профессиональные компетенции и знания из практики. Целенаправленное конструктивное сотрудничество с потенциальными работодателями сказалось на трудоустройстве наших выпускников. В последние годы данный показатель составил 90%, тогда как по республике – 60-70%. Кроме того, мы отслеживаем достижения выпускников по профессиональной лестнице и с гордостью отмечаем, что они высоко ценятся на рынке образовательных услуг. И поэтому вуз сейчас работает над расширением пакета магистерских и PhD докторских программ.

Время, политика, ресурсы и векторы образовательных трендов должны быть направлены на человека, устремленного к новому мышлению. Выпускники должны шире смотреть на вещи и рассматривать их в международном контексте. Это достигает- ся с помощью свободы выбора, когда студенты могут определять индивидуальный курс обучения. Гибкость и вариативность образовательной траектории позволяет студентам выбирать интересующие их курсы. При составлении индивидуального учебного плана (ИУП) определяется индивидуальная образовательная траектория каждого обучающегося отдельно. Это позволяет создавать для каждого студента уникальные условия, способствующие эффективному продвижению по выбранной образовательной траектории. Учет потребностей обучающихся реализуется в процессе перманентной модернизации образовательных программ. Например, в рамках специальности 5В010100 – Дошкольное обучение и воспитание открыты два направления подготовки (ОП 1 – Дошкольная педагогика и психология и ОП 2 – Дошкольное обучение и воспитание, трехъязычное образование в дошкольных учреждениях), по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение открыты траектории: ОП 1 – Технология труда и предпринимательство, ОП 2 – Образовательная робототехника, ОП 3 – Художественный труд, что является сегодня актуальным и востребованным в общеобразовательной школе. Аналогичная модернизация образовательных программ проведена по всем специальностям. Придерживаясь принципов студентоцентрированного обучения, субъект-субъектных отношений с обучаемыми, мы развиваем у студентов способности к самоорганизации и самообразованию.

Важным направлением работы университета стало развитие академической мобильности обучающихся, основными задачами которой являются внедрение основных принципов Болонского процесса, развитие инновационных технологий, обмен обучающимися, преподавателями и повышение квалификации ППС. Только за прошедший год 44 студента участвовали в программе внешней и внутренней мобильности. Нашими вузами-партнерами являются такие ведущие вузы дальнего зарубежья, как Университет Iowa State (США), Университет Via Domitia (Франция), Варминско-Мазурский университет (Польша) и многие другие.

Мы стремимся к развитию внутренней академической мобильности и привлечению студентов из стран Евросоюза, возможности получения совместных степеней (дипломов). Для расширения возможностей осуществления мобильности между родственными вузами ведется работа в следующих направлениях: идентификация рабочих учебных планов и образовательных программ, ежегодное издание каталога дисциплин по специальностям, формирование интегрированных образовательных программ, издание «Путеводителя» для обучающихся. Кроме того, КГПУ реализует академическую мобильность через проекты и программы Темпус, Эразмус+, Болашак и другие. К примеру, в рамках программы Эразмус+ реализуется образовательный проект ACADEMICA «Доступность и гармонизация высшего образования в Средней Азии посредством модернизации учебного плана и развития». Участие в данном проекте для нашего вуза раскрывает большие возможности в области модернизации об- разовательных программ и обмена международным опытом в реализации образовательных программ между участниками проекта. Также в рамках данного проекта были приобретены компьютерные классы для студентов и преподавателей на общую сумму 19 тысяч евро.

Развивая международную ориентацию, в нашем университете ведется большая работа по укреплению позиций интернационализации в области образования и науки. Это предполагает широкое использование английского языка для внутренней связи, создание англоязычных групп, привлечение зарубежных ученых для проведения заня- тий. Для реализации данного направления в институте с 2012 года создан Центр по- лиязычия, который позволяет и студентам, и преподавателям повышать свой уровень владения государственным и английским языками. Кроме того, в прошедшем учебном году более 40 преподавателей КГПУ прошли обучение на языковых курсах по линии МОН РК, 25 – на курсах в Центре полиязычия КГПУ. Все они получили сертификаты, подтверждающие уровень подготовки. На данный момент в учебном процессе уни- верситета реализуются образовательные программы трехъязычного образования по специальностям «Химия», «Биология», «География», «Математика». В 2017-2018 учебном году открыты программы трехъязычной подготовки по специальностям «Физика», «Информатика». Выпускников этих программ особенно ждут обновленные школы, колледжи.

Учебные планы, разработанные для данных групп специальностей, ориентированы на принципы трехъязычия: 50% дисциплин преподается на родном языке (русском/казахском), 20% дисциплин – на втором языке (русском/казахском) и 30% дисциплин преподается на английском языке. В 2017-2018 учебном году по программам трехъязычного образования в нашем вузе обучается 169 студентов.

В целях повышения качества преподавания на английском языке привлекаются зарубежные ученые. Так, по специальности «Химия» приглашен выпускник Саутгемптонского университета (University of Southampton), магистр химии Олжас Юсупов, «Информатика», «География» – магистр Римского университета им. Гульельмо Маркони (Италия) Микела Трамонти, доктор PhD Университета г. Сомбатхей Западно- Венгерского университета Dr. Fresli Mihaly и другие.

В университете уже стало традицией проведение круглых столов и семинаров по трехъязычному образованию. Модераторами являются не только руководители подразделений КГПУ, но и работники секретариата областной Ассамблеи народа Казахстана, ГУ «Управление по развитию языков» акимата Костанайской области», члены областной научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана, препо- даватели Назарбаев Интеллектуальной школы, учителя школ города, представители этнокультурных объединений, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели, студенты КГПУ.

Большое внимание в вузе уделяется обновлению содержания образования. Так, 20-21 апреля 2017 года Учебно-методическое управление организовало работу методического семинара для преподавателей выпускающих кафедр на тему «Обновление содержания среднего образования: теория и практика». Цель методического семинара – создание условий для постоянного самосовершенствования преподавателей вуза посредством установления регулярной обратной связи и получения знаний о возможностях и функциях оценивания в образовательном процессе. В рамках семинара были рассмотрены вопросы содержания критериального оценивания учебных достижений обучающихся в рамках обновления содержания образования.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний. В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем по мере необходимости приобретать их самостоятельно. Именно поэтому система образования в КГПУ открыта современным научным исследованиям - студенты и ППС имеют доступ к ресурсам университетской электронной библиотеки (репозиторий), к зарубежным информационным базам, а технологическое оснащение учебного процесса соответствует уровню передовой науки. К примеру, в кабинете робототехники имеются поля для проведения соревнований по робототехнике: для минисумо, для кегельринга, для движения по линии, а в научно-методической лаборатории History Lab собраны новые методики и технолоти для преподавания истории и проведения исследований. Современная лаборатория Information and Communication Technologies предназначена для проведения занятий по информатике, предполагающих выполнение заданий алгоритмического характера и др. В общем инновационно-педагогическая деятельность, как один из основных компонентов образовательной деятельности ППС нашего университета, построена на использовании общепринятой методологии обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также электронных ресурсов международных научных и образовательных источников.

Таким образом, в образовательной политике Костанайского государственного педагогического университета наблюдается смена приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей каждой личности. Безусловно, для этого нужна еще большая консолидация усилий, настоящая преданность педагогической профессии, каждодневная ответственность и непрекращающееся творчество. Главное для нашего коллектива – это развитие индивидуализированного характера образования, позволяющего учитывать возможности каждого конкретного студента и способствовать его самореализации.

Эльмира НАУРЫЗБАЕВА,
начальник учебно-методического управления
Костанайского государственного педагогического
университета

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ біз жайлы Институциальная перезагрузка образовательной системы педагогического вуза