Педагог педагогу тьютор

Білімді ел – Образованная страна, 2018 год, 6 ноября (№ 41), С. 13. | ПРОЕКТ

В Костанайском госу­дарственном педаго­гическом универси­тете в рамках нового уникального проекта «Я – стажер» прошел круглый стол «Успехи. Проблемы. Поиски». В нем приняли уча­стие молодые учите­ля школ области и опытные педагоги, их наставники из педаго­гического вуза.

«Я - стажер»

Прежде чем перейти непосредственно к мероприятию, стоит рассказать о самом тьютерском проекте, целью которого является оказание научно-методической и организационной помощи выпускникам вуза. Он был запущен в КГПУ советом ветеранов вуза в конце прошлого учебного года. Идея установить со своими выпускниками более тесное взаимодействие уже на профессиональном поприще принадлежит советнику ректора КГПУ, д.п.н Римме Бектургановой. Именно по ее инициативе в Костанайской области под эгидой управления образования несколько лет назад проходили занятия в «Школе молодого педагога», на которые приглашались учителя со стажем не более трех-пяти лет. Главным плюсом таких школ стало осознание молодыми учителями, что они всегда могут рассчитывать на помощь своих старших коллег, причем не только в вопросах организации учебного процесса, но и в плане личного профессионального роста, повышения квалификации, защиты своих прав через профсоюз и так далее. А когда есть такая поддержка, когда человек не остается один на один с трудностями, то и разочарований в своей профессии гораздо меньше, а самоотдачи в работе – в разы больше.

Эти прописные истины также стали первоосновой проекта «Я – стажер». Его куратором является специалист факультета дополнительного и дистанционного образования КГПУ Раиса Ищанова.

– Как только проект был одобрен на совете «Института педагогического менторства», началась большая организационная работа, – рассказывает Раиса Садыкпаевна. – Прежде всего, мы создали банк данных выпускников 2017 года. Первоначально было определено, что будем работать именно с этой целевой группой, но сейчас подключаем выпускников 2018 года, молодых учителей сельских и малокомплектных школ. Так что работа по банку данных продолжается. Также была подготовлена анкета, которую разместили на сайте нашего университета. Заполняя ее, участники проекта отвечали, в том числе, и на ключевые вопросы. Мы проанализировали их ответы и уже определили, в каком направлении будем действовать дальше.

Как следует из анкет, выпускники педвуза, например, хотели бы чаще участвовать в практико-ориентированных семинарах, посещать открытые занятия у опытных педагогов, знакомиться с передовым опытом старших коллег. А в вопросе «Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности?» большинство отметило три пункта:

  1. Умение организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу.
  2. Компьютерной грамотности и работы с документацией.
  3. Формулировать вопросы проблемного характера, создавать проблемно- поисковые ситуации в обучении.

По словам Раисы Ищановой, в течение этого учебного года в рамках проекта «Я – стажер» для молодых учителей школ планируется провести несколько значимых мероприятий. В период зимних каникул их соберут в педагогическом университете для обучения в «Зимней школе». В программе школы – методический семинар «Использование практико-ориентированной технологии в учебном процессе», мастер-класс по развитию критического мышления через чтение и письмо, а также семинар-практикум «Организация исследовательской деятельности выпускника-стажера как социальное партнерство школы и вуза», который планируется провести совместно с Центром педагогического мастерства г. Костаная. А летом в вузе будет организована стажерская конференция. Круглый стол «Я – стажер: мой путь в профессию» в списке запланированного стоит первым.

 Круглый стол

 – Главная цель нашего первого мероприятия по проекту – ближе познакомиться друг с другом: куратору со своим стажером, стажеру – с куратором, – обратилась к собравшимся модератор круглого стола, председатель совета ветеранов КГПУ, к.х.н., ассоциированный профессор кафедры естественных наук Калима Абдыкалыкова. – Познакомиться именно в плане профессиональной деятельности. Ведь сейчас вы уже не студенты и преподаватели, а коллеги по цеху, две заинтересованные стороны, одна из которых нуждается в новых знаниях и опыте, другая может этим опытом поделиться.

Первыми выступали молодые учителя, которые отработали, казалось бы, всего ничего – один учебный год и одну четверть этого школьного сезона. Временной отрезок небольшой, но о многих плюсах и минусах работы в школе они уже успели узнать. И самой большой проблемой, по словам всех выступающих, стало то, что они совершенно не были готовы к работе по программе обновленного содержания образования. Вузы просто не успевают перестраиваться под требования школьной реформы, и подготовка специалистов пока еще ведется в соответствии с прежним стандартом образования.

– В первый же год, как мы получили свои дипломы и пошли работать, в школах стала вводиться новая программа обучения, что вызвало определенные трудности, – рассказала учитель химии ШЛ № 1 города Костаная Виктория Губенко. – Обратиться за помощью практически было не к кому: молодые учителя и педагоги со стажем в этой ситуации оказались на равных. Лично для меня большим вопросом стала новая   система   оценивания.   У родителей она вызывает недоумение, а дети из-за отсутствия оценок потеряли мотивацию работать на уроке и даже выполнять домашнее задание. Есть сложности и по ведению предметов естественно-математического цикла на английском языке. Из-за слабой языковой подготовки детей урок химии, привожу пример из личных наблюдений, переходит в урок английского.

Свою коллегу поддержала учитель математики из этой же школы Александра Катунина. По ее словам, ученики пока не понимают, как это учиться без оценок, и боятся СОРов (суммативное оценивание раздела) и СОЧей (суммативное оценивание четверти), потому что знают, что полученный результат уже не исправить.

– У нас, молодых учителей, вопросов возникает много, и не надо стесняться обращаться с ними к старшим коллегам, – считает она. – Надо быть коммуникабельным, чтобы наладить хорошие взаимоотношения в коллективе, с учениками и их родителями. Для меня целым испытанием стало классное руководство. Во время учебы в вузе мне не хватило именно практики ведения родительских собраний, знаний, как взаимодействовать с родителями. А этот вопрос на самом деле очень серьезный. Старшие коллеги посоветовали посетить собрания в других классах, подсказали, как к ним готовиться, но пока еще есть над чем работать.

В анкете, которую Александра Катунина вместе с другими участниками круглого стола получила в начале мероприятия, она так и отметила, что хотела бы научиться проводить интересные и обоюдополезиые родительские собрания. Такое же пожелание выразили и другие учителя, поэтому, как отметила руководитель проекта Раиса Ищанова, программа «Зимней школы» будет дополнена соответствующим мастер-классом для стажеров.

Плюсы, о которых рассказывали молодые учителя, также у многих были идентичными. Это профессиональный школьный коллектив, тепло принявший молодых специалистов, личные успехи, достижения учеников, участие в обучающих семинарах, и самое главное, радость от того, что выбрана именно эта профессия. Пусть сложно и что-то еще непонятно, а кроме похвалы звучат замечания и даже критика, осознание, что ты занят серьезным и ответственным делом, отодвигает на второй план все трудности. Ни один из участников не сказал, что разочарован своим выбором, напротив, был виден их неподдельный интерес к учительской работе, заинтересованность в хороших результатах. Для этого они и участвуют в проекте «Я – стажер», организаторы которого обещают своим бывшим студентам всестороннюю помощь.Надо отметить, что многие участники проекта и ранее не теряли связи со своими преподавателями и кураторами. Учитель казахского языка и литературы гимназии им. С. Мауленова Айнур Меркемел, например, всегда обращается за помощью и советом к любимому педагогу – ассоциированному профессору кафедры казахского языка и литературы, к.ф.н. Кулзаде Мырзагалиевой. Она с отличием окончила в 2017 году КГПИ и сейчас продолжает обучение в магистратуре. Свою диссертацию Айнур пишет не без участия наставника. И вместе они планируют выпустить учебное пособие. Вот такое крепкое звено «наставник – стажер».

– Я рада, что у нас заработал проект, который дает больше возможностей для пол-учения каких-то конкретных знаний, – говорит она. – Когда начинаешь работать сам, лучше понимаешь, что надо знать и уметь в первую очередь. Думаю, в проект надо
привлечь старшекурсников, чтобы уже сейчас они начинали погружаться в проблемы школьной жизни, учились смотреть на свою будущую работу со всех сторон – это избавит их потом от многих неожиданностей.

– Порадовало то, что ни один из участников круглого стола не разочарован в своей профессии, а ведь первый год самостоятельной работы, когда проходит адаптация в новом коллективе, всегда самый сложный, – делится впечатлениями от встречи с молодыми учителями Раиса Ищанова. – Когда они рассказывали о школе, детях, у них горели глаза. И разговор у нас получился открытым, откровенным. Проблемы озвучены, и теперь наша задача – по максимуму дать им то, чего они ждут от нас: больше полезной информации и практических навыков. Мы проанализируем анкеты, кото-рые заполнили стажеры, и скорректируем наши дальнейшие мероприятия. Уверена, проект «Я - стажер» будет весьма плодотворным!

Баксараева А.

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ біз жайлы Педагог педагогу тьютор