Освобождение от исламофобии

Костанайские новости, 2016 год, 21 апреля (№ 44), С. 14.

Апрель для Казахстана ознаменовался тремя связанными друг с другом событиями. И все они так или иначе касались Организации Исламского сотрудничества.

Во-первых, глава нашего государства ездил в Турцию на переговоры с президентом Эрдоганом. В итоге появилась двухсторонняя декларация по процессу Исламского примирения. Второе - прошел саммит Организации Исламского сотрудничества, и Нурсултан Назарбаев высказал там ряд инициатив Казахстана. Наконец, было принято решение о создании в Астане Исламской организации по продовольственной безопасности. Ее установочная сессия пройдет в столице уже в конце апреля.
Что стоит за такой активной внешнеполитической деятельностью Казахстана? На эту тему ведущая рубрики побеседовала с доктором исторических наук, профессором, и.о. ректора КГПИ Еркином АБИЛЕМ.
– Еркин Аманжолович, Организация Исламского сотрудничества, если следовать ее названию, единственная в мире говорит об отношении к определенной религии. Ее даже называют официальной правительственной мусульманской международной организацией...
– Я бы сказал, что ОИС строится не на религиозной, а на культурно-исторической основе. Ведь большинство из 57 стран-членов этой организации являются светскими государствами. А ислам как религия - это некая общность. Возьмите Казахстан. Хотя ислам у нас признан традиционной религией, мы - государство светское.
–  Но тогда зачем так усиленно призывать к единству именно исламский мир?
– Мне кажется, что такую постановку вопроса диктует текущая ситуация. Как в Сирии, так и на Ближнем Востоке. Там сегодня чисто экономические проблемы, экономические интересы определенных структур облекают в религиозное противостояние тех же суннитов и шиитов. Другими словами, различие в религиозных
течениях провозглашается как повод к политическому противостоянию. И поэтому наш Президент, используя диалоговую площадку Организации Исламского сотрудничества, призывает к единству. Отсюда и совместная с Турцией декларация по процессу Исламского примирения.
– Когда глава Казахстана встречался в Турции с генеральным секретарем ОИС, он обратил внимание, более того, предложил «рассмотреть возможность участия государств-членов в искоренении исламофобии». Это такая большая проблема?
– Для мусульман – да. Исламофобия очень распространена среди жителей европейских стран. Особенно это стало заметно с наплывом беженцев из Сирии. Мусульманам там запрещают строить минареты, носить мусульманскую одежду. После череды террористических актов европейцы выступают против ислама как такового, а не против конкретных преступников. Как этому противостоять? Прежде всего, сами мусульманские страны должны бороться с терроризмом. Об этом на саммите ОИС говорил наш Президент. Надо объяснять, что терроризм и ислам – разные вещи. И мусульманские страны не должны самоизолироваться, они просто обязаны быть либеральными, толерантными. Если бы я знал другой рецепт, как противостоять исламофобии, мне бы, наверное, Нобелевскую премию мира дали. Но приходится признать: фобия эта возникла не на пустом месте, она подпитывается неприятием чужого образа жизни. Что, кстати, мы наблюдаем и в Казахстане. Ведь был факт, когда из общественного транспорта попросили удалиться женщину только потому, что она была в хиджабе. На самом деле глупо бояться, к примеру, мужчины с бородой. Поверьте, террористы так не выглядят.
Мировая экономическая нестабильность тоже подпитывает радикальные течения ислама. У нас тоже есть эта проблема. Особенно актуальная для юга Казахстана, столичного региона. Надо признать, что мы так и не сдвинули с места проблемы урбанизации, межрегионального распределения рабочей силы и вообще населения. Не будет безработных, особенно молодежи, которая никому не нужна, не из кого будет вербовать сторонников радикализма.
– Еркин Аманжолович, а как относиться к идее создания в Астане Исламской организации по продовольственной безопасности?
– Создать такую организацию для нашей страны выгодно. Это значит, мы хотим получить выход на один из самых крупных продовольственных рынков. Прекрасный маркетинговый ход для нашей экономики. Если мы сумеем переориентировать страны-члены Организации Исламского сотрудничества на нашу пшеницу - это разве плохо? Это - большой плюс. Причем для заключения контрактов не надо будет разъезжать по миру. Центр организации будет в Астане. Ведь в чем главная проблема любой экономики? Главное - иметь рынок сбыта продукции. Почему наши инновационные проекты не дают отдачи на полную мощность? По той же причине. Мы традиционно ориентированы на Россию, Белоруссию. Это хорошо. Потому что это стабильные контакты. Но если в этих странах у самих переизбыток куриной продукции, то какой смысл нам это направление развивать? Смысл будет, если мы переориентируемся на Пакистан или Иран с их огромным населением. Президент, по сути, дает нашему бизнесу прекрасную возможность выхода на другой рынок. Как эту возможность используют - вопрос другой.
– Но при этом Исламская организация по продовольственной безопасности потребует для Казахстана и некой компенсации, от нее будут ждать и безвозмездной помощи...
– Будут. Но мы и сейчас такую помощь разным странам оказываем. Еще с древности известно: хочешь заручиться гарантией интереса к тебе, приноси сначала дары. Мы должны и таким образом повышать престиж своей страны.
 

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 51-11-57

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Кітапхана БАҚ-тағы жарияланымдар Освобождение от исламофобии